Дело № 2-842/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Зиновьева И. Н.,
при секретаре Симоненко А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева Николая Николаевича к публичному акционерному обществу (ПАО) «Плюс Банк» о взыскании денежных средств, штрафа и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриев Н. Н. обратился в суд с иском к ПАО «Плюс Банк» о взыскании денежных средств, штрафа и компенсации морального вреда, в обоснование требований указав, что между ним и ПАО «Плюс Банк» был заключен кредитный договор на сумму 779 355 рублей, с уплатой процентов по ставке 28,9% годовых, сроком на 60 месяцев.
В соответствии с п. 11 Индивидуальный условий кредитного договора кредит был выдан в том числе для оплаты услуг VIP-assistance по программе «Concierge+» в размере 35400 рублей и по программе «Black Edition+» в размере 164990 рублей. При обращении в банк у заемщика не было намерения заключать договор на оказание данных услуг. Однако типовая форма кредитного договора не позволяла отказаться от данного условия договора, что, по мнению истца, является грубым нарушением его права как потребителя на свободу волеизъявления при заключении договора.
На основании указанного истец обратился с настоящим иском, в котором, указывая на нарушение ответчиком требований ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», просил взыскать с ПАО «Плюс Банк» денежные средства в размере 200 390 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф по Закону РФ «О защите прав потребителей» и судебные расходы по оплате нотариальных услуг в размере 1 850 рублей.
Истец Дмитриев Н. Н. в судебное заседание не явился, в иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ПАО «Плюс Банк», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении иска. Указал, что заключение договора на предоставление услуг VIP-Аssistance по указанным программам не являлось условием заключения кредитного договора. Решение о заключении указанного договора было принято заемщиком самостоятельно, о чем свидетельствует отметка в заявлении на предоставление потребительского кредита о желании заключить соответствующий договор. Банк не является стороной заключенного договора. Денежные средства в счет оплаты указанных услуг были направлены исполнителям ООО «Ринг-М» и ООО «Премиум Ассистанс», на основании распоряжения заемщика.
Представители третьих лиц ООО «Премиум Ассистанс» и ООО «Ринг-М», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений не представили.
Исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу ч. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Из материалов дела следует, что 09.09.2017 между ПАО «Плюс Банк» и Дмитриевым Н. Н. был заключен кредитный договор № **, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в сумме 779 355 рублей сроком на 60 месяцев с процентной ставкой 28,9 % годовых, на оплату части стоимости автомобиля марки «CHEVROLET CAPTIVA», 2010 года выпуска, по договору купли-продажи, заключенному между Дмитриевым Н. Н. и ООО «Бест Авто», в размере 578 965 рублей, оплату по абонентскому договору об оказании услуг «VIP-Assistance» по программе «Concierge+» в размере 35400 рублей, оплату по абонентскому договору об оказании услуг «VIP-Assistance» по программе «Black Edition+» в размере 164990 рублей (л. д. 44-48).
Указанный кредитный договор был заключен в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» в следующем порядке: до заключения кредитного договора заемщику была предоставлена информация об Условиях предоставления кредита на приобретение автотранспортного средства по кредитной программе «АвтоПлюс»; по результатам ознакомления с Условиями заемщик направил банку заявление о предоставлении кредита. По результатам рассмотрения указанного заявления банк оформил и предоставил заемщику на согласование индивидуальные условия, которые являются офертой банка на заключение кредитного договора; после подписания индивидуальных условий заемщик в целом принял Условия предоставления кредита на приобретение автотранспортного средства по кредитной программе «АвтоПлюс» в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ.
Подписав заявление о предоставлении потребительского кредита, Дмитриев Н. Н. подтвердил, что ему до обращения с настоящим заявлением полностью разъяснено о возможности заключения по некоторым кредитным программам банка сопутствующих договоров, таких как, договоры личного страхования заемщиков от несчастных случаев со страховыми рисками смерть, постоянная и полная утрата трудоспособности в результате несчастного случая (программа 1) и от несчастных случаев и болезней со страховыми рисками смерть, временная, постоянная и полная утрата трудоспособности в результате несчастных случаев или болезней (программа 2) с любой страховой компанией, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым банком к страховым компаниям и страховым продуктам таких страховых компаний, а также договоры, предметом которых является оказание третьими лицами услуг, связанных с личным страхованием, страхованием ТС, владением, эксплуатацией и обслуживанием автомобиля, указанного в настоящем заявлении (договор оказания услуг «VIP-Assistance» или другие) и о возможности оплаты стоимости таких договоров за счет собственных средств либо за счет кредитных средств на условиях, определенных Тарифами банка. Ему разъяснено, что заключение таких договоров не является обязательным, происходит исключительно на основании его волеизъявления и не оказывает никакого влияния на возможность получения кредита и на условия, на которых такой кредит будет предоставлен.
Указанный текст разъяснения содержится в п. 4 заявления о предоставлении потребительского кредита, подписанного Дмитриевым Н. Н. (л. д. 59-60)
Также Дмитриевым Н. Н. 09.09.2017 было подписано заявление, которым, действуя по своей воле и в своем интересе, он выразил согласие на заключение абонентских договоров об оказании услуг «VIP-Assistance» по программе «Black Edition+» стоимостью 164990 рублей с компанией ООО «Ринг-М», и об оказании услуг «VIP-Assistance» по программе «Concierge+» стоимостью 35400 рублей с компанией ООО «Премиум Ассистанс».
Доводы истца о том, что кредитным договором не предусмотрена возможность отказа от заключения абонентских договоров об оказании услуг «VIP-Assistance» суд находит несостоятельными в виду следующего.
Форма заявления физического лица на получение кредита разработана таким образом, что предоставляет заемщику право поставить в соответствующем поле отметку об отказе от заключения договора публичной оферты, чем Дмитриев Н. Н., не воспользовался.
В заявлении о предоставлении кредита Дмитриев Н. Н. самостоятельно поставил отметки о заключении договоров по оказанию услуг «VIP-Assistance» по программам «Concierge+» и «Black Edition+», оплате заключения договоров по оказанию услуг «VIP-Assistance» за счет кредитных средств (л. д. 61). Из заявления о предоставлении кредита следует, что у заемщика имелся выбор получить кредит с условием о заключении договора по оказанию услуг «VIP-Assistance», либо отказаться от заключения договора публичной оферты, и он самостоятельно принял решение о заключении указанных договоров, а не отказался, как отказался от страхования транспортного средства, личного страхования и от присоединения к договору добровольного коллективного страхования.
Рассмотрев заявление о предоставлении кредита, банк направил заемщику индивидуальные условия кредитного договора (оферту), включив в него условия о получении услуг «VIP-Assistance».
Сумма кредита была определена заемщику с учетом его пожеланий и условий кредитной программы, позволяющей использовать кредитные средства не только на оплату приобретаемого автомобиля, но и оплату премии по договору публичной оферты об оказании услуг «VIP-Assistance».
Сумма кредита была предоставлена Дмитриеву Н. Н. 09.09.2017, путем безналичного перечисления на счет с последующим перечислением: 578 965 рублей - на расчетный счет продавца автомашины, 164990 рублей - на счет ООО «Ринг-М», 35400 рублей - на счет ООО «Премиум Ассистанс» (л. д. 55).
Все перечисления денежных средств со счета были выполнены по распоряжению заемщика, что следует из заявления на заключение договора банковского счета (л. д. 42).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения услуг.
Как указано в п. 11 Индивидуальных условий договора потребительского кредита, кредит предоставляется Банком на следующие цели; 578 965 рублей - на покупку транспортного средства, 164990 рублей - на оплату премии по абонентскому договору об оказании услуг «VIP-Assistance» (программа «Black Edition+»), 35400 рублей - на оплату премии по абонентскому договору об оказании услуг «VIP-Assistance» (программа «Concierge+»).
Информация по абонентскому договору об оказании услуг «VIP-Assistance» (программа «Black Edition+») отражена в п. 20 Индивидуальных условий.
Информация по абонентскому договору об оказании услуг «VIP-Assistance» (программа «Concierge+») отражена в п. 21 Индивидуальных условий.
В п. 14 Индивидуальных условий указано, что подписанием настоящих условий заемщик выражает свое согласие с общими условиями кредитования по кредитной программе «АвтоПлюс» и присоединяется к ним в целом в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ.
При этом возможность выбора условий кредита в соответствии с кредитной программой «АвтоПлюс» без заключения абонентских договоров об оказании услуг не была связана для заемщика с наличием повышенных ставок платы по кредиту, вынуждающих его заключить указанные договора.
Доказательств совершения кредитной организацией действий, выражающихся в отказе либо уклонении от заключения кредитного договора без согласия заемщика быть застрахованным, равно как и доказательств иных злоупотреблений банка свободой договора в форме навязывания контрагенту несправедливых условий договора в материалы дела не представлено.
В соответствии с требованиями ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 8 и ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» сведения о требованиях к страховым организациям и о примерном перечне страховых организаций, об их деятельности, условиях страхования, тарифы, о размере агентского вознаграждения размещены банком в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация об услуге кредитования по программе «АвтоПлюс» размещена банком на официальном сайте и на бумажных носителях по месту заключения договора.
Наличие указанной информации позволяло Дмитриеву Н. Н. осуществить выбор как контрагента, так и способ заключения договора, в том числе уточнить наиболее выгодные для себя условия заключения договора.
Каких-либо достоверных и достаточных доказательств того, что отказ истца от заключения абонентских договоров об оказании услуг VIP-assistance мог повлечь отказ в заключении кредитного договора, то есть имело место запрещенное ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» навязывание приобретения услуг при условии приобретения иных услуг, в материалах дела не имеется.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что намерение заключить абонентские договора об оказании услуг «VIP-Assistance» истец выразил добровольно, при этом право воспользоваться данными услугами или отказаться от них банком не ограничивалось, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возврате уплаченных истцом денежных средств.
Отказывая в удовлетворении основного искового требования, суд также отказывает истцу и в удовлетворении производных требований о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, возмещения судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░