Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4365/2015 ~ М-3737/2015 от 22.06.2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Егорове В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилиной Н.И. к Мэрии городского округа Тольятти о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Кирилина Н.И. обратилась в суд с иском к Мэрии г.о.Тольятти о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, суду пояснила, что она является владельцем и пользователем спорного земельного участка. Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был предоставлен истцу в собственность в границах плана, являющегося неотъемлемой частью постановления. Для получения кадастрового паспорта истица обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра», предоставив межевой план. Однако, что в постановке участка на кадастровый учет было отказано по причине несоответствия размера земельного участка установленным минимальным размерам садовых земельных участков, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти в редакции, утвержденной Решением Думы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, минимальный размер вновь образуемого садового земельного участка - 450 кв.м. Считает указанную причину отказа необоснованной, поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в данном случае должен руководствоваться минимальным размером земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства, установленного законом субъекта РФ в размере 0,03 га (300 кв.м), а не правовым актом органа местного самоуправления. Истица имеет право на предоставление в собственность спорного земельного участка бесплатно, без проведения торгов, на основании ст. 10.4. Закона Самарской области «О земле» и ч.3 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ. Просит признать право собственности порядке приватизации на земельный участок площадью 355 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду предоставлен отзыв на иск, из которого следует, что спорный земельный участок был предоставлен истцу бесплатно на праве собственности, спор о праве на земельные участки между истцом и мэрией отсутствует, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, принять решение на усмотрение суда.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Представитель СНТ «Любитель» по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что СНТ «Любитель» создано ДД.ММ.ГГГГ. Истец является членом товарищества, владеет и пользуется спорным земельным участком, местоположение которого определено в установленном порядке. Истец задолженностей по оплате взносов и иных платежей за земельный участок не имеет. Не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований.

Проверив материала дела, выслушав пояснения истца, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с частью второй настоящей статьи, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета депутата трудящихся Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков Управлению железнодорожного транспорта «Куйбышевгидростроя» и Нефтебазе", Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета депутата трудящихся Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О выделении земельных участков предприятиям и организациям города под коллективные сады», Постановлением Администрации г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче государственных актов на право землепользования» были выданы акты на право землепользования садоводческим товариществам, в том числе с/т «Энергетик» ТоТЭЦ, которое находилось в обществе «Любитель», расположенного <адрес>.

Письмом заместителя мэра г.о Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ был согласован План-схема территории некоммерческого объединения, устанавливающего распределение и закрепление земельных участков за членами СНТ «Любитель».

Судом установлено, что СНТ «Любитель» создано и зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Уставом товарищества и свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Кирилина Н.И. является членом СНТ «Любитель», владеет и пользуется спорным земельным участком, расположенным на территории указанного товарищества, что подтверждается членской книжкой, схемой расположения земельного участка, заключением правления СНТ «Любитель».

Судом установлено, что Кирилина Н.И. обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно на праве собственности.

Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> с местоположением: <адрес> с разрешенным использованием «садовые земельные участки» в соответствии с территориальной зоной СХ-1 был предоставлен в собственность Кирилиной Н.И.

Из пояснений истца следует, что для получения кадастрового паспорта он обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра», однако в постановке участка на кадастровый учет было отказано по причине несоответствия размера земельного участка установленным минимальным размерам садовых земельных участков, с указанием на Правила землепользования и застройки г.о.Тольятти в редакции, утвержденной Решением Думы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым минимальный размер вновь образуемого садового земельного участка составляет 450 кв.м. Истец считает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области при рассмотрении заявлений и принятии решения должен был руководствоваться минимальным размером земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства, установленного законом субъекта РФ, а не правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно статье 33 Земельного Кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 13 Закона Самарской области «О земле» минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства составляет 0,03 га (300 кв.м.).

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Земельного Кодекса РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1, устанавливаются федеральными законами в случае предоставления из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов РФ - из земель, находящихся в собственности субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно пункта 3 статьи 33 Земельного Кодекса РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, применение предельных размеров земельных участков, установленных органом местного самоуправления, правомерно только в случаях:

максимальный размер земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, применяется при предоставлении участков из земель, находящихся в собственности муниципальных образований;

максимальные и минимальные размеры применяются при предоставлении земельных участков для целей, не указанных в п.1,2.1 ст.33 Земельного Кодекса РФ.

Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на земли федеральной собственности, земли субъектов РФ и земли поселений, городских округов, муниципальных районов установлены критерии отнесения земельных участков к собственности конкретного субъекта.

Так, согласно пункта 3 названного Федерального закона к землям муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, предоставленный истцу земельный участок является участком, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что при осуществлении кадастрового учета земельного участка необходимо руководствоваться нормами Закона Самарской области «О земле», согласно которому минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства составляет 0,03 га (300 кв.м.).

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 ст.11.3 Земельного Кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

Судом установлено, что проект расположения земельных участков и земель общего пользования в СНТ «Любитель» утвержден мэрией г.о.Тольятти, что подтверждается письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Пунктом 2.8 ст. 3 указанного Закона установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

Частью 1 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Согласно части 1 статьи 10.4 Закона Самарской области «О земле» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:

- некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;

- план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014 г.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в собственность граждан осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утвержденного правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в части 1 настоящей статьи.

Таким образом, право на получение земельного участка бесплатно в собственность предусмотрено действующим законодательством, но в силу указанных выше обстоятельств у истца отсутствует возможность оформить свое право собственности на земельный участок в порядке, установленном Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» иначе как в судебном порядке.

В соответствии со 11.3, 33, 39.5 Земельного кодекса РФ, п.п. 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.27 ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», ст.10.4 Закона Самарской области «О земле», суд, оценив достаточность и взаимную связь всех доказательств в их совокупности, считает необходимым признать за Кирилиной Н.И. право собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью <данные изъяты>, разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Кирилиной Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-4365/2015 ~ М-3737/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кирилина Н.И.
Ответчики
Мэрия г.о. Тольятти
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
СНТ «Любитель»
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сериков В. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
09.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.08.2015Предварительное судебное заседание
22.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2015Передача материалов судье
24.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2015Подготовка дела (собеседование)
28.08.2015Судебное заседание
01.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2016Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее