РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июня 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО2;
с участием представителя административного истца по доверенности Потехина С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2474/2019 по административному исковому заявлению МИФНС России №15 по Самарской области к Салионовой Л.Б. о взыскании недоимки по налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ответчику о взыскании суммы недоимки по пени: по налогу на имущество в размере 103, 82 руб.; пени по земельному налогу в размере 8 023, 64 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что Салионова Л.Б. является налогоплательщиком в связи с наличием объектов налогообложения, и у нее возникла обязанность уплаты обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п.2 ст.52 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок установленный законодательством о налогах и сборах. Указанное налоговое уведомление получено ответчиком в соответствии с п.4 ст.31 НК РФ и п.4 ст.52 НК РФ. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которые были получены ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст.31 НК РФ и п.6 ст.69 НК РФ.
Уточнив требования, просит взыскать с административного ответчика недоимку по пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц за 2013 г., взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере – 103, 82 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании уточненные требования поддержал, пояснил, что задолженность по пени по земельному налогу в размере 8 023, 64 руб. списана.
Административный ответчик Салионова Л.Б. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному административным истцом, причины неявки не сообщил, ходатайства об отложении или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступали.
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с положениями ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст. 70 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 109 НК РФ в случае истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности.
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных ст. 70, п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. В случае его пропуска при отсутствии уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени.
Статьей 226 Налогового кодекса РФ определены порядок и сроки уплаты налога налоговым агентом, согласно которым налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ответчику о взыскании суммы недоимки по пени по налогу на имущество в размере 103, 82 руб.; пени по земельному налогу в размере 8 023, 64 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, а также пени по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей с/у № Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, был вынесен судебный приказ №, однако согласно определению от ДД.ММ.ГГГГ он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения. В связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №, в котором налог рассчитан за 2013 налоговый период: земельный налог - 106 162, 16 руб., налог на имущество - 13 015, 30 руб., срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ
Также налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налог рассчитан за 2014 налоговый период: земельный налог – 128 996,00 руб., налог на имущество – 2 169,00 руб., срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушении ст. 45 НК РФ, Салионова Л.Б. не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, Инспекция направила в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ № (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени:
пени по налогу на имущество в размере 103, 82 руб.;
пени по земельному налогу в размере 8 023, 64 руб.
Налогоплательщиком данные требования исполнены частично, в связи с чем, административным истцом были уточнены исковые требования.
Из материалов дела следует, что в отношении Салионовой Л.Б. был вынесен: Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о взыскании пени по налогу на имущество в размере 103, 82 руб., пени по земельному налогу в размере 8 023, 64 руб.
ДД.ММ.ГГГГ по возражениям Салионовой Л.Б. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № был отменен.
При этом, из материалов дела усматривается, что в шестимесячный срок МИ ФНС России № по <адрес> в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам за периоды 2014, 2015 года не обратилась.
При расчете суммы иска административный истец ссылается на требование от ДД.ММ.ГГГГ № (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), в котором рассчитаны пени по налогам за 2014 годы, и на требование от ДД.ММ.ГГГГ № (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), в котором указаны пени по налогам за 2015 год.
То есть после обращения к мировому судье, получения судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, и его отмены, пропустив шестимесячный срок на судебное взыскание налогов и пеней, административный истец направляет административное исковое заявление об оплате пеней за 2014, 2015, обращаясь с просьбой о восстановлении пропущенного процессуального срока в качестве причины пропуска которого ссылаясь на большой объем материалов, направляемых в суд для взыскания задолженности по налогам и сборам и сжатым срокам на обращение в суд в порядке ст.48 НК РФ.
Суд не признает указанную административным истцом причину пропуска срока уважительной.
Инспекция должна своевременно выявлять недоимки и направлять требования об их уплате. Утрата возможности взыскания суммы налога означает утрату возможности начисления пени и применения налоговой санкции.
При этом неиспользование инспекцией своих полномочий на своевременное выявление просрочек и принятие мер к взысканию налога не может влечь для налогоплательщика отрицательных налоговых последствий.
В п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 указано, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Таким образом, истцом пропущен и срок для обращения в суд, поскольку настоящее исковое заявление Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области направила в суд ДД.ММ.ГГГГ, а пени просит взыскать исчисленных за 2014-2015 г., то есть административный иск предъявлен за пределами срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
Таким образом, доказательств, что Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области были своевременно приняты меры к принудительному взысканию сумм налогов, не представлено.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Оценивая доказательства в совокупности, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Салионовой Л.Б. о взыскании пени по налогу на имущество в размере 103, 82 руб., не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: