Дело №12- 51/2014
Р Е Ш Е Н И Е
02 октября 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хисматуллиной И.А., с участием представителя заявителя Копыткова Е.Г. – Щербинина О.А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.), при секретаре Артемьевой Л.А., рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Благовещенский железобетон» Копыткова Е.Г. на постановление государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «Благовещенский железобетон» Копытков Е.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Копытков Е.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, указывая на то, что на момент проведения плановой проверки действующая редакция Закона о транспортной безопасности (в ред. ФЗ от 03.02.20147г. № 15-ФЗ), исходя из понятий, содержащихся в ст. 1 Закона во взаимосвязи с понятиями «субъект транспортной инфраструктуры», «объекты транспортной инфраструктуры» и «транспортные средства» не позволяет отнести объекты юридического лица – железнодорожный путь необщего пользования (кадастровый №) и тепловозы (марок ТГМ-6А и ТЭМ-2М) к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам соответственно, в само юридическое лицо исходя из взаимосвязанных нормативных положений Закона о транспортной безопасности и нормативный правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности не является субъектом транспортной инфраструктуры.
В судебное заседание заявитель Копытков Е.Г. не явился, надлежаще извещен, о причинах неявки суд не известил.
В судебном заседании представитель Копыткова Е.Г. – Щербинин О.А. жалобу поддержал, просил удовлетворить, указывая на то, что УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОРА необоснованно считает его субъектом транспортной инфраструктуры; в ходе осуществления плановой проверки административным органом не установлено использование ОАО «Благовещенский железобетон» железнодорожного пути необщего пользования и двух транспортных средств - тепловозов для осуществления деятельности по перевозке грузов и пассажиров не в собственных интересах, а в интересах иных лиц на основании соответствующих договоров перевозки (оказания транспортных услуг).
Заинтересованное лицо государственный транспортный инспектор (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении жалобы в его отсутствие, просил в её удовлетворении отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Суд установил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании годового Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2014 год, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ, распоряжения от 31.03.2014г. № 366, УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка ОАО «Благовещенский железобетон» по вопросам соблюдения законодательства в области транспортной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии № по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в которых зафиксировано нарушение заявителем Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011г. № 41 (далее - Требования), а именно:
в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности не представлено полной и достоверной информации для проведения категорирования одного объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - железнодорожного пути необщего пользования (инвентаризационный № 4824, лит. I, кадастровый № 02:69:000000:16:104) и 2 транспортных средств - тепловозов марок: ТГМ 6А, ТЭМ 2М) - п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16 ФЗ «О транспортной безопасности»;
не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры - п.3, п.4, п.5.1 Требований;
не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и ТС ОАО «Благовещенский железобетон» - п. 3, п. 4, п. 5.6, п. 5.6.4 Требований;
не разработан порядок реагирования лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС (далее – силы обеспечения транспортной безопасности) в ОАО «Благовещенский железобетон», на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ и ТС ОАО «Благовещенский железобетон» - п. 3, п. 4, п. 5.6, п.п. 5.6.9 Требований;
не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС ОАО «Благовещенский железобетон» - п. 3, п. 4, п. 5.6, п.п. 5.6.10 Требований;
не разработан порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности ОАО «Благовещенский железобетон» информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию - п. 3, п. 4, п. 5.6, п.п. 5.6.11 Требований;
отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС ОАО «Благовещенский железобетон» о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно - распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и/или ТС, включая запрещение: совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий - п. 3, п. 4, п. 5.14, п.п. 5.14.4 Требований.
На основании материалов проверки государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО4 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГг. № о привлечении генерального директора ОАО «Благовещенский железобетон» Копыткова Е.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Статья 1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности») устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом, в силу п. 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Статьей 8 ФЗ «О транспортной безопасности» регламентировано, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 названного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 12 ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в силу п.п. 3, 4 Требований настоящие требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
Указанные Требования предусматривают, что субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- п. 5.1 - назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
- п. 5.6 - разработать, принять и исполнять внутренние организационно- распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе:
- п. 5.6.4 - номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;
- п. 5.6.9 - порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС;
- п. 5.6.10 - порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;
- п. 5.6.11 - порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;
- п. 5.14 - допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, при проведении плановой проверки выявлено, что ОАО «Благовещенский железобетон» имеет в собственности железнодорожный путь необщего пользования, инвентаризационный № 4824, лит. I, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и на балансе - тепловозы марок ТГМ 6А, ТЭМ 2М, что подтверждается инвентарными карточками учета объекта основных средств.
Административным органом указанные объекты заявителя квалифицированы как объект транспортной инфраструктуры и транспортные средства соответственно, в силу чего, в оспариваемом постановлении им сделан вывод о том, что ОАО «Благовещенский железобетон» является субъектом транспортной инфраструктуры, в силу чего обязан исполнять положения п. 4 ч. 2 ст. 12 ФЗ «О транспортной безопасности» и Требований.
Между тем УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора не учтено следующее.
Вышеприведенные положения ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» следует толковать и применять в системе с общими положениями действующих транспортных кодексов и уставов, в том числе Федерального закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта).
В соответствии со ст. 1 Устава железнодорожного транспорта данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
При этом согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным пользования и предназначенные для обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, из системного толкования положений ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» и ст. 1 Устава железнодорожного транспорта следует, что к объектам транспортной инфраструктуры, на которых должно обеспечиваться соблюдение требований, предусмотренных ФЗ «О транспортной безопасности» относятся только сооружения и производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки (оказания железнодорожных услуг).
Соответственно к объектам транспортной инфраструктуры в смысле, придаваемом этому понятию нормами ст. 1 названного Федерального закона во взаимосвязи с нормами ст. 1 Устава железнодорожного транспорта, не могут быть отнесены здания и сооружения, предназначенные не для организации перевозочной деятельности на основании соответствующих договоров, а для удовлетворения собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникающих в ходе осуществления ими основных видов деятельности.
При таких обстоятельствах, к субъектам транспортной инфраструктуры, на которых возлагаются обязанности по соблюдению требований законодательства РФ о транспортной безопасности, исходя из смысла положений ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» во взаимосвязи с нормами ст. 1 Устава железнодорожного транспорта, следует относить юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа в интересах иных лиц на основании заключенных с ними договоров перевозки (оказания транспортных услуг) с использованием принадлежащих им на законном основании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Лицо, использующее в процессе своей основной производственной или иной деятельности, принадлежащие ему транспортные средства и необходимые для их функционирования объекты для собственных нужд, не может быть признано субъектом транспортной инфраструктуры в смысле, придаваемом данному понятию ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности».
Как следует из представленного в материалы дела Устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, Выписки из ЕГРЮЛ, ОАО «Благовещенский железобетон» осуществляет основной вид экономической деятельности как «Производство изделий из бетона для использования в строительстве» (ОКВЭД 26.61) и соответственно обладает на праве собственности соответствующим имущественным комплексом: зданиями, сооружениями, строениями, в том числе имеет на балансе железнодорожный путь необщего пользования, кадастровый №, длиной 5869м. без выхода на пути общего пользования, который расположен на его производственной территории, автомобильным и железнодорожным подвижным составом, для осуществления основного вида деятельности, исключительно для собственных нужд.
Довод о том, что ОАО «Благовещенский железобетон» использует принадлежащие ему объекты и транспортные средства исключительно для собственных производственных нужд в рамках Уставной деятельности, административным органом на основе соответствующих доказательств не опровергнут.
Доказательств того, что ОАО «Благовещенский железобетон» оказывает услуги по обслуживанию субъектов отношений по перевозке транспортом, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки (оказания железнодорожных услуг), материалы дела об административном правонарушении не содержат, и в судебное заседание, не представлено.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что наличие у ОАО «Благовещенский железобетон» железнодорожного пути необщего пользования и двух тепловозов само по себе не является основанием для признания его субъектом транспортной инфраструктуры в смысле, придаваемом ФЗ «О транспортной безопасности», в связи с чем, действия (бездействие) генерального директора ОАО «Благовещенский железобетон» Копыткова Е.Г., выразившиеся в неисполнении требований законодательства РФ об обеспечении транспортной безопасности не образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, жалоба генерального директора ОАО «Благовещенский железобетон» Копыткова Е.Г. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу генерального директора ОАО «Благовещенский железобетон» Копыткова Е.Г. удовлетворить.
Постановление государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ОАО «Благовещенский железобетон» Копыткова Е.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, отменить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток с момента получения копии решения.
СУДЬЯ: И.А. Хисматуллина