Дело № 2 – 9909/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Благовещенск 07 сентября 2015 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего О.С. Щедриной,
при секретаре Я.В. Черноскутовой,
с участие истца П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,-
УСТАНОВИЛ:
П. обратилась в суд с иском к администрации гор. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска № *** от *** года об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении в перепланированном состоянии жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры *** дома *** по улице *** города Благовещенска.
Без наличия на то соответствующего разрешения, в указанной квартире была осуществлена перепланировка.
В администрацию гор. Благовещенска было представлено заявление о согласовании перепланировки жилого помещения, а также все необходимые для такого согласования документы. Однако, администрация гор. Благовещенска приняла решение № *** от *** года об отказе в согласовании перепланировки и переустройстве жилого помещения в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган. Техническое решение перепланировки жилого помещения соответствует требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Проект перепланировки разработан организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности ОАО «Амургражданпроект».
В связи с чем, полагает, что отказ в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения необоснован, поскольку перепланировка выполнена с учетом требований экологических, строительных и санитарных норм, а также перепланировка не нарушает прав и законных интересов собственников других помещений, не создает угрозу их жизни и здоровью.
Истец в судебном заседании настаивала на исковых требованиях в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснила, что многие жильцы дома осуществили данную перепланировку на стадии строительства дома.
Представитель администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – администрации гор. Благовещенска.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права *** от *** года является собственником квартиры № *** по ул. *** города Благовещенска.
Как установлено в судебном заседании и следует из иска, в квартире № *** по ул. *** города Благовещенска произведена перепланировка и переустройство данного жилого помещения, путем ***
Согласно частям 1, 2 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенные без согласования с органом местного самоуправления, является в силу части 1статьи 29 ЖК РФ самовольными.
Решением администрации города Благовещенска № *** от *** года истцу было отказано в согласовании переустройства и перепланировки принадлежащей ей квартиры по причине представления документов в ненадлежащий орган, а также не представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу частей 1, 2 статьи 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с частью 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем, согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статьями 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения пункта 7 части 1 статьи 14, статей 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения части 4 статьи 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в статье 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией города Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация города Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения незаконным, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила статьи 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований части 2 статьи 26 ЖК РФ истцом представлены суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения – квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в городе Благовещенске, выполненный ОАО «Амургражданпроект»; технический паспорт на перепланированное жилое помещение, правоустанавливающие документы на данное жилое помещение.
Постановлением мэра города Благовещенска № 644 от 4 сентября 2009 года «Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» (в ред. постановления администрации города Благовещенска от 10 сентября 2012 года № 4255), в соответствии со статьей 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу пункта 1.2 указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
В силу пунктов 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, при перепланировке проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В состав проектной документации входят: план до перепланировки; план после перепланировки; чертежи архитектурных элементов фасадов (при устройстве входов, тамбуров входов); конструктивные детали и узлы (при необходимости); решения по внутреннему инженерному оборудованию (при необходимости); план благоустройства (при необходимости); топографическая съемка М 1:500, выполненная в соответствии с требованиями технических регламентов и с учетом материалов и данных инженерных изысканий, хранящихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Благовещенска (при необходимости); чертеж красных линий, соответствующий месторасположению объекта, совмещенный с представленной топографической съемкой М 1:500 (при необходимости); информация из ИСОГД о территориальной зоне объекта капитального строительства, в котором расположено помещение, о видах разрешенного использования и об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, - в случае перевода жилых помещений в нежилые помещения либо копия градостроительного плана земельного участка (при его наличии в ИСОГД).
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Пунктом 2.3 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, утвержденного Постановлением мэра города Благовещенска № 644 от 4 сентября 2009 года, установлено, что в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Общим имуществом в смысле части 1 статьи 36 ЖК РФ признаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с подпунктом «в, г» пункта 2 части 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу пункта 1 части 2 статей 44, 47 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решение по данному вопросу, поставленного на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме либо проводится в форме заочного голосования.
Из системного анализа норм части 1 статьи 46, пункта 1 части 2 статьи 44, части 3 статьи 36 ЖК РФ следует, что большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение лишь о проведении такой реконструкции многоквартирного дома, которая не влечет за собой уменьшения общего имущества многоквартирного дома. В том же случае, когда реконструкция предполагает уменьшение размера общего имущества, решение о ее проведении в силу императивной нормы части 3 статьи 36 ЖК РФ может быть принято лишь при условии получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует общей норме статьи 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Как усматривается из материалов дела, в ходе перепланировки жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцу, были проведены работы по ***
В этой связи судом принимается во внимание проектная документация на данную перепланировку, в соответствии с которой производство работ согласно плану перепланировки не повлияет на техническое состояние основных несущих конструкций здания. После перепланировки помещений прочность, жесткость и устойчивость здания в целом будет обеспечена. Изменения объекта капитального строительства не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций после перепланировки квартиры по ул. ***, кв. *** в городе Благовещенске ОАО «Амургражданпроект» работы, выполненные при перепланировке квартиры *** дома № *** по ул. *** в городе Благовещенске соответствуют изготовленному проекту.
Кроме того, судом также учитывается следующее.
Из пояснений истца в судебном заседании следует и подтверждается материалами дела, что перепланировка квартиры состояла в демонтаже подоконной части на кухне с утеплением лоджии, разборе кирпичной кладки подоконника на лоджии со стороны жилой комнаты. Следовательно, произведенная перепланировка не затронула несущих конструкций здания, поскольку кирпичная кладка под окном к таковым не может быть отнесена и никакой нагрузки не несет.
Из имеющихся в деле сведений о планировке квартиры также усматривается, что в составе данного жилого помещения имеется лоджия, расположенная вдоль комнаты и кухни. Именно на данную лоджию истцом был сделан выход в результате произведенной перепланировки.
Исходя из этого, демонтированные под окном кухни и комнаты части стены в соответствии с буквальным толкованием части 1 статьи 36 ЖК РФ не являлись общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не являлись внешней ограждающей несущей или ненесущей конструкцией данного многоквартирного жилого дома (в качестве внешней ограждающей конструкции дома в данном случае выступает внешняя стена другого изолированного помещения - лоджии), не были предназначены для обслуживания других жилых помещений (помимо квартиры истцов выход на лоджию из других жилых или нежилых помещений дома отсутствует), в связи с чем права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома данной перепланировкой затронуты не были.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в результате произведенной истцами перепланировки не было затронуто общее имущество собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, в связи с чем необходимость предоставления согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует.
Согласно проекту перепланировки, выполненной ОАО «Амургражданпроект», технические решения соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий. Перепланировка не влияет на надежность и устойчивость здания, не предусматривает изменений в несущих конструкциях.
При этом техническим заключением ОАО «Амургражданпроект» по обследованию строительных конструкций после перепланировки квартиры № *** по ул. *** подтверждается, что перепланировка в указанной квартире выполнена согласно разработанного проекта. Обследованием установлено, что все конструкции квартиры (наружные и внутренние стены, плиты перекрытия, оконные и дверные заполнения в остальных помещениях) после перепланировки оставлены без изменения. Техническое состояние конструкций обследованной квартиры после проведенной перепланировки исправное, которое характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Перепланировка не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации обследованной квартиры по назначению, не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки и переустройства.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки и переустройства нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания перепланировкой и переустройством угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки и переустройства нарушаются права и законные интересы истца на получение такого согласования в установленном законом порядке, создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает, что исковые требования П. о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ администрации г. Благовещенска № *** от *** года в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, незаконным.
Сохранить жилое помещение – квартиру № *** по ул. *** г. Благовещенска – в переустроенном и перепланированном состоянии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца.
Председательствующий О.С. Щедрина
Решение в окончательной форме принято ***2015 г.