Дело № 2-40/2021
УИД 24RS0047-01-2020-000391-70
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе,
Председательствующего судьи Пиджакова Е.А.,
с участием: помощника прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края Прониной А.В., представителя ответчика Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края Белени Е.В., представляющей интересы на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Управления образования администрации Северо-Енисейского района Красноярского края Ткаченко К.Э., представляющей интересы на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Яриной Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах ФИО5 к Муниципальному образованию «Северо-Енисейский район» в лице администрации Северо-Енисейского района, Министерству образования Красноярского края об обязании предоставить пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
Установил:
Прокурор Северо-Енисейского района Красноярского края, действуя в интересах ФИО5, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края об обязании предоставить пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в гп. Северо-Енисейский по договору найма специализированного жилого помещения площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка». Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации Северо-Енисейского района от №-ос от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО5. была учреждена опека, опекуном был назначен ФИО10 В настоящее время ФИО5 является совершеннолетним. Жилого помещения в собственности не имеет, право пользования каким-либо жилым помещением у нее отсутствует, договор социального найма между администрацией и ФИО5, либо его родителями не заключался. На основании решения комиссии Министерства образования Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 поставлен на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО5 прошел обучение и получил диплом о среднем профессиональном образовании. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, проживает у своего дяди ФИО10, который является его опекуном.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора района поддержала исковое заявление в полном объеме по основаниям указанным в нем.
В судебное заседание материальный истец ФИО5 не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, лично телефонограммой (л.д.59). Ходатайств об отложении суду не поступали.
В судебном заседании представитель ответчика Беленя Е.В. с иском прокурора не согласилась, просила в исковых требованиях прокурора Северо-Енисейского района отказать в полном объеме, поддержала письменный отзыв, пояснив, что в Министерство Красноярского края неоднократно направлялись обращения о выделении денежных средств на 2020-2021 годы для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в число которых включен ФИО5, однако приходили ответы, что выделенные министерству средства все распределены, администрация района в отсутствии соответствующего финансирования не имеет возможности обеспечить ФИО5 соответствующим жилым помещением.
Представитель Управления образования Ткаченко К.Э. просила в иске отказать. Однако, ссылаясь на предмет разбирательства требования прокурора признала обоснованными.
Представитель соответчика Министерства образования Красноярского края, третьего лица Министерства Финансов Красноярского края, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления заказного письма, что подтверждается почтовыми уведомлениями, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступало (л.д. 60, 61).
Изучив судебные извещения, выслушав лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Красноярского края регулируются Законами Красноярского края «О защите прав ребенка» № 12-961 от 02.11.2000 года, № 9-4225 от 24.12.2009 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
Согласно ст.17 Закона Красноярского края № 12-961 Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления предусмотренные законом документы. Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия названные в данной норме документы, находящиеся в распоряжении иных органов. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела рассматриваемой категории лиц, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 статьи 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.
Поступившие в указанный орган документы рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Порядок формирования, состав и порядок деятельности комиссии определяются Правительством края. Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц рассматриваемой категории в список либо об отказе во включении их в список. Решение о включении в список (об отказе во включении в список) указанных лиц принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии. Включение в данный список осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования письменно уведомляет заявителей о принятом решении в течение 10 рабочих дней с даты его принятия.
Решение о предоставлении лицу рассматриваемой категории, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления. Предоставление жилых помещений таким лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются мать - ФИО2, отец - ФИО3 ( л.д. 7)
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Согласно свидетельства о смерти мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)
Согласно распоряжению главы администрации Северо-Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ №-ос, опекуном несовершеннолетнего ФИО5 назначен ФИО10 (л.д. 11)
Из справки Управления образования администрации Северо-Енисейского района следует, что ФИО5 имеет статус ребенка сироты с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13)
ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, его номер в списке – 2059 ( л.д. 13 обр. сторона)
В настоящее время ФИО5 прошел обучение в КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики», по окончании ДД.ММ.ГГГГ получил диплом среднем профессиональном образовании (л.д. 14-15)
Жилого помещения в собственности ФИО5 не имеет, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (л.д. 18)
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю следует, что за ФИО5, ФИО4 и ФИО3 какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности и ином вещном праве не зарегистрированы. (л.д. 19-21)
Согласно справкам администрации Северо-Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ №, № следует, что с ФИО13 (ФИО12) Л.А. и ФИО5 договоров социального найма жилого помещения в Северо-Енисейском районе Красноярского края не заключалось (л.д. 22-23)
Анализируя представленные письменные доказательства и пояснения сторон, возражения ответчиков, суд не может принять их во внимание исходя из следующего.
Ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ условие о формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - граждане указанной категории), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не означает установление очередности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление правил по формированию соответствующего списка и предусматривает определение перечня предоставляемых документов, а также уполномоченного органа сбору данных документов и учету граждан, имеющих право на внеочередное предоставление иного помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без (попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется с целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на эти цели.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на указанные цели не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ч. 24 ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории граждан должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории граждан, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее -норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
В силу п. 25 ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 орган местного самоуправления заключает с гражданами указанной категории договор найма специализированного жилого помещения на основании акта о включении в список. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав граждан указанной категории на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 25.06.2019 № 324-п министерство образования края является органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на предоставление средств субвенций.
На основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 23 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для граждан указанной категории путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. При определении общего объема субвенций учитывается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения и (или) средняя рыночная стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения, устанавливаемые органами местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа). Приобретение в муниципальную собственность и (или) строительство жилых помещений для предоставления гражданам указанной категории осуществляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ наделен полномочиями обратиться в суд с данным иском в защиту интересов ФИО5, как лица оставшегося без попечения родителей, ФИО5 обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просит защитить его права и законные интересы в судебном порядке ( л.д. 5).
Сведения об отсутствии иного жилого помещения на праве собственности в материалах дел имеются. Иные сведения, опровергающие эти сведения, либо о наличии у ФИО5 на праве собственности жилых помещений, ответчиками как стороной по делу, суду не представлены. Напротив, согласно сведениям Министерства образования края, по настоящее время ФИО5 состоит в списках детей – сирот на получение специализированного жилого помещения. С учетом изложенного, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края, действующего в интересах ФИО5 к Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края, Министерству образования Красноярского края об обязании предоставить пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Северо-Енисейский район» в лице администрации Северо-Енисейского района Красноярского края предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в гп. Северо-Енисейский Северо-Енисейского района Красноярского края, исходя из нормы предоставления общей площадью 33 кв.метра, с допусками, установленными пунктом 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 дней с момента составления мотивированного решения суда 19 января 2021 года, через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья: Е.А. Пиджаков