61RS0023-01-2022-000207-31
К делу № 2-1111/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г.Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего Филоновой Е.Ю., при секретаре Бережновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Шахты, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Петрову С.Н., Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обратился в суд с иском к Петрову С.Н., Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования. Указали, что прокуратурой г.Шахты проведена проверка законности установления второй группы инвалидности и получения связанных с установлением группы выплат Петрову С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По результатам проверки установлено, что, Петров С.Н. ДД.ММ.ГГГГ впервые освидетельствован в Бюро МСЭ №52 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» по направлению на МСЭ ВК № от ДД.ММ.ГГГГ. ГБУ РО «Онкологический диспансер» в г. Шахты. По результатам освидетельствования Петрову С.Н. установлена вторая группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно, ему выдана выписка из акта освидетельствования и справка МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ УПФР на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Петрову С.Н. назначена ежемесячная денежная выплата, а ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по инвалидности. В ходе контрольной проверки ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно информации ГБУ РО «Онкологический диспансер» г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Петров С.Н. за получением медицинской помощи в ДД.ММ.ГГГГ в онкологический диспансер не обращался, направление на МСЭ от 2016 г №ВК 4542 лечебным учреждением не оформлялось и является подложным. Считает, что учитывая установленный проверкой факт представления Петровым С.Н. фальсифицированных документов о наличии заболевания, выписка из акта медицинского освидетельствования и справка об установлении инвалидности серия МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию незаконным с момента выдачи, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Информация об отмене группы инвалидности Петрову С.Н. ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» ДД.ММ.ГГГГ направлена в ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области. С ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом выплаты пенсии по инвалидности и ЕДВ Петрову С.Н. прекращены. С даты назначения страховой пенсии и ЕДВ по дату прекращения сумма производственных выплат - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общая сумма произведенных выплат составила 337 408 рублей 51 копейка.
Просит суд признать недействительной с момента выдачи справку Бюро № 52 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта медицинского освидетельствования серии серия МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Петрову С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Петрова С.Н. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 337 408 рублей 51 копейка.
В последующем истец уточнил исковые требования, просил суд признать недействительной с момента выдачи справку Бюро № 52 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта медицинского освидетельствования серии серия МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Петрову С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Истец помощник прокурора г. Шахты Шакуров Р.Р. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске и просил суд их удовлетворить.
Представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области Кулакова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Петров С.Н. и его представитель Гладышева А.М., действующая на основании ордера, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ Медовник А.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заедания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как Петров С.Н. медицинское освидетельствование не проходил, справка Бюро МСЭ об установлении ему второй группы инвалидности получена с нарушением порядка оформления, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица ГБУ РО «Онкологический диспансер» г. Шахты в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1,7,8 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 20.02.2006 г. № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в)необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н, действовавшего на момент проведения спорного освидетельствования, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: - очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; - благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; - необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; - проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; - период временной нетрудоспособности; - направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с Классификациями и критериями, утверждёнными Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификации критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы бессрочно свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые, как минимум, предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Судом установлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Петрову С.Н. установлена вторая группа инвалидности, по причине "общее заболевание" без указания срока переосвидетельствования (бессрочно). Петрову С.Н. выдана справка серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании информации, предоставленной ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комплексного анализа клинико-функциональных данных, представленных в медицинских, медико-экспертных документах, ответа ГБУ РО «Онкологический диспансер» в г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, обращений Петрову С.Н. в ГБУ РО «Онкологический диспансер» в г. Шахты в ДД.ММ.ГГГГ не было, направление на МСЭ от 2016 года ВК№ лечебным учреждением не оформлялось. При освидетельствовании в Бюро № ДД.ММ.ГГГГ вынесено экспертное решение об установлении инвалидности 2 группы с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно, которое не может считаться вынесенным обоснованно. По результатам заочной медико-социальной экспертизы данное решение отменено с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело в отношении Петрова С.Н. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159.2 УК РФ по факту незаконного получения пенсии по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 337 408 рублей 51 копейка.
Петров С.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области (межрайонное) с заявлениями о назначении пенсии и ЕДВ, на основании которого решениями ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ и ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 г. №181-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общая сумма произведенных выплат составила 337 408 рублей 51 копейка.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии по инвалидности прекращена.
Доказательств, свидетельствующих о прохождении Петровым С.Н. медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, не представлено.
На основании вышеизложенного, учитывая, что Петров С.Н. не проходил в ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке медико-социальную экспертизу в бюро № 52 филиала ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, справка и выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ему второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания выданы с нарушением действующих норм законодательства РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительными с момента выдачи справки и выписки из акта медицинского освидетельствования МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Петрову С.Н. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Согласно требованиям ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет муниципального образования пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с Петрова С.Н. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере, предусмотренном ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Шахты, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Петрову С.Н., Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования, удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 52 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Петрову С.Н. второй группы инвалидности, бессрочно вследствие общего заболевания.
Взыскать с Петрова С.Н. государственную пошлину в местный бюджет в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Судья Е.Ю. Филонова
Решение в окончательной форме принято: 18.04.2022.