Дело №2-384/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2018 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.А.
при секретаре Васильчук Н.А.
с участием истца,- прокурора Щуко Н.А.,
представителя ответчика ПАО «ДЭК» ФИО5.
представителя третьих лиц: ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц, - жителей Алексеевского, Виноградовского, Долдыканского, Малиновского, Райчихинского, Родионовского, Старорайчихинского, Успеновского муниципальных образований Бурейского района Амурской области к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности на гарантирующего поставщика электроэнергии ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Алексеевском, Виноградовском, Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском муниципальных образованиях Бурейского района Амурской области и на котельные ООО «Теплокомфорт», расположенные в Долдыканском, Малиновском, Родионовском муниципальных образованиях Бурейского района Амурской области со дня вынесения решения и до окончания отопительного сезона 2018-2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бурейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц, - жителей Алексеевского, Виноградовского, Долдыканского, Малиновского, Райчихинского, Родионовского, Старорайчихинского, Успеновского муниципальных образований Бурейского района Амурской области обратился в суд с указанным иском к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», в обоснование заявленных требований в иске указав, что в прокуратуру Бурейского района поступило обращение генерального директора ООО «Теплосервис» по факту отключения ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» электроэнергии на котельных ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт».
В рамках проверки установлено, что ООО «Теплосервис» является теплоснабжающей организацией в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском, муниципальных образованиях, а ООО «Теплокомфорт» - в Малиновском, Родионовском, Долдыканском муниципальных образованиях.
ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт» осуществляет поставку тепловой энергии, как в жилые дома, так и в социально-значимые объекты: школы, детские сады, больницы.
Между ООО «Теплосервис», между ООО «Теплокомфорт» и ПАО (ранее ОАО) «ДЭК» «Амурэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) ДД.ММ.ГГГГ заключены договора энергоснабжения № РАООЭ0001273 и № РАООЭ0001271.
В соответствии с п. 1.1 договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (в дальнейшем сетевая организация), оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «Теплосервис» перед филиалом ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», по информации ООО «Теплосервис» составляет 852201 рубль 09 копеек, у ООО «Теплокомфорт» - 705763 рубля 40 копеек.
Согласно уведомления ПАО «ДЭК» от ДД.ММ.ГГГГ № и № и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма неисполненных обязательств ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт» соответственно составляет 1700746 рублей 30 копеек и 1049920 рублей 50 копеек. В случае не оплаты задолженности, в срок до 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт» необходимо произвести самостоятельное частичное ограничение потребления электроэнергии путем отключения объектов по приложению № 1.
С этого же времени, согласно уведомления, вводится полное ограничение потребления электрической энергии в отношении объектов, указанных в приложении № 1.
Однако, приложение № 1 в адрес ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт» не направлено, что является нарушением п. 8(1) постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
Также в уведомлении отсутствует указание на последствия невыполнения требования о введении самостоятельного частичного ограничения потребления электроэнергии (п. 8(1) постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
В рамках проверки установлено, что в отношении котельных ООО «Теплосервис», расположенных в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском, в отношении котельных ООО «Теплокомфорт», расположенных в Малиновском, Родионовском, Долдыканском муниципальных образованиях 10.07.2018 введено полное ограничение потребления электрической энергии.
Фактически ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» с 10.07.2018 ввел полное ограничение потребления электрической энергии на котельных без обязательного введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии как установлено п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
На момент проверки 31.08.2018 поставка электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском, Малиновском, Родионовском, Долдыканском муниципальных образованиях не возобновлена.
Из информации, поступившей из ООО «Теплосервис» в Старорайчихинский, Успеновский, Виноградовский, Алексеевский сельсоветы ожидается поставка котлов, которые необходимо смонтировать.
Кроме того, необходимо провести гидравлические испытания котлов и тепловых сетей, произвести установку и настройку вспомогательного оборудования. Указанные работы, возможно, провести только при наличии электроэнергии на котельных.
Не поставка электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском, Малиновском, Родионовском, Долдыканском муниципальных образованиях ставит под угрозу начало отопительного сезона 2018-2019 гг. и как следствие его срыв и может повлечь за собой такие негативные последствия как опасность для жизни и здоровья людей, к тяжелым экологическим последствиям.
Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления и ограничении ее подачи исключает возможность обеспечение отоплением и горячей водой надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия.
Введенное ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» ограничение режима потребления электрической энергии в период подготовки к отопительному сезону и в период отопительного сезона препятствует проведению испытаний систем теплоснабжения, получения актов и паспортов готовности, что может повлечь негативные последствия для жителей и социальных учреждений Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского, Малиновского, Родионовского, Долдыканского муниципальных образований.
Экономический спор между двумя организациями не должен нарушать законные права и интересы граждан.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей сельских поселений -изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
Просил суд возложить обязанность на Гарантирующего поставщика
электроэнергии ПАО «Дальневосточная энергетическая компания»
обеспечить поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском,
Виноградовском, Алексеевском, Малиновском, Родионовском, Долдыканском муниципальных образованиях, решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании требования основание и предмет иска поддержала, заявленные требования уточнила, просила возложить обязанность на гарантирующего поставщика электроэнергии Публичное Акционерное Общество «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Алексеевском, Виноградовском Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском муниципальных образованиях Бурейского района Амурской области и на котельные ООО «Теплокомфорт», расположенные в Долдыканском, Малиновском, Родионовском муниципальных образованиях Бурейского района Амурской области со дня вынесения решения и до окончания отопительного сезона 2018-2019 года.
Представитель ответчика, - ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО5 суду пояснила, что требования прокурора считает необоснованными по следующим основаниям: Между ПАО «ДЭК» и ООО «Теплосервис», ПАО «ДЭК» и ООО «Теплокомфорт» заключёны договоры энергоснабжения №РАООЭ0001273 и №РАООЭ0001271 от ДД.ММ.ГГГГ, точками поставки по которому, являются рассматриваемые объекты.
Несмотря на согласованный сторонами порядок расчётов, ООО «Теплосервис», ООО «Теплокомфорт» систематически нарушает условия по оплате фактически потребленной электроэнергии и ПАО «ДЭК» вынуждено принимать меры по снижению объема неоплачиваемого отпуска электроэнергии должнику посредством ограничения режима потребления электроэнергии. Право гарантирующего поставщика на введение ограничений энергопотребления предусмотрено как законом (ст. 523, 546 ГК РФ, пункт 48 «Основных Положений функционирования розничных рынков», утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, абз. 2 пп. «б» «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (Далее - Правила ограничения)), так и условиями заключенного между сторонами договора энергоснабжения.
Согласно п. 48 Основных положений, гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила ограничения), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно абзаца второго п/п. «б» п. 2 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в: неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Порядок введения режима ограничения урегулирован разделом II Правил ограничения.
В п. 2.2.2 Договора энергоснабжения стороны закрепили право ПАО «ДЭК» вводить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии, в том числе по предварительной оплате.
В развитие положений, установленных в п. 2.2.2. Договора энергоснабжения, стороны предусмотрели порядок полного и (или) частичного ограничения подачи электроэнергии (раздел 7 договора).
Таким образом, законность права гарантирующего поставщика вводить ограничения режима потребления электрической энергии установлена не только на законодательном уровне, но и договорными правоотношениями с потребителями.
Обращаем особое внимание на тот факт, что Постановлением Правительства РФ от 24.05,2017 года № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» в «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» были внесены существенные изменения и дополнения в порядок полного и (или) частичного ограничения.
Так, законодателем дано четкое понятие «потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям» - это потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению (абз. 9 п. 1(1) Правил ограничения).
Приложением к Правилам ограничения установлены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, всего 8 пунктов. Список объектов и предприятий является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Анализ всех позиций, указанных в приложении к Правилам ограничения не дает оснований полагать, что котельные теплоснабжающих предприятий, как объекты участвующие в процессе выработки тепла. относятся к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, поскольку котельные в указанном перечне не значатся.
Губернатором Амурской области утвержден перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в котором котельные также не указаны (Распоряжение Губернатора Амурской области от 06.06.2017 г. № 88-р (в последствии утратившее силу) и Распоряжение Губернатора Амурской области от 29.06.2018 г. № 78-р).
Таким образом, законодатель не относит котельные к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, следовательно, требования закона при ограничении электрической энергии данных объектов позволяют производить полное отключение электроснабжения котельных.
Вместе с тем, законодатель допускает, что в отношении объектов, не включенных в перечень, содержащийся в Приложении к Правилам ограничения, может быть утвержден акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно абз.1 п.5 Правил ограничения, частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, при этом в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил, частичное ограничение режима потребления не вводится.
В силу абз. 4 п. 5 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, указанного в данном акте, не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления о введении ограничения режима потребления.
Согласно абз. 12 п. 5 Правил ограничения в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых заключен соответствующий договор, по всем точкам поставки, указанным в этом договоре.
Отмечают, что в отношении рассматриваемых котельных имеются акты согласования технологической и (или) аварийной брони, подлежащие применению в зимний (отопительный) период. В летний (неотопительный) период, исключительно по волеизъявлению потребителя, в графах «нагрузка токоприемников, имеющих технологическую и аварийную броню электроснабжения» предусмотрено значение «0 кВт».
В связи систематическим неисполнением обязательств по оплате потреблённой электроэнергии ПАО «ДЭК» в адрес ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт» было направлено уведомления, в котором сообщалось, что в случае неоплаты сложившейся задолженности в срок до 12-00 часов 03.05.2018 г. потребителю необходимо произвести самостоятельное частичное ограничение потребления электроэнергии, путём отключения объектов, указанных в приложении №1 до уровня технологической брони.
В связи с чем, доводы прокурора относительного того, что в отношении заявленных объектов произведено полное ограничение электропотребления, минуя этап частичного ограничения, безоснователен и является следствием формально проведённой проверки.
03.05.2018 г. потребителю было направлено уведомление №33-07-03/554 от 03.05.2018 года, которым мероприятия по ограничению режима электропотребления были пролонгированы.
Уведомление №33-07-03/841 от 27.06.2018 года, положенное в основу исковых требований, было направлено потребителю в связи с изменением суммы числящейся за ним задолженности, носило преимущественно информативный характер. На основания уведомления от 27.06.2017 г. ПАО «ДЭК» отключения котельных не производилось. Доказательств введения 10.07.2017 г. ограничения энергоснабжения по указанному уведомлению прокурором в суд не представлено.
Потребитель ООО «Теплокомфорт» в установленную дату (03.04.2018) к указанному в уведомлении времени произвел самостоятельное частичное ограничение приведенных в иске объектов до уровня технологической брони, что подтверждается актами б/н от 03 апреля 2018 проверки отключенного (ограниченного) состояния потребителей (копии прилагаются).
Ввиду дальнейшего неисполнения Потребителем обязательств по погашению задолженности, 27.04.2018 Гарантирующий поставщик передал Потребителю уведомление №33-07-03/526 от 26.04.2018, в соответствии с которым предложил ООО «Теплокомфорт» в срок до 12-00 10.05.2018 произвести погашение задолженности в размере 1 522 201,29 руб., а в случае неисполнения данного требования указал на необходимость самостоятельного ограничения объектов с 12-00 10.05.2018.
28.04.2018 ПАО «ДЭК» направило исполнителю (в сетевую организацию СП ВЭС АО «ДРСК» «Амурские ЭС») уведомление № 07-06-04/443 от 28.04.2018 на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов Потребителя с 12-00 10.05.2018.
Поскольку задолженность потребителем погашена не была, в отношении перечисленных объектов было введено ограничение (Акты ограничения от 10.05.2018 и 11.05.2018 прилагаются).
Отмечают, что вопреки доводам прокурора о нарушении ПАО «ДЭК» п. 8(1) Правил ограничения, в части не указания в уведомлении №33-07-03/841 от 27.06.2018 года, на последствия неисполнения режима самоограничения, до сведения потребителя доводилось, что за неисполнение требований о самостоятельном ограничении режима потребления, недопуск к энергоустановкам для производства ограничения, а также за нарушение установленного режима ограничения статьёй 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность руководителя предприятия вплоть до дисквалификации, а также юридического лица в виде штрафа в размере до 200,00 тыс. руб. Данный факт подтверждается непосредственно содержанием рассматриваемого уведомления.
Уведомление, включая его неотъемлемую часть - приложение №1, было получено потребителем 29.06.2018 г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции потребителя. В связи с чем, противоположные заявления прокурора не состоятельны.
Важное значение для рассмотрения заявленного иска имеет тот факт, что ограничение котельных выполнено после окончания отопительного сезона — 10.05.2018 г. (соответствующие распоряжения Глав муниципалитетов прилагаются). Следовательно, никаких прав жителей Бурейского района на теплоснабжение не нарушено и нарушено быть не может, поскольку не предусмотрено в принципе в данный период предоставление коммунальной услуги по отоплению.
Оценивая в совокупности все нюансы сложившейся ситуации, а именно: наличие права гарантирующего поставщика на введение режима ограничения; требования закона и их полное соблюдение при введении режима ограничения, а также факт окончания отопительного периода 2017-2018 гг., -ПАО «ДЭК» при введении ограничения режима электропотребления на котельные, находящиеся в пользовании ООО «Теплосервис», действовало строго в соответствии с требованиями закона, условий договора энергоснабжения.
Прокурором не предоставлены доказательства в подтверждение заявленных требований.
Исковое заявление прокурора Бурейского района обоснованно в целом единственным доводом - существует угроза срыва отопительного периода 2018-2019 гг. На основании этого, прокурор приходит к выводу, что действия филиала ПАО «ДЭК» Амурэнергосбыт» являются неправомерными.
На момент обращения прокурора в суд с иском и на момент рассмотрения искового заявления, отопительный сезон в Бурейском районе не начался. В связи с указанным, приведенные доводы необоснованны.
Не находят подтверждение и доводы прокурора относительно невозможности выполнения мероприятий, связанных с проведением гидравлических испытаний котлов и тепловых сетей. Проведение данных мероприятий определяются графиком теплоснабжающей организации, согласованным с ОМСУ и доведенным до сведения потребителей тепловой энергии. Следовательно, основополагающим доказательством обоснованности довода прокурора является именно этот график. Однако таковой представлен не был.
Примечательно также и то, что со стороны ООО «Теплосервис» не поступало каких-либо заявлений о подачи электрической энергии, в связи с необходимостью проведения вышеуказанных мероприятий (вина за не проведение которых вменяется прокурором ПАО «ДЭК»). В то время как при наличии подобных обращений от потребителя, консенсус по данному вопросу, между ПАО «ДЭК» и теплоснабжающей организацией однозначно был бы достигнут.
Таким образом, доказательства, подтверждающие нарушения со стороны ПАО «ДЭК» прав неопределенного круга лиц, нарушения гарантирующим поставщиком правил и порядка ограничения объектов теплоснабжения - отсутствуют, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Заслуживает внимание то обстоятельство, что в соответствии с положениями СНиП П-35-76 "Котельные установки" объекты котельных могут быть отнесены только к первой или второй категории надежности, что означает обязательность для таких объектов наличия в эксплуатации резервных источников питания электрической энергии, применяемых в работе котельных в случаях ограничения (по любым основаниям, в том числе в случаях не исполнения обязательств по оплате электрической энергии) потребления электроэнергии. Выполнение потребителем требований законодателя об обеспечении котельных резервными источниками питания (пп.1б, 16(1) Правил) позволяет им полноценно функционировать, независимо от факта введения в отношении них режима ограничения подачи электрической энергии.
Согласно схемам подключения резервного источника питания, предоставленным ООО «Теплосервис», рассматриваемые котельные оснащены дизельными генераторами с мощностью достаточной для нормального функционирование котельных независимо от действующего режима ограничения электропотребления.
Кроме того, важно понимать, что само по себе требование о возложении обязанности обеспечить поставку электроэнергии в принципе, незаконно, поскольку предполагает защиту прав на будущее. Чем обоснована подача энергии в другие периоды времени - в исковом заявлении не указывается.
При таких обстоятельствах, полагаем, что заявленные требования и приведенные в их обоснование доводы не подтверждены нормами права и доказательственной базой, при этом противоречат положениям Правил ограничения, так как действиями ПАО «ДЭК» никак не были нарушены права граждан на получение услуги теплоснабжения.
Кроме прочего, следует отметить, что Правила ограничения претерпели существенные изменения, и по своей сути представляют из себя новый НПА РФ, судебная практика, по применению которого на сегодняшний день не сформирована.
ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» к гарантирующему поставщику с просьбой о возобновлении поставки электроэнергии не обращалось, а в случае их обращения, данный вопрос подлежит разрешению в течение одного месяца, в учетом сроков погашения имеющейся задолженности. Ранее ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» не являлось должником ПАО ДЭК.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» ФИО6 полагает, что исковые требования прокурора Бурейского района заявлены обоснованы, поскольку в настоящее время для начала отопительного сезона необходимо заменить котлы и провести испытания систем теплоснабжения. С имеющимися резервными источниками питания подготовить котельные к отопительному сезону и провести отопительный сезон невозможно, из за их небольшой мощности. Не отрицает, что ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» к гарантирующему поставщику с просьбой о возобновлении поставки электроэнергии не обращалось, однако и при обращении данный вопрос подлежит разрешению в течение одного месяца, без гарантии на удовлетворении указанной просьбы. В настоящее время они ожидают поступления субсидии, за счет которой будет погашена задолженность перед ПАО ДЭК. Ранее ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» не являлось должником ПАО ДЭК.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей МО Алексеевского сельсовета, Виноградовского сельсовета Долдыканского сельсовета, Малиновского сельсовета, Райчихинского сельсовета, Родионовского сельсовета, Старорайчихинского сельсовета Успеновского сельсовета, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явившихся, согласно письменных заявлений ходатайствующих о рассмотрении дело в их отсутствие, и согласных с исковыми требованиями прокурора Бурейского района.
Выслушав стороны, представителя третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, а также вследствие действий граждан и юридических лиц.
Статьей 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, не оспаривается сторонами и подтверждается договорами энергоснабжения от 01.09.2014 года № РАООЭ0001271 и № РАООЭ0001273, что между гарантирующим поставщиком ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» и потребителями ООО «Теплокомфорт», ООО «Теплосервис» заключены договора энергоснабжения, которые на день рассмотрения дела является действующим.
Согласно Приложении к договору электроснабжения № РАООЭ0001273 с состав объектов ООО «Теплосервис», на которые отпускается электроэнергия поставщиком входят котельные <адрес>, с. Ст. Райчиха.
Согласно Приложении к договору электроснабжения № РАООЭ0001271 с состав объектов ООО «Теплокомфорт», на которые отпускается электроэнергия поставщиком входят котельные <адрес>.
Согласно концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ; концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему – муниципальные образования Малиновского, Родионовского, Долдыканского сельсоветов, заключили концессионные соглашения с ООО «Теплокомфорт», согласно которых указанные муниципальные образования предоставили ООО «Теплокомфорт» на срок установленный соглашениями, права владения и пользования зданиями котельных, являющихся объектов Соглашений, расположенных на территориях указанных Муниципальных образований, а ООО «Теплокомфорт» в свою очередь обязано за счет собственных средств в порядке и на условиях Соглашения реконструировать зданий котельных, расположенных на территориях муниципальные образования Долдыканского, Родионовского, Малиновского сельсоветов.
Согласно концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; концессионного соглашения ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи к нему; – муниципальные образования Райчихиснкого, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского сельсоветов, заключили концессионные соглашения с ООО «Теплосервис», согласно которых указанные муниципальные образования предоставили ООО «Теплосервис» на срок установленный соглашениями, права владения и пользования зданиями котельных, являющихся объектов Соглашений, расположенных на территориях указанных Муниципальных образований, а ООО «Теплосервис» в свою очередь обязано за счет собственных средств в порядке и на условиях Соглашения реконструировать зданий котельных, расположенных на территориях муниципальные образования Райчихиснкого, Старорайчихинског, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского сельсоветов.
На день рассмотрения судом иска электроэнергия по договорам энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № РАООЭ0001271 и № РАООЭ0001273 гарантирующим поставщиком ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» потребителю ООО «Теплокомфот» и ООО «Теплосервис» не отпускается, в том числе и на котельные расположенные на территории муниципальных образований в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском,
Виноградовском, Алексеевском, Малиновском, Родионовском, Долдыканском сельсоветах.
Судом установлено, и подтверждается муниципальными контрактами между ООО «Теплокомфорт» и Долдыканской СОШ, Родионовской СОШ, Малиновской СОШ, Администрации Малиновского сельсовета государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Теплокомфорт» и ГБУЗ Амурской области «Бурейская больница», муниципальными контрактами между ООО «Теплосервис» и Алексеевской СОШ, Успеновская СОШ, Виноградовская СОШ государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Теплосервис» и ГБУЗ Амурской области «Бурейская больница», обращением руководителя ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» к прокурору, что теплоснабжающие организации ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» приняло на себя обязательство по поставке тепловой энергии на объекты сферы социально-значимого назначения: детские сады, школы, больницы и многоквартирные жилые дома.
На основании исследованных доказательств суд пришел к выводу, что ООО «Теплосевис» и ООО «Теплокомфорт» является теплоснабжающей организацией, и что котельные расположенные не территории муниципальных образований в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском, Малиновском, Родионовском, Долдыканском сельсоветах, обеспечивает тепловой энергией многоквартирные жилые дома жителей указанных пунктов и социально значимые объекты.
Согласно приказов №, № от ДД.ММ.ГГГГ генеральными директором ООО «Теплосевис» и ООО «Теплокомфорт» является ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» ФИО6 обратился в принятии мер прокурорского реагирования, в целях подключения котельных находящихся в пользовании ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис» к источнику электроснабжения, в виду социальной значимости данных объектов и необходимых для жизнеобеспечения населения района.
В преддверии отопительного сезона, учитывая, что котельные отапливает социально значимые объекты, прокурор Бурейского района, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, – жителей муниципальных образований Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского, Малиновского, Родионовского, Долдыканского сельсоветов, ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания».
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что перед началом отопительного сезона, на котельные переданные ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис», гарантирующим поставщиком ОАО «ДЭК» подача электроэнергии не возобновлена, и соответственно будет отсутствовать подача тепловой энергии гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах указанных муниципальных образований, а также в иные социально значимые объекты, такие как школы, больницы, детские сады и тд..
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает обращение прокурора в защиту прав неопределенного круга жителей сельских поселений Бурейского района правомерным, поскольку круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселений, как и количество учащихся в школах -изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
В исковых требованиях прокурор не навязывает сторонам те или иные условия договора, а в интересах неопределенного круга лиц, - жителей сельских поселений Бурейского района, права которых нарушаются, обращается с исковым требованием к гарантирующему поставщику электроэнергии ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности на гарантирующего поставщика электроэнергии Публичное Акционерное Общество «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить подачу электроэнергии на котельные ООО «Теплокомфорт» и ООО «Теплосервис», поскольку отсутствие энергоснабжения указанных объектов, препятствует нормальному функционированию социально значимых объектов в период отопительного сезона, то есть просит обязать пресечь действия, нарушающее права граждан и создающие угрозу нарушения таких прав.
Указанный способ защиты права предусмотрен ст.12 ГК РФ.
В соответствии со ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст. 539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Ст. 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 546 ГПК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса (в том числе при неоплате), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В силу пунктов 1, 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с предоставленной вышеуказанной нормой компетенцией, Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которые устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе, его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
Пункт 2 Основных положений устанавливает, что "субъекты розничных рынков" - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Пункт 16 Правил предусматривает, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, вводится полное ограничение режима потребления.
Для потребителей, указанных в пунктах 17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств, вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в пункте 17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.
Согласно п. 18 Правил, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Приложение к настоящим Правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям. Согласно пунктам 1, 5 данного Приложения не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении медицинских учреждений, организации связи - в отношении объектов сетей связи, образовательных организаций.
Наличие задолженности ООО «Тепловик» и ООО «Теплокомфорт» перед ОАО «ДЭК», не оспаривается, как и не оспаривается право гарантирующего поставщика электроэнергии производить полное или частичное прекращение подачи электроэнергии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, предусмотренное договором энергоснабжения, а также право, предусмотренное п.46 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442, не возобновлять поставку электрической энергии до устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Полное ограничение подачи электроэнергии на котельные, расположенные на территории муниципальных образований Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского, Малиновского, Родионовского, Долдыканского сельсоветов, введено с ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов, основание – ненадлежащее исполнение потребителем ООО «Тепловик» и ООО «Теплокомфорт» обязательств по оплате электрической энергии, что подтверждается уведомлениями начальника ПАО Дальневосточная энергетическая компания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, судом установлено, что в отношении котельных ООО «Тепловик» и ООО «Теплокомфорт», подающих теплоэнергию в жилые дома и социальные объекты, введен режим полного ограничения электроэнергии, что Акты согласования технологической или аварийной брони на вышеуказанные объекты в летний (неотопительный) период, в графах «нагрузка токоприемников, имеющих технологическую и аварийную броню электроснабжения» предусмотрено значение «0 кВт», и что согласования организации-потребителя (ООО «Тепловик» и ООО «Теплокомфорт») с энергоснабжающей организацией (ПАО «ДЭК») об обеспечении подачи абонентам, являющимся добросовестными плательщиками коммунальных услуг, топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах не достигнуто.
В соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, (п.3), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Сторонам не оспаривается, что причиной введения режима полного ограничения электроэнергии на котельные ООО «Тепловик» и ООО «Теплокомфорт» явилось наличие задолженности ООО «Тепловик» и ООО «Теплокомфорт» перед ПАО «ДЭК» за потребление электроэнергии, в том числе и на данных объекте, то есть на лицо экономический спор между юридическим лицами, рассмотрение которых не относится к компетенции районных судов.
Суд считает, что наличие экономического спора между ПАО «ДЭК» и ООО «Тепловик», ООО «Теплокомфорт», по вопросам задолженности перед ПАО «ДЭК» не должно нарушать права граждан потребителей.
Учитывая, что между ПАО «ДЭК» и ООО «Тепловик», ООО «Теплокомфорт», не достигнуто соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах, указанное общество было не вправе в одностороннем порядке прекращать поставку электроэнергии организации- потребителю в период отопительного сезона на котельные, поставляющие тепловую энергию в жилые дома жителей муниципальных образований Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского, Малиновского, Родионовского, Долдыканского сельсоветов и социально значимые объекты.
Таким образом, в случае отсутствии подачи ПАО «ДЭК» электроэнергии организации - потребителю при наличии непогашенной задолженности по его оплате и при соблюдении процедуры по уведомлению абонента - юридического лица, обязанность энергоснабжающей организации и организации потребителя заключить соглашение о поставке в необходимых объемах топливно-энергетических ресурсов для граждан-потребителей вытекает из взаимосвязанных положений п. 5 ст. 486, ст. ст. 523, 546 ГК РФ.
При отсутствии подачи электроэнергии на котельные, обеспечивающие теплом многоквартирные жилые дома, нарушаются права граждан - потребителей тепловой энергии, с которыми ПАО «ДЭК» не состоит в договорных отношениях.
Между отсутствием теплоснабжения в жилых домах и социально значимых объектах, прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов на которые не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони, в соответствии с Постановлениями правительства РФ, и отсутствием электроснабжения котельными, обслуживаемой ООО имеется прямая причинная связь, и суд считает, что имеется реальная угроза срыва отопительного сезона, выхода из строя оборудования, а именно сетевых насосов, угроза перемерзания тепловых сетей, следовательно, имеется реальная угроза жизни и здоровью людей, приостановления работы социально важных объектов, что приведет к введению чрезвычайной ситуации и причинению крупного материального ущерба. Указанный вывод суда является естественным, и не требует подтверждения экспертными заключениями.
Статьей 14 ГК РФ установлено, что способы самозащиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Возможные последствия действий ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», связанные с отключением от электроснабжения объектов- котельных ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт», обеспечивающие тепловой энергией многоквартирные жилые дома, а также социально значимые объекты муниципальных образований Алексеевского, Виноградовского, Долдыканского, Малиновского, Райчихинского, Родионовского, Старорайчихинского, Успеновского сельсоветов, прекращение подачи энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, по мнению суда, несоизмеримы с задолженностью ООО «Теплосервис» и ООО «Темлокомфорт», и учитывая прямой запрет законодательных актов на полное ограничение поставки энергетических ресурсов на социально значимые объекты, суд считает, что режим полного ограничения электроэнергии в преддверье отопительного сезона в отношении указанных котельных, как способ защиты права со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии ПАО «ДЭК» является несоразмерным нарушению, и следует пресечь действия гарантирующего поставщика электроэнергии, создающие угрозу нарушения прав граждан, путем возложения обязанности на гарантирующего поставщика электроэнергии Публичное Акционерное Общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» обеспечить подачу электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис» и ООО «Теплокомфорт» со дня вынесения судебного решения для подготовки котельных к отопительному сезону и на отопительный период 2018-2019 года.
Споры между хозяйствующими субъектами по неисполнению условий договора могут рассматриваться в порядке судебного производства, однако, это не освобождает их от обязанности обеспечивать население и социально значимые объекты коммунальными услугами.
Рассматривая требование истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд находит его законным, обоснованным, и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В данном конкретном случае, учитывая, что отсутствие электроэнергии на указанных котельных, может привезти к срыву отопительного сезона, что неизбежно ведет к нарушению конституционных прав граждан, проживающих в домах отапливаемых от данных котельных, и своевременно оплачивающих коммунальные услуги, создает опасность для их жизни и здоровья, а также влечет приостановление образовательного процесса и работы учреждений здравоохранения, что в совокупности приведет к введению чрезвычайной ситуации и причинению крупного материального ущерба, то суд приходит к убеждению, что по вышеуказанным причинам решение суда надлежит обратить к немедленному исполнению.
Исходя из требований ст. 103 ГПК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района.
С учетом удовлетворения иска, заявленного прокурорам в интересах указанных физических лиц, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика ОАО «ДЭК» надлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Бурейского муниципального района в сумме 300 рублей, по требованию не имущественного характера.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Алексеевского, Виноградовского, Долдыканского, Малиновского, Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского муниципальных образований Бурейского района Амурской области к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить.
Возложить обязанность на гарантирующего поставщика электроэнергии Публичное Акционерное Общество «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Алексеевском, Виноградовском Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском муниципальных образованиях Бурейского района Амурской области и на котельные ООО «Теплокомфорт», расположенные в Долдыканском, Малиновском, Родионовском муниципальных образованиях Бурейского района Амурской области со дня вынесения решения и до окончания отопительного сезона 2018-2019 года,
В указанной части обратить решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в доход бюджета Бурейского муниципального образования, государственную пошлину в сумме 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
судья Бурейского районного суда Е.А.Спиридонов