Дело № 2-671/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 18 мая 2016 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Шамхаловой Т. М.
при секретаре Нестеренко А.Д.,
с участием помощника Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края Нечаева А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное Шкотовского муниципального района Приморского края, администрации Шкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения и понуждении администрации района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения,
установил:
Большекаменский межрайонный прокурор Приморского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное Шкотовского муниципального района (сокращенное наименование МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное»), администрации Шкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения, и возложении обязанности на администрацию Шкотовского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной Большекаменской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, установлено, что руководством образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Отсутствие системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью обучающихся и иных участников образовательного процесса.
Просил обязать администрацию Шкотовского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» оборудовать учреждение системой видеонаблюдения в течение двух месяцев с момента поступления финансирования.
В судебном заседании представитель Большекаменской межрайонной прокуратуры на заявленных требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» в судебное заседание не явился; направил суду письменные возражения по иску; указывает, что администрацией образовательного учреждения были приняты все необходимые меры в целях защиты от несанкционированного вторжения в здание; в здании имеется охранно-пожарная сигнализация, на пункт охраны выведена «тревожная кнопка»; осуществляется пропускной режим в дневное время- дежурным по режиму, в ночное время - охраняется штатными сторожами учреждения; ведется учет транспортных средств, въезжающих на территорию учреждения; разработан паспорт антитеррористической защищенности, инструкции для работников учреждения в случае угрозы или совершения террористического акта; таким образом, созданы все необходимые условия охраны здоровья обучающихся в муниципальном образовательном учреждении.
Представитель администрации Шкотовского муниципального района в судебное заседание не явился, направил письменные возражения против иска по тем основаниям, что требования прокурора не основаны на законе; полагает, что установка видеонаблюдения может носить лишь рекомендательный характер, поскольку нормы закона прямой обязанности образовательной организации и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательной организации систему видеонаблюдения не предусматривают; эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения; кроме того, обеспечение безопасности образовательных организаций предусмотрено государственной программой на ДД.ММ.ГГГГ годы, за счет софинансирования из средств краевого и местного бюджетов; также указывает на неразумность и недостаточность заявленного прокурором срока исполнения обязанности по финансированию мероприятий и установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении; просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (части 1 и 2 статьи 41).
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в образовательных учреждениях, осуществляется этими организациями.
Согласно пункту 5.39. СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 1 сентября 2009 года № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центы "Службы 112".
Как установлено судом, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» Шкотовского муниципального района учреждено и финансируется администрацией Шкотовского муниципального района Приморского края, входит в состав муниципальной собственности.
В ходе проведенной Большекаменской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, выявлено, что в помещениях МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» <адрес>» Шкотовского муниципального района отсутствует система видеонаблюдения.
Суд полагает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно ч. 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
Учитывая приведенное правовое обоснование, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что иск о возложении обязанности по оборудованию здания МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» системой видеонаблюдения подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
В этой связи, доводы представителя ответчика о том, что установка системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях <адрес> предусмотрена в рамках утвержденной муниципальной программы «Обеспечение безопасности образовательных организаций», не имеют правового значения, не влияют на результат разрешения настоящего дела.
При этом, суд считает разумным срок для выполнения обязанности выделения денежных средств из бюджета муниципального района, необходимых для установки видеонаблюдения помещений МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу; а для МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» - 3 месяца с момента поступления финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в помещениях образовательного учреждения –МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» Шкотовского муниципального района Приморского края, в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное» Шкотовского муниципального района Приморского края оборудовать системой видеонаблюдения помещения образовательного учреждения – МБДОУ «Детский сад № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное», в срок три месяца с момента поступления финансирования на эти цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ, срок обжалования- с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т. М. Шамхалова