Дело № 7- 236/2018
№ 12- 10/2018 Судья Самсонова Е.Б.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 27 февраля 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре М., административное дело по жалобе на решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2018 года в отношении
Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен», ИНН 7830000970, КПП 783801001, ОГРН 1027810223407, юридический адрес: 190013, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 28,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания №..., вынесенным государственным инспектором РФ по СЗФО, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу К., от 29 сентября 2017 года Санкт-Петербургское государственное унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» (далее – СПб ГУП «Петербургский метрополитен») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба СПб ГУП «Петербургский метрополитен» - без удовлетворения.
Защитник СПб ГУП «Петербургский метрополитен» М. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене решения судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2017 года, о признании постановления должностного лица о назначении административного наказания № АД-13-237/2017 от 29 сентября 2017 года незаконным, прекращении производства по делу.
В обосновании жалобы указал, что судьей районного суда не была установлена законность проведения проверки, в результате которой было выявлено правонарушение. В нарушение п. п. 3, 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ к Акту проверки от 20 сентября 2017 года № ВД-175/13 не приложены и не указаны в качестве приложения предписания № ВД-175/13-1; № ВД-175/13-2. СПб ГУП «Петербургский метрополитен» не осуществляет обращение с отходами применительно к действующей на момент привлечения к ответственности редакции Закона № 89-ФЗ (в части нормативов образования отходов), соответственно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения. Судья районного суда в оспариваемом решении допустил многочисленные ошибки, чем нарушил требования ст. 24.1. КоАП РФ и не обеспечил всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств данного дела.
Законный представитель СПб ГУП «Петербургский метрополитен» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии, в присутствии защитников М. и С.
Защитники СПб ГУП «Петербургский метрополитен» М. и С. в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля специалист 1 разряда Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Б. пояснил, что с 01.07.2015 года вступили в силу новые правила, закрепленные в Федеральном законе от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Федеральным законом от 29.06.2015 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 23 дополнена частью 3.1 следующего содержания: «3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается». Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны были оформить лицензию. Согласно Федеральному закону № 203-ФЗ лицензии, выданные до 2015 года, сохраняют свое действие до 2019 года. В связи с чем, довод Предприятия о том, что на рынке услуг отсутствовали организации, имеющие лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I - IV классов опасности, является не состоятельным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Частью 1 ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, проведённой Департаментом на основании Распоряжения № ВД-175/13 от 17.08.2017 года, в период с 23 августа 2017 года по 20 сентября 2017 года в отношении СПб ГУП «Петербургский метрополитен» установлено, что в результате осуществления производственной деятельности СПб ГУП «Петербургский метрополитен» превышены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по производственным площадкам, расположенным по адресам: 190013 г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 28; 192177 г. Санкт-Петербург, 5-й Рыбацкий проезд, д. 18; 198207 г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 100; 192177 г. Санкт-Петербург, 3-й Рыбацкий проезд, д. 4; 197720 г. Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Курортная ул., д. 1; 194362 г. Санкт-Петербург, п. Парголово, пр. Энгельса, д. 162; 188820, Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, ул. Кирова, д. 34. В нарушении ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды № 721 от 01.09.2011 года «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» СПб ГУП «Петербургский метрополитен» осуществляет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по производственной площадке, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 100, с нарушением Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность СПб ГУП «Петербургский метрополитен» в его совершении подтверждены помимо протокола об административном правонарушении № АД-13-237/2017 от 20.09.2017 года, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 20.09.2017; актом проверки Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу юридического лица № ВД-175/13 от 20.09.2017 года; правоустанавливающими документами СПб ГУП «Петербургский метрополитен»; распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки от 17.08.2017 года № ВД-175/13, уведомлением о проведении внеплановой (документарной) проверки.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, представленных, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности СПбГУП «Петербургский метрополитен» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу СПб ГУП «Петербургский метрополитен», по делу не усматривается.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Доводы заявителя, оспаривающего совершение административного правонарушения, в том числе доводы о нарушении сроков проведения проверки указаны и оценены в обжалуемом решении суда, оснований не согласиться с которым не имеется.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Указание судом в решении в доводах защиты распоряжение МВД- 175/13 от 17.08.2017 года, вместо ВД- 175/13 от 17.08.2017 года, а также единичное указание ОАО «Метрострой», вместо СПб ГУП «Петербургский метрополитен», являются явными техническими ошибками, не влияющими на законность и обоснованность вынесенного решения, поскольку содержание решения суда позволяет судить о фактическом рассмотрении жалобы СПб ГУП «Петербургский метрополитен», а также исследовании доказательств имеющихся в представленных материалах.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решение судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2018 года, вынесенное по жалобе СПб ГУП «Петербургский метрополитен» на постановление должностного лица № АД-13-237/2017 от 29.09.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу защитника СПб ГУП «Петербургский метрополитен» М.. – без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова