Дело № 2–120/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года п.Пушкинские Горы
Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи - Евдокимова В.И.,
с участием зам.прокурора Пушкиногорского района – Петровой Е.В.,
при секретаре - Веселовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора Пушкиногорского района Псковской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Васильеву В.И.об обязании пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, |
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пушкиногорского района Псковской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, в лице заместителя прокурора Петровой Е.В., выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением об обязании Васильева В.И. проходить профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза 2 раза в год в течение первых 2-х лет после освобождения из исправительного учреждения.
В обоснование иска Петрова Е.В. указала, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране здоровья, выявлены нарушения со стороны лиц, освобожденных из следственных изоляторов и исправительных учреждений, при прохождении ими профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.8 ст.4 данного Закона, одним из основных принципов охраны здоровья граждан является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Одним из направлений деятельности государственной политики в области профилактики охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является предупреждение распространения туберкулеза в Российской Федерации.
Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ».
В соответствии со ст.8 данного Закона, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больными туберкулезом проходят профилактические обследования в целях выявления туберкулеза в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 года № 892 «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза.
В силу пп. «з» п.5 данного Постановления, независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Между тем, Васильев В.И., освободившись ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы, от прохождения профилактических амбулаторных обследований в ГБУЗ «Пушкиногорская межрайонная больница» уклоняется, чем создает реальную угрозу не только своему здоровью, но и здоровью неопределенному кругу окружающих граждан.
В судебном заседании зам.прокурора Пушкиногорского района Петрова Е.В. поддержала исковое заявление в полном объеме, при этом уточнила требование, просив обязать Васильева В.И. пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Также указала, что ссылка в исковом заявлении на Постановление Правительства РФ от 25.12.2001 года № 892 «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», которым утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, ошибочна, поскольку данный Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утратил силу с 1 сентября 2017 года, на основании постановления Правительства РФ от 09.08.2017 года № 952, и в связи с чем, необходимо руководствоваться новым Порядком и сроками проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2017 года № 124н.
В силу ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
По месту жительства ответчика, указанному в справке о его освобождении из ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ, было направлено судебное извещение о дате и времени рассмотрения дела, однако согласно почтовой справке, судебное извещение не было ему вручено и возвращено в суд по истечению срока хранения.
Согласно ч.1 ст.165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п.67 и п.68 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вывозам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, ответчик Васильев В.И. надлежащим образом был извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Третье лицо – ГБУЗ «Пушкиногорская межрайонная больница», будучи надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не предоставило, в своем заявлении главный врач Солонухин Л.Л. просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, заслушав зам.прокурора Пушкиногорского района Петрову Е.В. и исследовав материалы дела, находит требование прокурора Пушкиногорского района подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.8 ст.4 данного Закона, одним из основных принципов охраны здоровья граждан является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установлены Федеральным законом от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ».
В соответствии со ст.8 данного Закона, в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 21.03.2017 года № 124н утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, который вступил в силу с 01 сентября 2017 года.
В силу п.2 данного Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
В соответствии с п.9 этого же Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.
Согласно приложению к данному Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год подлежат лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Ранее действовавший до 01 сентября 2017 года Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 года № 892 «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», содержал аналогичные требования к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, а также лицам, проходящим такой осмотр.
В соответствии с сообщением об освобождении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), Васильев В.И. освобожден из ФКУ ИК-4 ДД.ММ.ГГГГ и следует к месту жительства по адресу: <адрес>.
Как следует из справок ГБУЗ «Пушкиногорская межрайонная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, освободившись из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.И. флюорографию не проходил и уклоняется от прохождения флюорографического обследования органов грудной клетки.
В судебном заседании также установлено, что на момент обращения прокурора в суд с указанным иском и рассмотрения дела судом, ответчиком профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, по месту его жительства, не пройден.
Таким образом, бездействием Васильева В.И. по вопросу прохождения профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза, создается реальная угроза для его здоровья, а также здоровья неограниченного круга граждан.
При данных обстоятельствах, исковое требование прокурора Пушкиногорского района, подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Согласно ст.103 ГПК РФ, в ее взаимосвязи с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, с Васильева В.И. также подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требование прокурора Пушкиногорского района Псковской области, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Васильеву В.И.об обязании пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, - удовлетворить.
Обязать Васильеву В.И.пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в ГБУЗ «Пушкиногорская межрайонная больница» Псковской области, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Васильеву В.И.в бюджет муниципального образования «Пушкиногрский район» Псковской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, через Пушкиногорский районный суд Псковской области.
Судья: