РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: ФИО8
при секретаре судебного заседания: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-460/2016 по исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования город Салехард о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Салехард о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма, возложении обязанности включить указанное помещение в реестр жилищного фонда муниципального образования г. Салехард и заключить договор социального найма на спорное жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что Салехардским Спецавтохозяйством в 1991 году по месту работы было предоставлено спорное жилое помещение, в котором после вселения он числится зарегистрированным по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ордер на вселение в указанную квартиру не сохранился. Пояснил, что ранее <адрес> в <адрес> стоял на балансе Салехардского Спецавтохозяйства, а в последующем АО «Ритм», какие-либо правоустанавливающие документы на спорную квартиру отсутствуют, в архив сведения о жилищном фонде данной организации не поступали. Поскольку в заключении договора социального найма ответчиком ему было отказано ввиду отсутствия спорного жилого помещения в реестре муниципальной собственности, а также отсутствия информации о передаче жилого помещения, просил удовлетворить требования иска в полном объеме.
Определением судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, принято заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просил признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 17,6 квадратных метра, на условиях договора социального найма и обязать администрацию муниципального образования <адрес> заключить с ФИО2 договор социального найма на занимаемое жилое помещение.
Истец ФИО2 на уточненных требованиях иска настаивал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Салехард Пропащев Е.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. В обоснование возражений указал, что спорное жилое помещение не передавалось в муниципальную собственность, в связи с чем, администрация муниципального образования г. Салехард не является уполномоченным на заключение договора социального найма субъектом. Факт о вселении истца в спорное жилое помещение на законных основаниях не оспаривал.
Заслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище.
Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путём признания жилищного права (п.1 ч.3 ст. 11 ЖК РФ).
Возникшее право на жилое помещение подлежит надлежащему оформлению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в <адрес> в <адрес> зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ и проживает истец ФИО2, который был вселен в спорное жилое помещение в период его работы в Салехардском Спецавтохозяйстве. Несмотря на отсутствие правоустанавливающих документов на спорное жилое помещение, истец с момента вселения несет права нанимателя, выразившиеся в своевременной оплате коммунальных услуг по выставляемым на его имя счетам, поддержании квартиры в исправном техническом состоянии и производстве текущего ремонта.
Согласно справки Государственного архива Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2016 года документы Салехардского Спецавтохозяйства (ОАО «Ритм» на хранение в архив Ямало-Ненецкого округа не поступали и сведения о распределении между работниками Салехардского Спецавтохозяйства жилых помещений в <адрес> в <адрес> представить не представляется возможным.
Сведения о заключении с истцом договоров найма жилых помещений с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, Управлением делами Правительства Ямало-ненецкого автономного округа либо Администрацией муниципального образования город Салехард отсутствуют.
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями допрошенного в качестве свидетеля ФИО6, работающего совместно с ФИО2 и пояснившего о предоставлении истцу на основании протокола профсоюзного комитета спорного жилого помещения в период его работы в Салехардском Спецавтохозяйстве, являющемся в период распределения жилого помещения собственником <адрес> в <адрес>, построенном в период с 1987 -1989 года за счет денежных средств Тюменского ЖКХ и перешедшем в последующем в АО «Ритм».
Оснований не доверять показаниям свидетеля применительно к нормам ст.69 ГПК РФ, ст.307, 308 УК РФ не усматривается.
Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, сторонами не представлены.
Статьёй 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 названного Закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновение спорных отношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Вместе с тем, само по себе отсутствие ордера и заключённого в письменной форме договора социального найма не свидетельствует об отсутствии права пользования жилым помещением по договору социального найма. Статья 10 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Судом установлено, что фактически срок пользования истцом спорной квартирой ограничен не был, его право пользования жилым помещением не оспаривалось, требований о выселении не предъявлялось.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает период постоянной регистрации истца в жилом помещении с 08 февраля 1991 года по месту жительства.
В соответствии с п. 1 Постановления Администрации муниципального образования г. Салехард от 19.11.2003 г. «Об установлении порядка заключения договоров социального найма жилых помещений с гражданами, имеющими регистрацию по постоянному месту жительства до 17 июля 1995 года» № 655, постановлено признать за гражданами, зарегистрированными в занимаемых ими жилых помещениях до 17 июля 1995 года, право на вселение на условиях социального найма.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о возникновении у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма и необходимости применения к спорным правоотношениям норм о договоре социального найма.
Положениями частей 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ определено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется гражданином на основании договора социального найма. При этом ст. 63 ЖК РФ определена письменная форма договора социального найма.
Аналогичные положения были установлены действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений по пользованию жилым помещением Жилищным кодексом РСФСР.
При этом, как ранее действовавшим, так и действующим жилищным законодательством не предусмотрены последствия несоблюдения письменной формы договора социального найма.
Поскольку законность вселения истца в жилое помещение представителем ответчика не оспаривалась, а само по себе отсутствие ордера и заключённого в письменной форме договора социального найма не свидетельствует об отсутствии права пользования жилым помещением на условиях данного договора, то исковые требования о признании права пользования на условиях социального найма являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Согласно Приложению 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся к муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно Разъяснениям, утвержденным распоряжением Мингосимущества РФ от 23 апреля 1999 г. № 592-р, органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 настоящего постановления путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в порядке, установленном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265.
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265
«О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
Обстоятельства, подтверждающие факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования г. Салехард, и сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение по делу не установлены.
Указанные обстоятельства подтверждается соответствующими ответами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЯНАО, ГУП «Окружной центр технической инвентаризации», а также усматриваются из инвентарного дела на домовладение № по <адрес> <адрес> в <адрес>.
Вместе тем, неисполнение обязанности по передаче жилищного фонда, в том числе и <адрес> в <адрес>, находящегося до ликвидации в собственности АО «Ритм», в муниципальную собственность не может повлиять на право истца на заключение договора социального найма на занимаемое жилое помещение со стороны муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по заключению договора социального найма на администрацию муниципального образования г. Салехард.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования город Салехард о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение, удовлетворить.
Признать за ФИО2 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 17,6 квадратных метра, на условиях договора социального найма.
Обязать администрацию муниципального образования г. Салехард заключить ФИО2 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 17,6 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий И.А.Рощупкина