2-№/2021
50RS0№-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2021 года
Подольский городской суд Московской области
В составе:
Председательствующего судьи Екимовой Т.А.
При секретаре судебного заседания Чириковой Я.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.о. ФИО4 к ФИО2 о признании самовольной постройкой объект капитального строительства, обязании осуществить снос самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Администрации г.о. ФИО4 обратился в Подольский городской суд М.О. с исковым заявление к ФИО2 в котором просит признать незаконной проведенную ФИО2 реконструкцию существующего нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 139 кв.м,, расположенного по адресу: <адрес> Подольск, г, Подольск, <адрес>, вл. 34 «а». Обязать ФИО2 привести нежилое здание с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а», в первоначальное состояние путем сноса надстройки из пеноблоков на 1,8 м в высоту и кровли ориентировочно на 1,5 м в высоту, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Свои требования истец мотивирует тем, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 80 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Подольск поступило уведомление отдела надзора за строительством № Главного управления государственного строительного надзора <адрес> №Исх-№ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а», выявлен факт самовольной реконструкции капитального объекта, осуществленного застройщиком ФИО2, выразившийся в выполнении работ по устройству фундамента и подземной части здания, перекрытии подземной части, без получения в установленном законом порядке согласования.
В соответствии с ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, данным Министерством жилищной политики <адрес>, разрешительной документации на строительство/реконструкцию объекта, расположенного по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а» (земельный участок с кадастровым номером № ни Министерством строительного комплекса <адрес>, ни Министерством жилищной политики <адрес> не выдавалось.
Таким образом, реконструкция объекта капитального строительства -нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 139 кв.м., произведена Ответчиком в отсутствие необходимой разрешительной документации.
Устранить нарушения вне судебного порядка ответчики отказываются, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с иском.
Истец - представитель Администрации г.о. ФИО4 по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик - ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате слушания дела извещалась надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщила.
Третье лицо – представитель Главного управления Государственного строительного надзора <адрес> в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.
Третье лицо – представитель Министерства жилищной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.
В связи с неявкой ответчика, извещавшего надлежащим образом, с учетом мнения истца суд определил рассмотреть дело в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в порядке заочного судопроизводства с вынесением по делу заочного решения.
Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, чтоФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 80 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенногоиспользования: «для размещения мастерской по резке стекла», а также нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 139 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а». (Л.д. 10-18).
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Подольск поступило уведомление отдела надзора за строительством № Главного управления государственного строительного надзора <адрес> №Исх-951/09-06 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки на земельном участке с кадастровым номером 50:55:0030521:32, расположенном по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а», выявлен факт самовольной реконструкции капитального объекта, осуществленного застройщиком ФИО2, выразившийся в выполнении работ по устройству фундамента и подземной части здания, перекрытии подземной части, без получения в установленном законом порядке согласования.
В соответствии с ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, данным Министерством жилищной политики <адрес>, разрешительной документации на строительство/реконструкцию объекта, расположенного по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а» (земельный участок с кадастровым номером № ни Министерством строительного комплекса <адрес>, ни Министерством жилищной политики <адрес> не выдавалось. (Л.д. 26).
Разрешая требования по существу и удовлетворяя их, суд исходит из следующего:
Как следует из п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была дополнена частью 1.2, предусматривающей, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия органов местного самоуправления городских округов по выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства с 01.01.2015 осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (в период с 01.01.2015 по 09.11.2018 осуществляло Министерство строительного комплекса Московской области).
Согласно Положению о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 688/35, предоставление государственной услуги, в том числе по выдаче, продлению срока действия разрешений на строительство, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) с 09.11.2018 осуществляет Министерство жилищной политики Московской области. Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В судебном заседании нашел подтверждение факт того, что Ответчику разрешение на ввод возведенного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдавалось, при этом, объект используется, доказательств обратного ответчиком в суд не представлено.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Поскольку Ответчиком в отсутствие разрешительной документации изменены параметры объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а», а именно, осуществлена надстройка на существующих стенах здания рядов из пеноблоков на 1,8 м. в высоту, возведена кровля ориентировочно на 1,5 м в высоту, в результате чего возник новый объект, проведенная реконструкция является самовольной.
В соответствии с положениями ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса РФ условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Таким образом, при наличии признаков самовольной постройки, орган местного самоуправления по своему усмотрению принимает решение либо о сносе самовольной постройки, либо об обращении с иском в суд о сносе самовольной постройки.
В силу п. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, обязанность по сносу самовольной постройки возлагается на лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
Согласно статье 56 ГК РФ, «каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Доказательств в опровержение доводов истца ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание представленные суду доказательства, оценив их в совокупности, и руководствуясь ст.ст. 233-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г.о. ФИО4 к ФИО2 о признании самовольной постройкой объект капитального строительства, обязании осуществить снос самовольной постройки – удовлетворить.
Признать незаконной проведенную ФИО2 реконструкцию существующего нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 139 кв.м,, расположенного по адресу: <адрес> Подольск, г, Подольск, <адрес>, вл. 34 «а».
Обязать ФИО2 привести нежилое здание с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> Подольск, <адрес>, вл. 34 «а», в первоначальное состояние путем сноса надстройки из пеноблоков на 1,8 м в высоту и кровли ориентировочно на 1,5 м в высоту, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.
Заочное решение может быть отменено по заявлению ответчика, поданному в суд в течении 7 дней с момента получения копии решения суда.
Председательствующий Т.А. Екимова.