<данные изъяты>
Дело №2а-3544/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
11 октября 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишлакова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
- о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 18 мая 2019 года № КУВД-001/2019-5994798,
- о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учёта от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2,
- о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Шишлаков С.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 18 мая 2019 года № КУВД-001/2019-5994798, признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учёта от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2,о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 648 кв.м. с кадастровым номером № из состава земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость 29.09.2000 сделана запись регистрации №.
В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, административный истец обратился к кадастровому инженеру для уточнения местоположения границ земельного участка. По результатам проведения кадастровых работ был подготовлен межевой план и административный истец подал в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и его площади.
Управлением Росреестра по Воронежской области по результатам рассмотрения заявления административного истца о государственном кадастровом учете от 18.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798 было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 на основании п. 7,31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Данное решение административный истец просит признать незаконным, поскольку такое обстоятельство, как отсутствие обоснования существования уточняемых границ земельного участка на местности 15 и более лет, в соответствии со ст. 26 Закона не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В судебное заседание административный истец Шишлаков С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Мокшина В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области, действующий на основании доверенности, Белых Р.Д. против удовлетворения требований возражал. Суду представлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Р”РР—Рћ Воронежской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Шишлакову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 648 кв.м. с кадастровым номером № состава земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость 29.09.2000 сделана запись регистрации №.
18.05.2019 Шишлаков С.В. обратился с заявлением о государственном учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменениями описания местоположения его границ.
Управлением Росреестра по Воронежской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 18.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798 было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 на основании п. 7,31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решением заседания апелляционной комиссии от 12.07.2019 №25 принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлениирешение №КУВД-001/2019-5994798 от 28.05.2019.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре.
Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 26 - основания для приостановления кадастрового учета.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, вступающей в силу с 1 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе.
Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете.
При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Принимая во внимание, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета было обжаловано в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе, административным истцом соблюдены условия реализации права на оспаривание указанных решений в судебном порядке.
Административный истец просит признать решение незаконным.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно С‡. 1 СЃС‚. 218 РљРђРЎ Р Р¤ гражданин, организация, иные лица РјРѕРіСѓС‚ обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями РѕР± оспаривании решений, действий (бездейВствия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, РёРЅРѕРіРѕ органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалиВфикационной коллегии судей, экзаменационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены РёС… права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интеВресы, созданы препятствия Рє осуществлению РёС… прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации Р·Р°Вконных интересов или РЅР° РЅРёС… незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица РјРѕРіСѓС‚ обратиться непосредственно РІ СЃСѓРґ или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, надеВленных государственными или иными публичными полномочиями, РІ вышестоВящие РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности орган, организацию, Сѓ вышестоящего РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулиВрования СЃРїРѕСЂРѕРІ.
РџРѕ смыслу С‡. 1 СЃС‚. 218, С‡. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤ необходимым условием для удовлетворения административного РёСЃРєР°, рассматриваемого РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ главы 22 РљРђРЎ Р Р¤, является наличие обстоятельств, свидетельствующих Рѕ несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства Рё нарушение прав административВРЅРѕРіРѕ истца РІ результате принятия такого решения, совершения действий (безВдействия). РџСЂРё этом РЅР° административного истца процессуальным законом РІРѕР·Вложена обязанность РїРѕ доказыванию обстоятельств, свидетельствующих Рѕ нарушении его прав, Р° также соблюдению СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ Р·Р° защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое РёРј решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Как следует из оспариваемого уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, правовым основанием для принятия решения о приостановлении является п. 7,31 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон "О кадастровой деятельности".
Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Установленные Законом о регистрации основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета сходны с основаниями, которые закреплены в статьях 26 и 27 Закона о кадастре.
Как следует из оспариваемого решения о приостановлении кадастрового учёта, по результатам проверки, установлено, что:
- в межевом плане от 16.05.2019, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадь земельного участка составила 800 кв.м., между тем, в соответствии со сведениями ЕГРН декларированная площадь участка с кадастровым номером № составляет 648 кв.м.
Указанное основание для приостановления административный истец оценивает как не соответствующее требованиям закона.
Согласно п. 7,31 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Р’ соответствии СЃ пунктом 70 Приказа Минэкономразвития Р Р¤ РѕС‚ 08.12.2015 в„– 921 «Об утверждении формы Рё состава сведений межевого плана, требований Рє его подготовке», выполнение кадастровых работ РїРѕ уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется РЅР° основании документов, перечисленных РІ части 10 статьи 22 Закона Рѕ регистрации. Р’ данном случае реквизиты таких документов приводятся РІ реквизите В«1В» раздела В«Рсходные данные». Р’ случае отсутствия РІ указанных документах сведений Рѕ местоположении границ земельного участка РёС… местоположение определяется СЃ учетом содержания утвержденного РІ установленном законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ градостроительной деятельности РїРѕСЂСЏРґРєРµ проекта межевания территории.РџСЂРё отсутствии таких документов или РїСЂРё отсутствии РІ утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется СЃ использованием карт (планов), являющихся картографической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ ЕГРН, Рё (или) карт (планов), представляющих СЃРѕР±РѕР№ фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков РЅР° местности пятнадцать Рё более лет. РџСЂРё этом наименовании Рё реквизиты таких документов приводятся РІ разделе В«Рсходные данные», указанные документы или РєРѕРїРёРё РІ состав Приложения РЅРµ включаются.
РР· материалов дела следует, что 18.05.2019 Шишлаков РЎ.Р’. обратился СЃ заявлением Рѕ государственном кадастровом учете РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением площади земельного участка Рё (или) изменения описания местоположения его границ РЅР° земельный участок, кадастровый в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>
Наряду СЃ заявлением, Шишлаковым РЎ.Р’. был представлен межевой план, подготовленный 16.05.2019 (кадастровый инженер Р¤РРћ1), согласно которому после уточнения границ площадь земельного участка составила 800 РєРІ.Рј.
Между тем, согласно сведениям ЕГРН декларированная площадь участка с кадастровым номером № составляет - 648 кв.м.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текса приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
- описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
- сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка.
Р’ реквизите В«1В» раздела В«Рсходные данные» представленного административным истцом вместе СЃ заявлением межевого плана РѕС‚ 16.05.2019 отсутствовали реквизиты документов, РЅР° основании которых кадастровым инженером Р¤РРћ1 определено местоположение границ земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, Рё увеличена площадь РЅР° 152 РєРІ.Рј. Раздел межевого плана «Заключение кадастрового инженера» РЅРµ содержит обоснования местоположения уточненных границ вышеназванного земельного участка.
Кроме того, согласно свидетельству на право собственности на землю № 7262 от 15.07.1998г., выданному Комитетом по земресурсам г.Воронежа, площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 648 кв.м.
РР· Управы Центрального района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж СЃСѓРґРѕРј истребованы постановление Рѕ предоставлении земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> Рё документы, предшествующие изданию постановления.
Согласно постановлению Главы администрации Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа в„– 899 РѕС‚ 04.06.1998 Р¤РРћ2 предоставлен земельный участок РїРѕ <адрес> Комитету РїРѕ архитектуре Рё земельным отношениям района указано РЅР° необходимость подготовить документацию для предоставления РІ собственность земельного участка.
Постановлением Главы администрации Центрального района в„– 897 РѕС‚ 04.06.1998 Р¤РРћ2 передан РІ собственность бесплатно земельный участок площадью 648 РєРІ.Рј. РїРѕ <адрес>, РІ границах: РїРѕ фасаду – 11,50 Рј., РїРѕ правой меже – 41,50 Рј., РїРѕ левой меже – 30,0 Рј., РїРѕ задней меже – 21,0 Рј.
Согласно предоставленным суду доказательствам к постановлению имелось приложение, содержащее описание границ земельного участка, площадью 648 кв.м., ведомость координат земельного участка от 04.06.1998, а также план земельного участка, с описанием границ смежных земель, изготовленный с использованием геодезической съёмки.
Как следует из предоставленных доказательств, земельный участок указанной площади был передан в собственности Шишлакова С.В.
При таких условиях, изготовленный межевой план земельного участка вопреки параметрам указанным в первоотводном документе, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что административный ответчик Управление Росреестра по Воронежской области является правоприменительным органом, в оспариваемом решении четко указаны правовые и фактические основания, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учёта, обоснованность оснований для приостановления нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения.
Решением от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта на основании статьи 27 Закона о регистрации.
Административный истец просит признать указанное решение незаконным.
Принимая во внимание, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 признано судом законным, причины, послужившие основанием для приостановления административным истцом не устранены, суд отказывает в удовлетворении административного иска и в данной части.
Отказ в удовлетворении требований о признании незаконными оспариваемых решения, в соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, является основанием для отклонения требований о возложении на административного ответчика обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление Шишлакова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской областио признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1, об отказе государственного кадастрового учёта от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2, по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 18 мая 2019 года № КУВД-001/2019-5994798, о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 14.10.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2а-3544/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
11 октября 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишлакова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
- о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 18 мая 2019 года № КУВД-001/2019-5994798,
- о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учёта от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2,
- о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Шишлаков С.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 18 мая 2019 года № КУВД-001/2019-5994798, признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учёта от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2,о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 648 кв.м. с кадастровым номером № из состава земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость 29.09.2000 сделана запись регистрации №.
В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, административный истец обратился к кадастровому инженеру для уточнения местоположения границ земельного участка. По результатам проведения кадастровых работ был подготовлен межевой план и административный истец подал в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и его площади.
Управлением Росреестра по Воронежской области по результатам рассмотрения заявления административного истца о государственном кадастровом учете от 18.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798 было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 на основании п. 7,31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Данное решение административный истец просит признать незаконным, поскольку такое обстоятельство, как отсутствие обоснования существования уточняемых границ земельного участка на местности 15 и более лет, в соответствии со ст. 26 Закона не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В судебное заседание административный истец Шишлаков С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Мокшина В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области, действующий на основании доверенности, Белых Р.Д. против удовлетворения требований возражал. Суду представлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Р”РР—Рћ Воронежской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Шишлакову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 648 кв.м. с кадастровым номером № состава земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость 29.09.2000 сделана запись регистрации №.
18.05.2019 Шишлаков С.В. обратился с заявлением о государственном учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменениями описания местоположения его границ.
Управлением Росреестра по Воронежской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 18.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798 было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 на основании п. 7,31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решением заседания апелляционной комиссии от 12.07.2019 №25 принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлениирешение №КУВД-001/2019-5994798 от 28.05.2019.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре.
Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 26 - основания для приостановления кадастрового учета.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, вступающей в силу с 1 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе.
Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете.
При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Принимая во внимание, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета было обжаловано в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе, административным истцом соблюдены условия реализации права на оспаривание указанных решений в судебном порядке.
Административный истец просит признать решение незаконным.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно С‡. 1 СЃС‚. 218 РљРђРЎ Р Р¤ гражданин, организация, иные лица РјРѕРіСѓС‚ обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями РѕР± оспаривании решений, действий (бездейВствия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, РёРЅРѕРіРѕ органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалиВфикационной коллегии судей, экзаменационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены РёС… права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интеВресы, созданы препятствия Рє осуществлению РёС… прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации Р·Р°Вконных интересов или РЅР° РЅРёС… незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица РјРѕРіСѓС‚ обратиться непосредственно РІ СЃСѓРґ или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, надеВленных государственными или иными публичными полномочиями, РІ вышестоВящие РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности орган, организацию, Сѓ вышестоящего РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулиВрования СЃРїРѕСЂРѕРІ.
РџРѕ смыслу С‡. 1 СЃС‚. 218, С‡. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤ необходимым условием для удовлетворения административного РёСЃРєР°, рассматриваемого РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ главы 22 РљРђРЎ Р Р¤, является наличие обстоятельств, свидетельствующих Рѕ несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства Рё нарушение прав административВРЅРѕРіРѕ истца РІ результате принятия такого решения, совершения действий (безВдействия). РџСЂРё этом РЅР° административного истца процессуальным законом РІРѕР·Вложена обязанность РїРѕ доказыванию обстоятельств, свидетельствующих Рѕ нарушении его прав, Р° также соблюдению СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ Р·Р° защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое РёРј решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Как следует из оспариваемого уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, правовым основанием для принятия решения о приостановлении является п. 7,31 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон "О кадастровой деятельности".
Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Установленные Законом о регистрации основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета сходны с основаниями, которые закреплены в статьях 26 и 27 Закона о кадастре.
Как следует из оспариваемого решения о приостановлении кадастрового учёта, по результатам проверки, установлено, что:
- в межевом плане от 16.05.2019, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадь земельного участка составила 800 кв.м., между тем, в соответствии со сведениями ЕГРН декларированная площадь участка с кадастровым номером № составляет 648 кв.м.
Указанное основание для приостановления административный истец оценивает как не соответствующее требованиям закона.
Согласно п. 7,31 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Р’ соответствии СЃ пунктом 70 Приказа Минэкономразвития Р Р¤ РѕС‚ 08.12.2015 в„– 921 «Об утверждении формы Рё состава сведений межевого плана, требований Рє его подготовке», выполнение кадастровых работ РїРѕ уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется РЅР° основании документов, перечисленных РІ части 10 статьи 22 Закона Рѕ регистрации. Р’ данном случае реквизиты таких документов приводятся РІ реквизите В«1В» раздела В«Рсходные данные». Р’ случае отсутствия РІ указанных документах сведений Рѕ местоположении границ земельного участка РёС… местоположение определяется СЃ учетом содержания утвержденного РІ установленном законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ градостроительной деятельности РїРѕСЂСЏРґРєРµ проекта межевания территории.РџСЂРё отсутствии таких документов или РїСЂРё отсутствии РІ утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется СЃ использованием карт (планов), являющихся картографической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ ЕГРН, Рё (или) карт (планов), представляющих СЃРѕР±РѕР№ фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков РЅР° местности пятнадцать Рё более лет. РџСЂРё этом наименовании Рё реквизиты таких документов приводятся РІ разделе В«Рсходные данные», указанные документы или РєРѕРїРёРё РІ состав Приложения РЅРµ включаются.
РР· материалов дела следует, что 18.05.2019 Шишлаков РЎ.Р’. обратился СЃ заявлением Рѕ государственном кадастровом учете РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением площади земельного участка Рё (или) изменения описания местоположения его границ РЅР° земельный участок, кадастровый в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>
Наряду СЃ заявлением, Шишлаковым РЎ.Р’. был представлен межевой план, подготовленный 16.05.2019 (кадастровый инженер Р¤РРћ1), согласно которому после уточнения границ площадь земельного участка составила 800 РєРІ.Рј.
Между тем, согласно сведениям ЕГРН декларированная площадь участка с кадастровым номером № составляет - 648 кв.м.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текса приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
- описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
- сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка.
Р’ реквизите В«1В» раздела В«Рсходные данные» представленного административным истцом вместе СЃ заявлением межевого плана РѕС‚ 16.05.2019 отсутствовали реквизиты документов, РЅР° основании которых кадастровым инженером Р¤РРћ1 определено местоположение границ земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, Рё увеличена площадь РЅР° 152 РєРІ.Рј. Раздел межевого плана «Заключение кадастрового инженера» РЅРµ содержит обоснования местоположения уточненных границ вышеназванного земельного участка.
Кроме того, согласно свидетельству на право собственности на землю № 7262 от 15.07.1998г., выданному Комитетом по земресурсам г.Воронежа, площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 648 кв.м.
РР· Управы Центрального района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж СЃСѓРґРѕРј истребованы постановление Рѕ предоставлении земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> Рё документы, предшествующие изданию постановления.
Согласно постановлению Главы администрации Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа в„– 899 РѕС‚ 04.06.1998 Р¤РРћ2 предоставлен земельный участок РїРѕ <адрес> Комитету РїРѕ архитектуре Рё земельным отношениям района указано РЅР° необходимость подготовить документацию для предоставления РІ собственность земельного участка.
Постановлением Главы администрации Центрального района в„– 897 РѕС‚ 04.06.1998 Р¤РРћ2 передан РІ собственность бесплатно земельный участок площадью 648 РєРІ.Рј. РїРѕ <адрес>, РІ границах: РїРѕ фасаду – 11,50 Рј., РїРѕ правой меже – 41,50 Рј., РїРѕ левой меже – 30,0 Рј., РїРѕ задней меже – 21,0 Рј.
Согласно предоставленным суду доказательствам к постановлению имелось приложение, содержащее описание границ земельного участка, площадью 648 кв.м., ведомость координат земельного участка от 04.06.1998, а также план земельного участка, с описанием границ смежных земель, изготовленный с использованием геодезической съёмки.
Как следует из предоставленных доказательств, земельный участок указанной площади был передан в собственности Шишлакова С.В.
При таких условиях, изготовленный межевой план земельного участка вопреки параметрам указанным в первоотводном документе, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что административный ответчик Управление Росреестра по Воронежской области является правоприменительным органом, в оспариваемом решении четко указаны правовые и фактические основания, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учёта, обоснованность оснований для приостановления нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения.
Решением от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта на основании статьи 27 Закона о регистрации.
Административный истец просит признать указанное решение незаконным.
Принимая во внимание, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1 признано судом законным, причины, послужившие основанием для приостановления административным истцом не устранены, суд отказывает в удовлетворении административного иска и в данной части.
Отказ в удовлетворении требований о признании незаконными оспариваемых решения, в соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, является основанием для отклонения требований о возложении на административного ответчика обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление Шишлакова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской областио признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-5994798/1, об отказе государственного кадастрового учёта от 28.08.2019 № КУВД-001/2019-5994798/2, по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 18 мая 2019 года № КУВД-001/2019-5994798, о возложении обязанности произвести государственный кадастровый учёт в отношении земельного участка, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 14.10.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко