Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2020 ~ М-34/2020 от 24.01.2020

Дело № 2-96/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров Воронежской области                         10 февраля 2020 года

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,

при секретаре Меренковой Л.А.,

с участием истца Кравцовой Е.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области - по доверенности Холодкова М.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кравцовой Е.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области о признании незаконным решения Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Кравцова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области (далее ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району № 190000061105/918779/19 от 30.12.2019 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж (л.д. 5-7).

Согласно исковому заявлению истец 20.12.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в чем ей решением № 190000061105/918779/19 от 30.12.2019 было отказано в связи с отсутствием у нее необходимого для этого 25-летнего стажа педагогической деятельности. С данным решением она не согласна, поскольку ответчиком ей незаконно не зачтены в специальный трудовой стаж периоды ее педагогической работы, указанные в решении ответчика, а также периоды нахождения ее в оплачиваемых учебных отпусках и на курсах повышения квалификации. Просит суд признать незаконным обжалуемое решение ответчика по основаниям, указанным в иске, обязать ответчика зачесть в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем на ставку, с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009 - периоды нахождения на курсах повышения квалификации, с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008- периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках; взыскать судебные расходы: 300 рублей по оплате государственной пошлины и 10 000 рублей – оплата услуг адвоката за составление искового заявления (л.д. 5-7).

В судебном заседании Кравцова Е.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

        Представитель ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) по доверенности Холодков М.Ю. в судебном заседании с иском не согласился и поддержал письменные возражения, представленные в суд по существу заявленных исковых требований (л.д.46-48). Просил суд отказать в удовлетворении иска, а в случае удовлетворения – снизить судебные расходы истца, которые она просит взыскать с ответчика, в связи с их завышенностью.

        Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Согласно ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 Г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в 2019 году - ИПК =16,20).

В силу ч. 1.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

20.12.2019 Кравцова Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) №190000061105/918779/19 от 30.12.2019 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 20.12.2019 в связи с отсутствием на дату обращения необходимых для этого 25 лет специального стажа педагогической деятельности. При этом в специальный педагогический стаж истца не были засчитаны ряд периодов её работы, в том числе, период работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и по совмещению учителем на ставку в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» со ссылкой на то, что не выполнено условие постоянной занятости в объеме полной ставки заработной платы, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009, периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516. При этом в ее специальный педагогический стаж ответчиком зачтено в бесспорном порядке 23 года 07 месяцев 10 дней (л.д. 10, 11-14).

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривается назначение досрочной страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191; действовало в спорный период работы истца с 1 сентября 2004 г. по 3 августа 2011 г., утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.

Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.

Согласно записям в трудовой книжке (л.д.18-21), справке работодателя от 20.12.2019 года (л.д.22), справке МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций» Бутурлиновского муниципального района от 28.11.2019 года (23), карточкам-справкам за 2010 и 2011 года (л.д.25-30), приказу №26 от 01.09.2010 о назначении Кравцовой Е.В. на 0,5 ставки заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с оставлением учителем истории и обществознания в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» (л.д.50), тарификационному списку за 2010год (л.д.52), акту документальной проверки факта льготной работы №22 от 09.12.2019 (л.д.54-58) Кравцова Е.В. с 1992 года по настоящее время работает в различных должностях, в том числе с 01.09.2003 года работала учителем истории. В оспариваемый период времени с 01.09.2010 по 31.08.2011 (продолжительностью 01 год 01 день) продолжала работать в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» на полную ставку учителем истории и обществознания с недельной нагрузкой 21 час и с указанной даты была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки. Работает в указанном образовательном учреждении по настоящее время в качестве директора школы.

Учреждение, в котором работала и работает истица, за указанный период времени неоднократно переименовывалось (л.д.24) и расположено оно в сельской местности (л.д.53).

Таким образом, с учетом проанализированных выше доказательств, работа истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в спорный период в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» на 0,5 ставки являлась для нее дополнительной, выполняемой наряду с основной работой в должности учителя истории и обществознания с недельной нагрузкой 21 час, что более установленной законом нормы педагогической нагрузки на ставку (18 часов), в этой же школе.

Соответственно, нельзя признать законным оспариваемое решение ответчика о не включении в специальный стаж истца периода работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 (продолжительностью 01 год 01 день) в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» на полную ставку учителем истории и обществознания с недельной нагрузкой 21 час и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки. Данный период подлежит зачету в специальный стаж истца.

В соответствии с п. 4 указанных Правил исчисления…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем законодательстве (ст. 112 КЗоТ РСФСР).

Согласно свидетельству о повышении квалификации от 27.04.2000 №3629 и от 17.04.2009 №3898 Кравцова Е.В. находилась на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 27.04.2000 и с 24.03.2009 по 17.04.2009 (л.д. 35).

На курсы повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009 (спорные периоды продолжительностью 20 дней) Кравцова Е.В. направлялась по приказу работодателя (приказ №5 от 25.01.200, приказ №30 от 26.03.2009), и отказаться от этого не могла. Обязанность педагогических работников проходить профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации установлена ФЗ от 10.07.1992 года «Об образовании» (ст. 55), который действовал до О 1 сентября 2013 года. В новом законе «Об образовании в РФ» N~ 273-ФЗ от 29.12.2012 года также сохранена данная обязанность (ст. 48).

Следовательно, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, связанной с педагогической деятельностью.

Таким образом, данные курсы, где Кравцова Е.В. повышала свой профессиональный уровень, связаны с выполнением ею трудовых обязанностей. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.

Курсы повышения квалификации имели место в период работы Кравцовой Е.В. в должности воспитателя группы продленного дня и в должности учителя истории, которые включены ответчиком в ее специальный стаж.

С учетом изложенного, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009 (общей продолжительностью 20 дней) подлежат зачету в специальный стаж истца и ответчик в оспариваемом решении незаконно отказал истцу в их зачете в специальный педагогический стаж.

Согласно п. 5 Правил исчисления.. .., утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, вышеуказанными Правилами прямо предусмотрено включение в стаж по специальности дополнительных оплачиваемых отпуском, которыми являются дополнительные оплачиваемые ученические отпуска.

Положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Согласно диплома <номер> регистрационный <номер> от <дата> Кравцова Е.В. в 2003 году поступила в Воронежский государственный педагогический университет, где обучалась по заочной форме обучения. ВУЗ окончила в 2008 году по специальности «история» с присвоением квалификации «учитель истории» (л.д. 16-17).

Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Согласно справке отдела по образованию и молодежной политики Бутурлиновского муниципального района от 17.01.2020 года и выпискам из приказов по МОУ Великоархангельская СОШ от 08.01.2008 №3 и от 15.01.2008 №5 Кравцова Е.В. в периоды с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008 (04 месяца 24 дня) находилась в оплачиваемом ученических отпусках (л.д. 36,37,38), которые, с учетом изложенного, подлежат зачету в специальный стаж истца и, соответственно, были незаконно исключены ответчиком оспариваемым решением из подсчета специального стажа Кравцовой Е.В.

Общая продолжительность оспариваемых периодов составляет 01 год 05 месяцев 15 дней (01 год 00 месяцев 01 день (01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя истории и обществознания на ставку педагогической нагрузки) + 20 дней (курсы повышения квалификации) + 04 месяца 24 дня (учебные отпуска).

С учётом спорных периодов специальный стаж Кравцовой Е.В. на момент обращения в Пенсионный фонд РФ, на 20.12.2019 года, составляет 25 лет 00 месяцев 25 дней (23 года 07 месяцев 10 дней (бесспорно включенные) + 01 год 05 месяцев 15 дней (оспариваемые периоды». Таким образом, на дату обращения в пенсионный орган Кравцовой Е.В. был выработан необходимый специальный стаж - 25 лет, что даёт ей право на назначение досрочной пенсии с соблюдением требований ч. 1.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Согласно ч. 1 ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

В связи с обращением в суд Кравцова Е.В. понесла следующие судебные расходы: 10 000 рублей - оплата труда адвоката по составлению данного искового заявления, что соответствует минимальным ставкам вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, утверждённым постановлением Совета адвокатской палаты Воронежской области от 12.12.2019 года, 300 рублей - госпошлина при подаче иска в суд, а всего10300 рублей (л.д. 39,40).

Учитывая степень сложности данного гражданского дела, которое не представляет особой сложности, объем проделанной адвокатом работы, который является незначительным, суд считает возможным снизить расходы истца по оплате услуг адвоката за составление искового заявления до разумных пределов - до 7300 руб. и взыскать данную сумму с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кравцовой Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области 190000061105/918779/19 от 30.12.2019 в части не включения Кравцовой Е.В. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода её работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя истории и обществознания на ставку педагогической нагрузки, периодов пребывания на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009, периодов оплачиваемых учебных отпусков с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008 и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области зачесть Кравцовой Е.В. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанные периоды.

Взыскать с Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Кравцовой Е.В. судебные расходы в сумме 7300 (семь тысяч триста) рублей.

Копию мотивированного решения направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                   Т.Б. Васильева

Мотивированное решение составлено 12.02.2020

Дело № 2-96/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров Воронежской области                         10 февраля 2020 года

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,

при секретаре Меренковой Л.А.,

с участием истца Кравцовой Е.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области - по доверенности Холодкова М.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кравцовой Е.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области о признании незаконным решения Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Кравцова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области (далее ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району № 190000061105/918779/19 от 30.12.2019 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж (л.д. 5-7).

Согласно исковому заявлению истец 20.12.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в чем ей решением № 190000061105/918779/19 от 30.12.2019 было отказано в связи с отсутствием у нее необходимого для этого 25-летнего стажа педагогической деятельности. С данным решением она не согласна, поскольку ответчиком ей незаконно не зачтены в специальный трудовой стаж периоды ее педагогической работы, указанные в решении ответчика, а также периоды нахождения ее в оплачиваемых учебных отпусках и на курсах повышения квалификации. Просит суд признать незаконным обжалуемое решение ответчика по основаниям, указанным в иске, обязать ответчика зачесть в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем на ставку, с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009 - периоды нахождения на курсах повышения квалификации, с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008- периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках; взыскать судебные расходы: 300 рублей по оплате государственной пошлины и 10 000 рублей – оплата услуг адвоката за составление искового заявления (л.д. 5-7).

В судебном заседании Кравцова Е.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

        Представитель ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) по доверенности Холодков М.Ю. в судебном заседании с иском не согласился и поддержал письменные возражения, представленные в суд по существу заявленных исковых требований (л.д.46-48). Просил суд отказать в удовлетворении иска, а в случае удовлетворения – снизить судебные расходы истца, которые она просит взыскать с ответчика, в связи с их завышенностью.

        Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Согласно ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 Г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в 2019 году - ИПК =16,20).

В силу ч. 1.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

20.12.2019 Кравцова Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ-УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) №190000061105/918779/19 от 30.12.2019 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 20.12.2019 в связи с отсутствием на дату обращения необходимых для этого 25 лет специального стажа педагогической деятельности. При этом в специальный педагогический стаж истца не были засчитаны ряд периодов её работы, в том числе, период работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и по совмещению учителем на ставку в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» со ссылкой на то, что не выполнено условие постоянной занятости в объеме полной ставки заработной платы, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009, периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516. При этом в ее специальный педагогический стаж ответчиком зачтено в бесспорном порядке 23 года 07 месяцев 10 дней (л.д. 10, 11-14).

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривается назначение досрочной страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191; действовало в спорный период работы истца с 1 сентября 2004 г. по 3 августа 2011 г., утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.

Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.

Согласно записям в трудовой книжке (л.д.18-21), справке работодателя от 20.12.2019 года (л.д.22), справке МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций» Бутурлиновского муниципального района от 28.11.2019 года (23), карточкам-справкам за 2010 и 2011 года (л.д.25-30), приказу №26 от 01.09.2010 о назначении Кравцовой Е.В. на 0,5 ставки заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с оставлением учителем истории и обществознания в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» (л.д.50), тарификационному списку за 2010год (л.д.52), акту документальной проверки факта льготной работы №22 от 09.12.2019 (л.д.54-58) Кравцова Е.В. с 1992 года по настоящее время работает в различных должностях, в том числе с 01.09.2003 года работала учителем истории. В оспариваемый период времени с 01.09.2010 по 31.08.2011 (продолжительностью 01 год 01 день) продолжала работать в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» на полную ставку учителем истории и обществознания с недельной нагрузкой 21 час и с указанной даты была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки. Работает в указанном образовательном учреждении по настоящее время в качестве директора школы.

Учреждение, в котором работала и работает истица, за указанный период времени неоднократно переименовывалось (л.д.24) и расположено оно в сельской местности (л.д.53).

Таким образом, с учетом проанализированных выше доказательств, работа истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в спорный период в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» на 0,5 ставки являлась для нее дополнительной, выполняемой наряду с основной работой в должности учителя истории и обществознания с недельной нагрузкой 21 час, что более установленной законом нормы педагогической нагрузки на ставку (18 часов), в этой же школе.

Соответственно, нельзя признать законным оспариваемое решение ответчика о не включении в специальный стаж истца периода работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 (продолжительностью 01 год 01 день) в МОУ «Великоархангельская средняя общеобразовательная школа» на полную ставку учителем истории и обществознания с недельной нагрузкой 21 час и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки. Данный период подлежит зачету в специальный стаж истца.

В соответствии с п. 4 указанных Правил исчисления…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем законодательстве (ст. 112 КЗоТ РСФСР).

Согласно свидетельству о повышении квалификации от 27.04.2000 №3629 и от 17.04.2009 №3898 Кравцова Е.В. находилась на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 27.04.2000 и с 24.03.2009 по 17.04.2009 (л.д. 35).

На курсы повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009 (спорные периоды продолжительностью 20 дней) Кравцова Е.В. направлялась по приказу работодателя (приказ №5 от 25.01.200, приказ №30 от 26.03.2009), и отказаться от этого не могла. Обязанность педагогических работников проходить профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации установлена ФЗ от 10.07.1992 года «Об образовании» (ст. 55), который действовал до О 1 сентября 2013 года. В новом законе «Об образовании в РФ» N~ 273-ФЗ от 29.12.2012 года также сохранена данная обязанность (ст. 48).

Следовательно, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, связанной с педагогической деятельностью.

Таким образом, данные курсы, где Кравцова Е.В. повышала свой профессиональный уровень, связаны с выполнением ею трудовых обязанностей. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.

Курсы повышения квалификации имели место в период работы Кравцовой Е.В. в должности воспитателя группы продленного дня и в должности учителя истории, которые включены ответчиком в ее специальный стаж.

С учетом изложенного, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009 (общей продолжительностью 20 дней) подлежат зачету в специальный стаж истца и ответчик в оспариваемом решении незаконно отказал истцу в их зачете в специальный педагогический стаж.

Согласно п. 5 Правил исчисления.. .., утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, вышеуказанными Правилами прямо предусмотрено включение в стаж по специальности дополнительных оплачиваемых отпуском, которыми являются дополнительные оплачиваемые ученические отпуска.

Положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Согласно диплома <номер> регистрационный <номер> от <дата> Кравцова Е.В. в 2003 году поступила в Воронежский государственный педагогический университет, где обучалась по заочной форме обучения. ВУЗ окончила в 2008 году по специальности «история» с присвоением квалификации «учитель истории» (л.д. 16-17).

Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Согласно справке отдела по образованию и молодежной политики Бутурлиновского муниципального района от 17.01.2020 года и выпискам из приказов по МОУ Великоархангельская СОШ от 08.01.2008 №3 и от 15.01.2008 №5 Кравцова Е.В. в периоды с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008 (04 месяца 24 дня) находилась в оплачиваемом ученических отпусках (л.д. 36,37,38), которые, с учетом изложенного, подлежат зачету в специальный стаж истца и, соответственно, были незаконно исключены ответчиком оспариваемым решением из подсчета специального стажа Кравцовой Е.В.

Общая продолжительность оспариваемых периодов составляет 01 год 05 месяцев 15 дней (01 год 00 месяцев 01 день (01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя истории и обществознания на ставку педагогической нагрузки) + 20 дней (курсы повышения квалификации) + 04 месяца 24 дня (учебные отпуска).

С учётом спорных периодов специальный стаж Кравцовой Е.В. на момент обращения в Пенсионный фонд РФ, на 20.12.2019 года, составляет 25 лет 00 месяцев 25 дней (23 года 07 месяцев 10 дней (бесспорно включенные) + 01 год 05 месяцев 15 дней (оспариваемые периоды». Таким образом, на дату обращения в пенсионный орган Кравцовой Е.В. был выработан необходимый специальный стаж - 25 лет, что даёт ей право на назначение досрочной пенсии с соблюдением требований ч. 1.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Согласно ч. 1 ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

В связи с обращением в суд Кравцова Е.В. понесла следующие судебные расходы: 10 000 рублей - оплата труда адвоката по составлению данного искового заявления, что соответствует минимальным ставкам вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, утверждённым постановлением Совета адвокатской палаты Воронежской области от 12.12.2019 года, 300 рублей - госпошлина при подаче иска в суд, а всего10300 рублей (л.д. 39,40).

Учитывая степень сложности данного гражданского дела, которое не представляет особой сложности, объем проделанной адвокатом работы, который является незначительным, суд считает возможным снизить расходы истца по оплате услуг адвоката за составление искового заявления до разумных пределов - до 7300 руб. и взыскать данную сумму с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кравцовой Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области 190000061105/918779/19 от 30.12.2019 в части не включения Кравцовой Е.В. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода её работы с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя истории и обществознания на ставку педагогической нагрузки, периодов пребывания на курсах повышения квалификации с 07.02.2000 по 10.02.2000, с 15.02.2000 по 17.02.2000, с 24.02.2000 по 24.02.2000, с 26.03.2009 по 07.04.2009, периодов оплачиваемых учебных отпусков с 08.01.2008 по 30.01.2008 и с 01.02.2008 по 01.06.2008 и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе (межрайонное) Воронежской области зачесть Кравцовой Е.В. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанные периоды.

Взыскать с Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Кравцовой Е.В. судебные расходы в сумме 7300 (семь тысяч триста) рублей.

Копию мотивированного решения направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                   Т.Б. Васильева

Мотивированное решение составлено 12.02.2020

1версия для печати

2-96/2020 ~ М-34/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кравцова Елена Викторовна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное)
Суд
Бобровский районный суд Воронежской области
Судья
Васильева Татьяна Борисовна
Дело на странице суда
bobrovsky--vrn.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2020Судебное заседание
12.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Дело оформлено
29.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее