Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3859/2012 ~ М-2950/2012 от 18.04.2012

                         Дело № 2-3859/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2012 года                            г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьева Д.Н.,

при секретаре Новожиловой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пиркуль Л.С. к Администрации *** о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Пиркуль Л.С. обратилась в суд с иском к администрации ***, в обоснование заявленных требований указала, что является собственником ***, расположенной в двухквартирном жилом *** в ***. Право собственности на указанную квартиру принадлежит истице на основании Договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от ***, что подтверждается регистрационной записью *** от *** и учтенного в книгах БТИ от *** (ранее возникшее право). Квартира истицы расположена на земельном участке площадью ***., категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый *** Указанный земельный участок принадлежит истице на праве собственности на основании Свидетельства о праве собственности на землю от *** ***, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права *** от ***. В *** истица обратилась в Управление Росреестра по *** с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права на квартиру. Однако в регистрации квартиры ей было отказано, в связи с тем, что ею были предоставлены на государственную регистрацию документы с измененными параметрами жилого помещения (реконструкция). Измерение параметров жилого помещения произошло в связи возведением пристройки размером *** со стороны входа в квартиру, осуществленной на месте холодных сеней и веранды. Истица не обладала достаточной юридической грамотностью, поэтому считала, что если земельный участок и квартира принадлежит ей на праве собственности, следовательно, она была вправе улучшить свои жилищные условия, осуществив пристройку к квартире, самостоятельно. В соответствии с техническим паспортом, выданным МУП «***» по состоянию на ***, реконструированная *** имеет общую площадь ***, жилая площадь ***., площадь пристройки составляет ***. Действительная инвентаризационная стоимость реконструированной квартиры составляет ***. Осуществленная истицей пристройка к квартире имеет признаки самовольной постройки, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Применение в судебной практике указанной нормы разъяснено Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где пунктом 25 подтверждено, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). В соответствии с п. 26 Постановления ВС РФ *** от ***, «рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан». Реконструкция жилого помещения, осуществленная истицей, не затрагивает права и интересы третьих лиц. Для подтверждения соответствия осуществленной реконструкции строительным нормам и правилам, организацией ООО «***» осуществлено техническое обследование реконструированного объекта, в выводах которого установлено, что реконструированный объект недвижимости не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Для узаконивания (легализации) осуществленной реконструкции истица обратилась в Администрацию *** с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого помещения. Администрацией *** истице было отказано во вводе в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости, так как ею нарушен порядок подготовки документов и проведения указанной реконструкции (письмо *** от ***). Истица не согласна с доводами органа, осуществляющего выдачу разрешений на реконструкцию объектов недвижимости, так как при этом ограничиваются её права на распоряжение жилым помещением, чем наносится имущественный вред. В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Уточнив требования, просит признать право собственности на самовольно реконструируемую квартиру под ***, общей площадью *** расположенную в *** в *** за Пиркуль Л.С..

Администрация *** представила возражения на исковое заявление, в которых указано, что из представленных материалов дела следует, что спорный объект находится в ***. Полагает, что истцу следует уточнить заявленные требования. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ). *** от *** *** муниципальное образование *** наделен статусом городского округа. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 ГрК РФ, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Аналогичная правовая норма закреплена в пункте 18 статьи 33 Устава муниципального образования ***, утвержденного решением Думы *** от *** ***, согласно которому к полномочиям администрации *** относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Однако, *** по адресу ***, реконструирована без получения разрешительной документации. Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Учитывая, что разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства органом местного самоуправления не выдавалось, ввод в эксплуатацию реконструированного объекта также осуществлен не был. Поскольку, реконструкция спорной квартиры осуществлена без получения на это необходимых разрешений, речь идет о самовольной постройке и признание права собственности на ***, должно осуществляться по правилам статьи 222 ГК РФ. Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с приведенным определением, постройка признается самовольной при наличии хотя бы одного из следующих условий (признаков): возведение постройки на земельном участке, не отведенном уполномоченным органом для этих целей; отсутствие необходимого разрешения на строительство/ реконструкцию; существенное нарушение при возведении объекта специально установленных норм и правил. Кроме того, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (ч. 3 ст. 222 ГК РФ). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположен спорный объект, находится в собственности Пиркуль Л.С. Вместе с тем, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абз. 2 ч. 3 ст. 222 ГК РФ). Статья 8 Градостроительного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. В полномочия органа местного самоуправления не входит контроль за градостроительной деятельностью, за производством работ, за соблюдением технических регламентов (СНиПов), в т.ч. в части надежности, устойчивости, безопасности, также в полномочие не входит обследование зданий, поскольку это лицензируемый вид деятельности. Согласно Градостроительному кодексу РФ в полномочия органа местного самоуправления входит проверка документации. Как следует из п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ 22 от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Однако, истцом не представлены доказательства принятия надлежащих мер к легализации самовольной реконструкции жилого дома. Под легализацией (от лат. 1еgalis - законный) понимается узаконение, придание юридической силы, (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., «Современный экономический словарь» (***. Решением администрации *** от *** *** истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию пристройки к *** по адресу: ***. При этом, основаниями к отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явились не предоставление установленного Градостроительным кодексом РФ перечня документов. В связи с чем, истцом не представлено доказательств невозможности получения тех или иных документов, указанных в решении администрации ***, соответственно не представлено доказательств принятия всех мер к узаконению самовольной постройки. *** вступили в действие Правила землепользования и застройки муниципального образования ***, утвержденные решением Благовещенской городской Думы от *** ***. Согласно ч. 2 ст. 4 Правил соблюдение указанных Правил обеспечивается администрацией ***, в том числе при выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Следовательно, при рассмотрении данного спора должны применяться положения Правил. Правилами устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков для каждой территориальной зоны. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные, вспомогательные). Объект недвижимости - реконструированная ***, расположенная по адресу: ***, расположен в многоквартирной жилом доме, поскольку в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Земельный участок с кадастровым номером ***, на котором находится реконструированная квартира, расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до ***. С учетом вышеизложенного, администрация *** просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании истец, представитель истца на иске настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

В судебном заседании от *** истец уточнил исковые требования - просит признать право собственности самовольно реконструируемую квартиру под *** общей площадью ***., расположенную в *** в *** за Пиркуль Л.С..

В судебном заседании от *** привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Куликов Ю.П. - собственник *** в ***.

В судебном заседании третье лицо Куликов Ю.П. не возражал по существу заявленных требований, пояснил об обстоятельствах, изложенных в отзыве на исковое заявление.

В судебное заседание не явились представитель ответчика администрации ***, представитель третьего лица - Управления Росреестра по ***, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведения о причинах своей неявки и доказательств уважительности этих причин суду не представившие.

Выслушав истца, представителя истца, третье лицо Куликов Ю.П., исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что спор возник относительно прав на объект недвижимости - ***, расположенной по адресу: ***.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от *** ***, выданным на основании свидетельства о праве собственности на землю от *** *** Астрахановского сельсовета, Пиркуль Л.С. принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения подсобного хозяйства, общая *** с кадастровым (условным) номером - *** расположенный по адресу: ***, на участке расположен жилой ***.

*** Совхоз «***» в лице Представитель1, действующей на основании доверенности ***, выданной *** совхозом Астрахановский (Комитет), и Пиркуль Л.С. заключили договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность. На основании данного договора собственник (Комитет) передал безвозмездно в личную собственность Пиркуль Л.С. квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью ***., в том числе жилой ***., по адресу: ***, с указанием количества членов семьи - два человека. В соответствии с п. 2 договора Пиркуль Л.С. приобретает право собственности (владения, пользования, распоряжения) на квартиру после оформления договора в нотариальной конторе и регистрации его в Совете народных депутатов. *** договор зарегистрирован в Администрации Астрахановского сельсовета и удостоверен заместителем председателя Астрахановского сельского Совета, о чем внесена запись в реестр за *** и взыскана государственная пошлина в сумме ***.

Согласно представленному в материалах дела техническому паспорту на индивидуальный жилой дом, составленному по состоянию на ***, спорный объект недвижимости - *** двухквартирном жилом ***, расположенном по адресу: ***, с кадастровым номером ***, инвентарным номером :*** общей площадью ***., в том числе жилой площадью *** реконструкции, ***, имеется жилая пристройка - *** года постройки, ***. Аналогичные данные представлены в кадастровом паспорте помещения, составленном по состоянию на ***.

Из справки МУП «***» от *** *** следует, что при проведении внеплановой инвентаризации *** установлено, что при текущих обследованиях обнаружена ошибка в подсчете площадей, пристроена жилая пристройка ***, а также в связи с изменением методики подсчета площадей следует считать: общая площадь ***м.

Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером *** от *** *** в строке 7 содержит сведения о местоположении: ***; в строке 9 разрешенное использование - ведение подсобного хозяйства; в строке 11 указана площадь земельного участка *** В строке 15 указано, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Пиркуль Л.С. на основании свидетельства *** от ***.

Из ответа Управления Росреестра по *** от *** *** следует, что на основании абзаца 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Пиркуль Л.С. отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, документы на которую были представлены *** вх. *** по следующим причинам. На государственную регистрацию предоставлен договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ***, согласно которого в собственность Пиркуль Л.С. передается квартира общей площадью *** кадастровый паспорт помещения, выданный МУП «Белогорсктехинвентаризация» *** от ***, согласно которого общая площадь вышеуказанной квартиры составляет *** м. Согласно предоставленной справке *** от ***, выданной МУП «Белогорсктехинвентаризация» ***, «при внеплановой инвентаризации, проведенной ***, было выявлено, что к дому пристроена жилая пристройка *** Статья 26 Жилищного Кодекса от 29/12/2004 года № 188-ФЗ устанавливает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Орган, осуществляющий согласование не позднее чем через три дня со дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства или перепланировки жилого помещения. Согласно статье 28 Жилищного Кодекса от 29/12/2004 года № 188-ФЗ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Пункт 14 ст. 1 Федерального закона от 29/12/204 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс РФ» устанавливает, что реконструкция объекта - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей(количества помещений, высоты, количества -этажей, площади, показателей произведенной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Согласно пунктов 2,3 статьи 51 Федерального закона от 29/12/2004 года № 190-ФЗ «строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт». Пункт 7 ст.51 устанавливает, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (орган местного самоуправления) заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов. Пункт 1 статьи 55 вышеуказанного закона устанавливает, что завершение произведенной реконструкции подтверждается разрешением на ввод объекта. На государственную регистрацию не представлены разрешительные документы на проведение переустройства, реконструкции данного объекта недвижимости, необходимые в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, руководствуясь ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. На основании вышеизложенного принято решение об отказе в проведении государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества. Разъяснено право обжалования отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество в соответствии со статьей 2 Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в суд, арбитражный суд.

Из ответа Администрации *** от *** *** на заявление Пиркуль Л.С. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию пристройки к ***, расположенной по адресу: ***, следует, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства регламентирована статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Вами к заявлению не приложены документы по перечню, установленному частью 3 статьи 55 Кодекса, а именно: градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом осуществляющим строительство и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка должна быть подписана лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора). На основании изложенного, и в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55 Кодекса, администрацией *** отказано Пиркуль Л.С. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию пристройки к ***, расположенной по адресу: ***. Дополнительно сообщено, что выполненные Пиркуль Л.С. работы попадают под понятие реконструкции, так как изменяются параметры площади и объёма многоквартирного жилого дома. Согласно п. 14 статьи 1 Кодекса реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (площади, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения. Для проведения данной реконструкции в силу ч. 2 ст. 51 Кодекса требовалось получение разрешения на строительство в установленном законом порядке. Поскольку реконструкция многоквартирного жилого дома Пиркуль Л.С. уже произведена, то самовольно возведенная пристройка в силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу.

В соответствии с ч. ч. 1, 4, 5, 6 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с приложением необходимых документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Частью 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ определен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является, в том числе отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

Из пояснений истца, материалов дела следует, что разрешение на строительство жилой пристройки размером *** обозначенной под *** в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом, в результате возведения которой в *** произведена реконструкция объекта капитального строительства - ***, расположенной по адресу: *** - отсутствует.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ (в редакции действующей на момент строительства жилой пристройки) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных, норм и правил.

Частью 3 ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Однако, по мнению суда, оснований полагать, что реконструированная ***, расположенная по адресу: ***, является самовольной постройкой не имеется.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от *** ***, выданным на основании свидетельства о праве собственности на землю от *** *** Астрахановского сельсовета, Пиркуль Л.С. принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения подсобного хозяйства, общая площадь *** с кадастровым (условным) номером - *** расположенный по адресу: ***, на участке расположен жилой ***.

*** Совхоз «***» в лице Представитель1, действующей на основании доверенности ***, выданной *** совхозом Астрахановский (Комитет), и Пиркуль Л.С. заключили договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность. На основании данного договора собственник (Комитет) передал безвозмездно в личную собственность Пиркуль Л.С. квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью *** по адресу: ***, с указанием количества членов семьи - два человека. В соответствии с п. 2 договора Пиркуль Л.С. приобретает право собственности (владения, пользования, распоряжения) на квартиру после оформления договора в нотариальной конторе и регистрации его в Совете народных депутатов. *** договор зарегистрирован в Администрации Астрахановского сельсовета и удостоверен заместителем председателя Астрахановского сельского Совета, о чем внесена запись в реестр за *** и взыскана государственная пошлина в сумме ***.

Согласно представленному в материалах дела техническому паспорту на индивидуальный жилой дом, составленному по состоянию на ***, спорный объект недвижимости - *** двухквартирном жилом ***, расположенном по адресу: ***, с кадастровым номером ***, инвентарным номером :***, общей площадью ***., в том числе жилой площадью *** *** года реконструкции, ***, имеется жилая пристройка - *** года постройки, ***. Аналогичные данные представлены в кадастровом паспорте помещения, составленном по состоянию на ***.

Из справки МУП «***» от *** *** следует, что при проведении внеплановой инвентаризации *** установлено, что при текущих обследованиях обнаружена ошибка в подсчете площадей, пристроена жилая пристройка ***, а также в связи с изменением методики подсчета площадей следует считать: общая площадь ***.

Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером *** от *** *** в строке 7 содержит сведения о местоположении: ***; в строке 9 разрешенное использование - ведение подсобного хозяйства; в строке 11 указана площадь земельного участка - *** В строке 15 указано, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Пиркуль Л.С. на основании свидетельства *** от ***.

Согласно ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ признание права является способом защиты гражданских прав, каковым по своей юридической природе является и право собственности.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав.

Судом установлено, что указанным реконструированной квартирой истец владеет более ***, в течении которых местный орган исполнительной власти в установленном порядке мог поставить вопрос о сносе этого строения или об его изъятии, однако таких требований к Пиркуль Л.С. не предъявлялось, никто из заинтересованных лиц не оспаривал законность реконструкции и право истицы на данное имущество.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан».

Организацией ООО ***» осуществлено техническое обследование реконструированного объекта - *** по адресу: ***, в выводах которого установлено, что эксплуатация жилого *** в *** с реконструированной квартирой *** выполнена в соответствии с требованиями строительных, экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспе6чивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд пришел к выводу, что реконструкция жилого помещения, осуществленная истицей, не затрагивает права и интересы третьих лиц.

Кроме того, для узаконивания (легализации) осуществленной реконструкции истица *** обратилась в Администрацию *** с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого помещения. Администрацией *** истице было отказано во вводе в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости, так как ею нарушен порядок подготовки документов и проведения указанной реконструкции, что следует из ответа *** от ***.

При установленных обстоятельствах, руководствуясь нормами гражданского, жилищного и градостроительного законодательства суд полагает, что требования истца Пиркуль Л.С. о признании права собственности на ***, расположенную по адресу: ***, общей площадью ***., жилой площадью ***., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Пиркуль Л.С. удовлетворить.

Признать за Пиркуль Л.С. право собственности на ***, площадью ***м., инвентарный номер ***, кадастровый номер ***, расположенную в ***.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                  Д.Н. Афанасьев

2-3859/2012 ~ М-2950/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пиркуль Любовь Сергеевна
Ответчики
Администрация Благ-ка
Другие
Борков СФ
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Афанасьев Дмитрий Николаевич
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
18.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2012Передача материалов судье
23.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2012Судебное заседание
01.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее