Решение по делу № 2-973/2014 ~ М-1029/2014 от 10.09.2014

Дело № 2-973/2014 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2014 года г. Багратионовск

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Ильченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева С.Н., Сергеевой В.Е., Сергеевой Е.С., Лаврова С.А. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Сергеев С.Н., Сергеева В.Е., Сергеева Е.С., Лавров С.А. обратились в суд с вышеназванным иском, которым просят признать за каждым в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/4 доле) на квартиру, расположенную по адресу: ххх. В обоснование заявленных требований указали, что их семья в составе четырех человек (Сергеев С.Н., Сергеева В.Е., Сергеева Е.С., Лавров С.А.) проживает и зарегистрирована с ххх года по вышеуказанному адресу. Спорная квартира была предоставлена военнослужащему Сергееву С.Н. с учетом всех членов семьи на основании ордера № ххх от ххх года администрации МО «Город Мамоново» Калининградской области. Желая приватизировать спорное жилое помещение, Сергеев С.Н. обратился с заявлением в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о передаче в собственность указанной квартиры, на что в августе 2014 года получил ответ, что законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир Министерством обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган уполномоченный передавать жилые помещения в собственность в порядке приватизации, в связи с чем признание права собственности на занимаемое жилое помещение возможно только в порядке гражданского судопроизводства. Спорное жилое помещение не относится к указанным в ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Ранее в приватизации жилых помещений истцы участия не принимали, иных жилых помещений на территории РФ не имеют.

Истцы Сергеев С.Н., Сергеева В.Е., Сергеева Е.С., Лавров С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, ранее в судебном заседании Сергеев С.Н. и Сергеева В.Е. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что истец Сергеев С.Н. после окончания в ххх году Высшего военного командного училища ххх попал по распределению в в/ч ххх (ранее была в/ч ххх) г. ххх, Калининградской области. Вселился в служебное жилье по ул. ххх, д. х, кв. х г. ххх, предоставленное на одного человека, т.к. семьи у него не было. Позже в ххх году в этом же доме распределили равноценную квартиру №хх, куда впоследствии была заселена супруга, прожили там до ххх года. Спорную квартиру предоставила Гвардейский КЭЧ в ххх году после рождения второго ребенка, вселились составом 4 человека – истец (Сергеев С.Н.), супруга и двое детей. В очереди на улучшение жилищных условий не состоят. Перепланировок, реконструкций не производили, аварийным дом не признавался. Ранее в приватизации жилых помещений участия не принимали.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, при этом от Министерства обороны РФ поступил отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования Министерство обороны РФ не признает (л.д. ххх).

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица ФГКУ «Западное региональное Управление правового обеспечения» МО РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Право на приватизацию жилых помещений установлено ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, а также права собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 – 1 от 4 июля 1991 года граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

На основании ст. 6 названного выше закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По смыслу преамбулы и статей 1,2 указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Вместе с тем, статьей 4 данного закона установлены ограничения на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение относится к фонду Министерства обороны РФ, является собственностью Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

В силу п. 1 Приказа Министерства обороны РФ N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.

Согласно приложению к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 13 января 2009 года № х, жилой дом в военном городке г. ххх, ул. ххх, х был ранее закреплен на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

Приказом министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года с 20 декабря 2010 года было реорганизовано ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

Аналогичные сведения содержаться в представленной суду выписке из ЕГРЮЛ на данную организацию, согласно которой ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» МО РФ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ (ФГКУ) «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение состоит на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений».

Желая приватизировать жилое помещение, Сергеев С.Н. в ххх году обратился с заявлениями в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и в Отдел №5 г. Калининграда «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, на что в июле и августе ххх года получил ответы, что в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир Министерства обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган уполномоченный передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации, в связи с чем признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно только в порядке гражданского судопроизводства (л.д. ххх,).

Отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает истцов возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения, что нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого иметь имущество в собственности.

Как следует из материалов дела, ххх года администрацией МО «Город Мамоново» Калининградской области Сергееву С.Н. выдан ордер № ххх на состав семьи из четырех человек, супругу Сергееву В.Е., дочь Сергееву Е.С. и сына жены Лаврова С.А. на квартиру расположенную по адресу: ххх, в котором не содержатся сведения о служебном статусе данного жилого помещения.

В спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают: с ххх года по настоящее время – Сергеев С.Н., жена Сергеева В.Е., дочь Сергеева Е.С., сын Лавров С.А., что подтверждается поквартирной карточкой и выпиской по лицевому счету (л.д. ххх).

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области право собственности на квартиру № хх в доме № х по ул.ххх в г. ххх, Калининградской области не зарегистрировано (л.д. хх).

Из представленной Филиалом «Калининградский» ОАО «Славянка» выписки по лицевому счету, следует, что нанимателем квартиры № хх в доме № х по ул. ххх в г. ххх, Калининградской области в настоящее время является Сергеев С.Н.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии со ст. ст. 101 и 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного Совета народных депутатов.

Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливалась Советом Министров РСФСР.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Согласно действующему законодательству служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, с прохождением службы (ст. 93 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве служебных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве служебного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Одно из исключений установлено Федеральным законом №76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», согласно статье 15 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках служебные жилые помещения. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

По смыслу данной статьи наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

После принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.

Каких-либо допустимых и достаточных доказательств включения жилого помещения по адресу: ххх в число служебных стороной ответчиков суду не представлено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела, тогда как в соответствии с положением ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Распоряжением правительства РФ от 27 октября 2008 года № 1563-р военный городок ххх, в котором находится спорная квартира, был выведен из числа закрытых военных городков.

Таким образом, с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Как установлено судом, спорная квартира не является служебной, аварийной, не находится в закрытом военном городке, то есть не относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 – 1 от 4 июля 1991 года.

Из представленных суду сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области следует, что ранее Сергеев С.Н., Сергеева В.Е., Сергеева Е.С., Лавров С.А. право на бесплатную приватизацию не использовали, данное обстоятельство также подтверждается справкой администрации МО «Мамоновский городской округ» (л.д. ххх).

Из ответа администрации городского округа «Город Калининград» следует, что Сергеев С.Н., Сергеева В.Е., Сергеева Е.С., Лавров С.А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоят и не состояли, жилым помещением либо социальной выплатой на приобретение (строительство) жилья не обеспечивались (л.д. хх).

Учитывая, что истцы ранее в приватизации жилья не участвовали, жилое помещение относится к государственному жилищному фонду (находится в собственности МО РФ), не отнесено к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», они имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно по Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем признания права.

Судом установлено, что согласно техническому паспорту жилого помещения, общая площадь спорной квартиры по состоянию на 28 мая 2014 года составляла 70,6 кв.м., в том числе жилая площадь 52,8 кв.м., площадь всех частей квартиры 83,5 кв.м. (л.д. хх).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что за Сергеевым С.Н., Сергеевой В.Е., Сергеевой Е.С., Лавровым С.А. подлежит признанию в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/4 доли за каждым) на жилое помещение - квартиру, общей площадью 70,6 кв.м., в том числе жилой площадью 52,8 кв.м., находящуюся по адресу: ххх.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 70,6 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 52,8 ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 83,5 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-973/2014 ~ М-1029/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Лавров Сергей Александрович
Сергеев Сергей Николаевич
Сергеева Валентина Евгеньевна
Ответчики
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Министерство обороны РФ
ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений"
Другие
ФГКУ "Западное региональное Управление правового обеспечения" МО РФ
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жесткова Анна Эдуардовна
Дело на сайте суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
10.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2014Передача материалов судье
11.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2014Предварительное судебное заседание
11.11.2014Судебное заседание
17.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2016Дело оформлено
19.12.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее