<данные изъяты>
Дело №2а-3690/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Иванушкиной Д. Б.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области к Мязиной Людмиле Васильевне:
- о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 5288,02 рублей,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Воронежской области обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Мязиной Л.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в сумме 5288,02руб., указывая в обоснование требований, что должник обязан был оплатить недоимку по страховым взносам и пени в сумме 5 288,02руб., о чем ему направлялось требование. Однако, задолженность в добровольном порядке не погашена.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Мязина Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указывала на пропуск срока обращения в суд с административным иском.
Представитель заинтересованного лица УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующий на основании доверенности, Главко Е.А. административный иск поддержал в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав административного ответчика и представителя заинтересованного лица, приходит к следующим выводам:
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированиюстраховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку требования административного истца касаются начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2015-2016 г.г., при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 года утратил свою силу.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Мязина Л.В. являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Административный ответчик была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с 21.02.2003 г.
ДД.ММ.ГГГГ Мязина Л.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 25-27).
В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Поскольку Мязиной Л.В. обязательства по уплате страховых взносов своевременно исполнены не были, в адрес Мязиной Л.В., содержащейся в выписке из ЕГРИП (<адрес>), было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (л.д. 19). В указанном требовании установлен срок до 17.05.2016 года для исполнения обязанности по оплате недоимки по страховым взносам.
Требование не исполнено, страховые взносы своевременно не оплачены, что послужило основанием для обращения УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже к мировому судье судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Мязиной Л.В.
07.12.2016 г. мировым судьей судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ, однако, определением от 24.01.2017 г. он отменен.
При обозрении дела ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа в отношении Мязиной Л.В. о взыскании задолженности по оплате страховых взносов и пени, судом установлено, что копия определения суда от 24.01.2017 г. направлена в адрес УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 24.01.2017 г.
При этом, настоящий административный иск поступил в адрес Центрального районного суда г. Воронежа 26.07.2017 г.
Также судом учитывается следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 21 закона N 212-ФЗ исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 9 статьи 21 указанного Закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, основанием для отказа в удовлетворении требований органа контроля за уплатой страховых взносов является истечение сроки для взыскания задолженности по страховым взносам и пени.
Применительно к рассматриваемому случаю, как указывалось выше, судебный приказ о взыскании страховых взносов и пени за 2015– 2016 г.г. в общей сумме 5288 руб. 02 коп. был отменен мировым судьей 24.01.2017 г., а административное исковое заявление о взыскании задолженности за указанный период могло быть подано административным истцом в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, то есть до 24.07.2017 г.
Между тем, с настоящим иском административный истец обратился в суд лишь 26.07.2017 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного частью 2, 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в том числе в связи с поздним поступлением определения об отмене судебного приказа от 24.01.2017 года и его несвоевременной передачи административному истцу не заявлялось, равно как не указано мотивов уважительности причин пропуска установленного срока на обращение в суд после отмены судебного приказа, а также после истечения срока для добровольного исполнения требований.
Ссылка в административном исковом заявлении на то, что пакет документов по взысканию задолженности по оплате страховых взносов и пени был передан УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже лишь 26.05.2017 г. не может являться причиной, препятствующей административному истцу реализовать свое право на обращение в суд в установленный законом срок, поскольку у налоговой инспекции, как у специализированного государственного органа, имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований.
Других причин Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Воронежской области не названо.
Таким образом, доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не приведено.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока на обращение в суд.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области к Мязиной Людмиле Васильевне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 5 288,02 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2а-3690/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Иванушкиной Д. Б.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области к Мязиной Людмиле Васильевне:
- о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 5288,02 рублей,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Воронежской области обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Мязиной Л.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в сумме 5288,02руб., указывая в обоснование требований, что должник обязан был оплатить недоимку по страховым взносам и пени в сумме 5 288,02руб., о чем ему направлялось требование. Однако, задолженность в добровольном порядке не погашена.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Мязина Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указывала на пропуск срока обращения в суд с административным иском.
Представитель заинтересованного лица УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующий на основании доверенности, Главко Е.А. административный иск поддержал в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав административного ответчика и представителя заинтересованного лица, приходит к следующим выводам:
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированиюстраховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку требования административного истца касаются начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2015-2016 г.г., при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 года утратил свою силу.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Мязина Л.В. являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Административный ответчик была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с 21.02.2003 г.
ДД.ММ.ГГГГ Мязина Л.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 25-27).
В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Поскольку Мязиной Л.В. обязательства по уплате страховых взносов своевременно исполнены не были, в адрес Мязиной Л.В., содержащейся в выписке из ЕГРИП (<адрес>), было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (л.д. 19). В указанном требовании установлен срок до 17.05.2016 года для исполнения обязанности по оплате недоимки по страховым взносам.
Требование не исполнено, страховые взносы своевременно не оплачены, что послужило основанием для обращения УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже к мировому судье судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Мязиной Л.В.
07.12.2016 г. мировым судьей судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ, однако, определением от 24.01.2017 г. он отменен.
При обозрении дела ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа в отношении Мязиной Л.В. о взыскании задолженности по оплате страховых взносов и пени, судом установлено, что копия определения суда от 24.01.2017 г. направлена в адрес УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 24.01.2017 г.
При этом, настоящий административный иск поступил в адрес Центрального районного суда г. Воронежа 26.07.2017 г.
Также судом учитывается следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 21 закона N 212-ФЗ исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 9 статьи 21 указанного Закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, основанием для отказа в удовлетворении требований органа контроля за уплатой страховых взносов является истечение сроки для взыскания задолженности по страховым взносам и пени.
Применительно к рассматриваемому случаю, как указывалось выше, судебный приказ о взыскании страховых взносов и пени за 2015– 2016 г.г. в общей сумме 5288 руб. 02 коп. был отменен мировым судьей 24.01.2017 г., а административное исковое заявление о взыскании задолженности за указанный период могло быть подано административным истцом в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, то есть до 24.07.2017 г.
Между тем, с настоящим иском административный истец обратился в суд лишь 26.07.2017 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного частью 2, 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в том числе в связи с поздним поступлением определения об отмене судебного приказа от 24.01.2017 года и его несвоевременной передачи административному истцу не заявлялось, равно как не указано мотивов уважительности причин пропуска установленного срока на обращение в суд после отмены судебного приказа, а также после истечения срока для добровольного исполнения требований.
Ссылка в административном исковом заявлении на то, что пакет документов по взысканию задолженности по оплате страховых взносов и пени был передан УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже лишь 26.05.2017 г. не может являться причиной, препятствующей административному истцу реализовать свое право на обращение в суд в установленный законом срок, поскольку у налоговой инспекции, как у специализированного государственного органа, имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований.
Других причин Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Воронежской области не названо.
Таким образом, доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не приведено.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока на обращение в суд.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области к Мязиной Людмиле Васильевне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 5 288,02 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко