Дело № 2-2922/2021
УИД:36RS0006-01-2021-004237-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.
при секретаре Жуковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Ольги Юрьевны к ОПФР по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав, о возложении обязанности установить повышенное отношение заработка в применением районного коэффициента 1,6; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения по настоящее время, приняв для исчисления пенсии стажевый коэффициент с учетом общего трудового стажа 26 лет, о возврате недополученных сумм пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась с иском к ответчику, указывая, что является получателем пенсии по старости с июня 2009 года. Полагает, что при назначении пенсии ответчик ошибочно применил нормы действующего законодательства, при подсчете пенсии применил коэффициент 1,260 вместо коэффициента 1,6. При подсчете стажевого коэффициента не учел имевшийся у истца общий трудовой стаж 26 лет. Полагает, что данные нарушения должны быть ответчиком устранены, требует возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии, с даты ее назначения, а также вернуть истцу недополученные суммы пенсии (л.д.3-11).
В судебном заседании истец свои требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Согласно ст. 196 ч. 3 ГПК РФ Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно ч. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что с 11.06.2009 года истец является получателем трудовой пенсии по старости (л.д. 28-29). Пенсия назначена истцу в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно материалам пенсионного дела истца, для расчета пенсии при ее назначении был учтен общий трудовой стаж 22 года 9 дней, а также заработок за период с 01.04.1982 по 31.05.1987.
На момент назначения пенсии истцу, пенсионный орган руководствовался положениями Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Размер страховой пенсии для каждого пенсионера определяется индивидуально, в зависимости от продолжительности общего трудового стажа или продолжительности специального стажа и величины среднемесячного заработка пенсионера, имевших место до 01.01.2002, а также от суммы страховых взносов, начисленных (уплаченных) работодателем за застрахованное лицо в пенсионный фонд после 01.01.2002.
Размер пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14 вышеуказанного закона, согласно которой страховая часть трудовой пенсии по старости состоит из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (определяемого в соответствии со ст. 29.1, учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии по старости, поделенного на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии) и фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости.
П. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при установлении трудовой пенсии по старости, осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002.
С учетом приведенных норм закона, который действовал на момент установления пенсии истцу, был определен размер стажевого коэффициента, исходя из продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 (22 года 09 дней), что соответствует стажевому коэффициенту 0,57 (55% за 20 лет+2% за стаж сверх 20 лет). За периоды работы после 01.01.2002, учитывалась общая сумма страховых взносов, поступивших в пенсионный фонд на лицевой счет истца, за период с 01.01.2002 по дату установления пенсии (11.06.2009).
Истец полагает, что к ней, как к лицу, проживавшему на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера, должен применяться коэффициент 1,6, установленный законом (повышенное отношение заработка) независимо от фактического размера ее заработка. Т.е., если фактический заработок истца, с учетом районного коэффициента окажется ниже коэффициентов, установленных законом, то в любом случае, должен быть применен районный коэффициент, который для истца установлен в размере 1,6.
Суд не может согласиться с указанными доводами истца, полагает, что они основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
К указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 г. повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
В силу пункта 4 разъяснения N 3 от 22 апреля 2003 года лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Пунктом 5 разъяснения предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 г. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав граждан производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 3 статьи 30 указанного Федерального закона, отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Расчет отношения по заработной плате истца был произведен следующим образом. Общая сумма заработка истца за 60 месяцев с 01.04.1982 по 31.05.1987 (наиболее выгодный вариант для истца), с исключением неполных месяцев работы составила 14850,50 руб. Указанный заработок, рассчитан согласно архивным справкам, представленным в материалы пенсионного дела, с учетом районного коэффициента 1,6. Общая сумма заработной платы по стране за этот же период составила 11 782,10 руб. Отношение среднемесячного заработка истца за период с 01.04.1982 по 31.05.1987 к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составил 1,260 (14850,50:11782,10).
Из указанного фактического коэффициента отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной зарплате по стране в размере 1,260, был исчислен размер пенсии истца. Указанный фактический коэффициент, превышает коэффициент 1,2, который установлен для иных лиц (не имеющих права на льготы за работу в районах Крайнего Севера).
При таких обстоятельствах размер пенсии истца обоснованно был установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,260 и оснований для применения повышенного отношения заработков 1,6 не имеется.
Указанное обстоятельство уже было предметом судебной проверки. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 06.05.2015 истцу было отказано в ее требованиях об установлении ей повышенного коэффициента 1,7. При этом, суд основывался на тех же нормах закона и фактических обстоятельствах, и пришел к выводу о том, что при назначении пенсии истцу, ответчиком правильно исчислено соотношение заработка истца в размере 1,260. Указанное решение суда вступило в законную силу. Обстоятельства, установленные данным решением, в силу ст. 61 ГПК РФ, оспариванию и повторному доказыванию не подлежат.
Доводы истца о том, что ответчиком при подсчете стажевого коэффициента не учтен общий трудовой стаж истца 26 лет, суд полагает несостоятельными.
Согласно пенсионного дела истца, на дату назначения пенсии страховой стаж Самсоновой О.Ю. составил 26 лет 4 месяца 12 дней. При этом, стаж для конвертации пенсионных прав согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 01.01.2002 составил 22 года 9 дней.
Правовых оснований учитывать весь имевшийся у истца стаж 26 лет на дату назначения пенсии, не имеется, поскольку такой подсчет стажа. не основан на нормах закона.
Суд, проверив арифметически расчет пенсии, произведенный истцу при назначении пенсии, полагает его верным и соответствующим вышеприведенным положениям закона.
В последующем пенсия истца увеличивалась в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства подтверждаются документами, представленными ответчиками, в частности возражениями и служебной запиской-расчетом, материалами пенсионного дела, которые отражают расчет размера пенсии истца за весь период ее выплаты. Нарушений пенсионных прав истца судом не установлено.
Доводы истца о необходимости проведения по делу финансово –экономической экспертизы, с целью установления правильности начисленной пенсии, судом отклонены, поскольку, в данном случае, суду не требуются специальные познания в финансово-экономической сфере. Обстоятельства, на которые истец ссылается, носят правовой, а не экспертный характер и для их проверки не требуется назначение экспертизы.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самсоновой Ольги Юрьевны к ОПФР по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав, о возложении обязанности установить повышенное отношение заработка в применением районного коэффициента 1,6; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения по настоящее время, приняв для исчисления пенсии стажевый коэффициент с учетом общего трудового стажа 26 лет, о возврате недополученных сумм пенсии, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2021 года.
Дело № 2-2922/2021
УИД:36RS0006-01-2021-004237-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.
при секретаре Жуковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Ольги Юрьевны к ОПФР по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав, о возложении обязанности установить повышенное отношение заработка в применением районного коэффициента 1,6; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения по настоящее время, приняв для исчисления пенсии стажевый коэффициент с учетом общего трудового стажа 26 лет, о возврате недополученных сумм пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась с иском к ответчику, указывая, что является получателем пенсии по старости с июня 2009 года. Полагает, что при назначении пенсии ответчик ошибочно применил нормы действующего законодательства, при подсчете пенсии применил коэффициент 1,260 вместо коэффициента 1,6. При подсчете стажевого коэффициента не учел имевшийся у истца общий трудовой стаж 26 лет. Полагает, что данные нарушения должны быть ответчиком устранены, требует возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии, с даты ее назначения, а также вернуть истцу недополученные суммы пенсии (л.д.3-11).
В судебном заседании истец свои требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Согласно ст. 196 ч. 3 ГПК РФ Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно ч. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что с 11.06.2009 года истец является получателем трудовой пенсии по старости (л.д. 28-29). Пенсия назначена истцу в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно материалам пенсионного дела истца, для расчета пенсии при ее назначении был учтен общий трудовой стаж 22 года 9 дней, а также заработок за период с 01.04.1982 по 31.05.1987.
На момент назначения пенсии истцу, пенсионный орган руководствовался положениями Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Размер страховой пенсии для каждого пенсионера определяется индивидуально, в зависимости от продолжительности общего трудового стажа или продолжительности специального стажа и величины среднемесячного заработка пенсионера, имевших место до 01.01.2002, а также от суммы страховых взносов, начисленных (уплаченных) работодателем за застрахованное лицо в пенсионный фонд после 01.01.2002.
Размер пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14 вышеуказанного закона, согласно которой страховая часть трудовой пенсии по старости состоит из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (определяемого в соответствии со ст. 29.1, учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии по старости, поделенного на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии) и фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости.
П. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при установлении трудовой пенсии по старости, осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002.
С учетом приведенных норм закона, который действовал на момент установления пенсии истцу, был определен размер стажевого коэффициента, исходя из продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 (22 года 09 дней), что соответствует стажевому коэффициенту 0,57 (55% за 20 лет+2% за стаж сверх 20 лет). За периоды работы после 01.01.2002, учитывалась общая сумма страховых взносов, поступивших в пенсионный фонд на лицевой счет истца, за период с 01.01.2002 по дату установления пенсии (11.06.2009).
Истец полагает, что к ней, как к лицу, проживавшему на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера, должен применяться коэффициент 1,6, установленный законом (повышенное отношение заработка) независимо от фактического размера ее заработка. Т.е., если фактический заработок истца, с учетом районного коэффициента окажется ниже коэффициентов, установленных законом, то в любом случае, должен быть применен районный коэффициент, который для истца установлен в размере 1,6.
Суд не может согласиться с указанными доводами истца, полагает, что они основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
К указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 г. повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
В силу пункта 4 разъяснения N 3 от 22 апреля 2003 года лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Пунктом 5 разъяснения предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 г. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав граждан производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 3 статьи 30 указанного Федерального закона, отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Расчет отношения по заработной плате истца был произведен следующим образом. Общая сумма заработка истца за 60 месяцев с 01.04.1982 по 31.05.1987 (наиболее выгодный вариант для истца), с исключением неполных месяцев работы составила 14850,50 руб. Указанный заработок, рассчитан согласно архивным справкам, представленным в материалы пенсионного дела, с учетом районного коэффициента 1,6. Общая сумма заработной платы по стране за этот же период составила 11 782,10 руб. Отношение среднемесячного заработка истца за период с 01.04.1982 по 31.05.1987 к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составил 1,260 (14850,50:11782,10).
Из указанного фактического коэффициента отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной зарплате по стране в размере 1,260, был исчислен размер пенсии истца. Указанный фактический коэффициент, превышает коэффициент 1,2, который установлен для иных лиц (не имеющих права на льготы за работу в районах Крайнего Севера).
При таких обстоятельствах размер пенсии истца обоснованно был установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,260 и оснований для применения повышенного отношения заработков 1,6 не имеется.
Указанное обстоятельство уже было предметом судебной проверки. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 06.05.2015 истцу было отказано в ее требованиях об установлении ей повышенного коэффициента 1,7. При этом, суд основывался на тех же нормах закона и фактических обстоятельствах, и пришел к выводу о том, что при назначении пенсии истцу, ответчиком правильно исчислено соотношение заработка истца в размере 1,260. Указанное решение суда вступило в законную силу. Обстоятельства, установленные данным решением, в силу ст. 61 ГПК РФ, оспариванию и повторному доказыванию не подлежат.
Доводы истца о том, что ответчиком при подсчете стажевого коэффициента не учтен общий трудовой стаж истца 26 лет, суд полагает несостоятельными.
Согласно пенсионного дела истца, на дату назначения пенсии страховой стаж Самсоновой О.Ю. составил 26 лет 4 месяца 12 дней. При этом, стаж для конвертации пенсионных прав согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 01.01.2002 составил 22 года 9 дней.
Правовых оснований учитывать весь имевшийся у истца стаж 26 лет на дату назначения пенсии, не имеется, поскольку такой подсчет стажа. не основан на нормах закона.
Суд, проверив арифметически расчет пенсии, произведенный истцу при назначении пенсии, полагает его верным и соответствующим вышеприведенным положениям закона.
В последующем пенсия истца увеличивалась в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства подтверждаются документами, представленными ответчиками, в частности возражениями и служебной запиской-расчетом, материалами пенсионного дела, которые отражают расчет размера пенсии истца за весь период ее выплаты. Нарушений пенсионных прав истца судом не установлено.
Доводы истца о необходимости проведения по делу финансово –экономической экспертизы, с целью установления правильности начисленной пенсии, судом отклонены, поскольку, в данном случае, суду не требуются специальные познания в финансово-экономической сфере. Обстоятельства, на которые истец ссылается, носят правовой, а не экспертный характер и для их проверки не требуется назначение экспертизы.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самсоновой Ольги Юрьевны к ОПФР по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав, о возложении обязанности установить повышенное отношение заработка в применением районного коэффициента 1,6; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения по настоящее время, приняв для исчисления пенсии стажевый коэффициент с учетом общего трудового стажа 26 лет, о возврате недополученных сумм пенсии, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2021 года.