Дело № 12- 582/2016
№ 5- 18/2016 Судья Андреева <...>
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова <...>, рассмотрев 07 апреля 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Обуховой <...>, административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2016 года в отношении
Соловьевой <...>, родившейся <дата> в <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ в отношении заместителя директора по организационным вопросам <№1> Соловьевой <...> прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол по делу об административного правонарушении, начальник отдела административного производства Юридического управления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры – юрисконсульт Б. обратилась с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 08 февраля 2016 года.
В обосновании жалобы указала, что судьей районного суда не в полной мере было рассмотрено дело об административном правонарушении, не были исследованы вопросы описания события административного правонарушения, вида археологических работ, проводимых на участке, наличия на участке, на котором проводились работы, объекта археологического наследия, которому мог быть причинен вред производимыми работами, какое порядок определения необходимости проведения данных работ.
Вывод суда о том, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, предусматривает наличие объекта археологического наследия, которому может быть причинен ущерб, ошибочен. Так как объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в проведении археологических полевых работ без получения в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), то есть не предусматривает наличие либо отсутствие объекта археологического наследия.
Довод суда о том, что по адресу: Санкт-Петербург, ул. Короленко, дом 5, литера А (участок 5, на пересечении Баскова переулка и ул. Короленко), не был выявлен объект культурного наследия, в связи с чем проверка КГИОП от 19.06.2015 года была проведена с нарушением положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – закон № 294-ФЗ) не состоятелен.
В связи с тем, что указанный участок на момент проверки считался выявленным объектом наследия и подлежал охране. КГИОП правомерно провел проверку на основании пункта 2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ: без уведомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, без получения согласования Прокуратуры Санкт-Петербурга, а только с уведомлением Прокуратуры Санкт-Петербурга.
Кроме того, Соловьева <...> не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в связи с чем положения Закона № 294-ФЗ на нее не распространяются.
Заявитель в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направила, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствии.
Соловьева <...> и ее защитник Сидорчук <...> в Санкт-Петербургский городской суд явились, возражали против удовлетворения жалобы, указали, что считают постановление судьи районного суда законным и обоснованным. Представили отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому суд первой инстанции верно установил, что объект археологического наследия, которому мог быть причинен вред в результате проведения археологических работ, отсутствовал на земельном участке. При этом ссылки КГИОП на возможность выявления (обнаружения) в будущем объекта археологического наследия не имеют юридического значения для привлечения Соловьевой <...> к административной ответственности.
Также суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о грубом нарушении КГИОП положений законодательства, регулирующего процедуру проведения проверки юридического лица, так как проверка была проведена с нарушение закона, не была согласована с Прокуратурой Санкт-Петербурга, а руководитель <№1> не был уведомлен о проведении проверки за 24 часа.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист-юрисконсульт КГИОП Администрации Санкт-Петербурга С1 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Показал, что в постановлении по делу об административном правонарушении нет доказательств нарушения КГИОП положений Закона № 294-ФЗ при проведении проверки, так как проведение указной проверки было согласовано с Прокуратурой Санкт-Петербурга, в материалах дела нет документов, свидетельствующих о том, что акт проверки признан недопустимым доказательством. Так как проверка имела срочный характер, руководитель <№1> не был уведомлен о проведении проверки за 24 часа.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее – археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
Согласно пункту 7 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения
1) археологические разведки – проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки – проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения – проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ, открытый лист – это документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя в соответствии с п. 10 ст.45.1 Закона №73-Ф3 определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.
Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации утверждено Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 № 85 (далее - Положение).
На основании п. 1.8, 1.9 Положения археологические полевые работы могут проводиться юридическими лицами, уставной деятельностью которых являются проведение археологических полевых работ и (или) связанные с их проведением научные исследования, и (или) выявление и сбор музейных предметов и коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности. Открытые листы выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях юридическими лицами, отвечающими вышеуказанным требованиям.
В соответствии с пунктом 1.13 Положения, при проведении археологических полевых работ держатель открытого листа обязан непосредственно руководить ими, присутствуя на месте ведения работ. Не допускается передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.
При этом разделом 3 Положения установлено, что в ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного слоя и остатки древних сооружений и проводит сбор древних предметов на современной поверхности (пункт 3.1 Положения); места проведения и маршруты археологических разведок фиксируются на картах в масштабе не менее 1: 200 000 (пункт 3.3 Положения); сбор подъемного материала производится с обозначением местоположения находок (скоплений) на топографическом плане и составление описи с указанием данных о каждой находке (пункт 3.5 Положения); все разведочные шурфы, зачистки и зондажи должны быть документированы, в том числе фотографически (в случае отсутствия признаков объекта археологического наследия на обследуемом участке землеотвода достаточно фотографической фиксации одного из бортов каждого разведочного шурфа), и зафиксированы дневниковыми записями (пункт 3.10 Положения); весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый объект археологического наследия, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись (пункт 3.15 Положения).
Статьей 7.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 30.06.2015 года заместителем начальника Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП – начальником отдела зон охраны центральных районов К. в отношении заместителем директора по организационным вопросам <№1> Соловьевой <...> составлен протокол № 124-2015 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.15 ч. 1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).
Согласно протоколу об административном правонарушении оно выразилось в следующем (л.д. 2-6 том № 1): 19.06.2015 года в КГИОП поступило обращение гр. В. с просьбой провести проверку законности проведения земельных работ на строительной площадке по адресу: Басков пер. № 2, где идет разрушение исторического пласта 18-19 веков (л.д. 9 том № 1).
В связи с поступлением указанного обращения и по поручению председателя КГИОП 19.06.2015 года по адресу: Санкт-Петербург, ул. Короленко, д. 5, лит. А, кадастровый номер участка 78:31:1279:2 (участок 5, на пересечении Баскова пер. и ул. Короленко), была проведена внеплановая выездная проверка деятельности <№1>, проведение которой согласовано Прокуратурой Санкт-Петербурга 22.06.2015 года.
Актом проверки от 19.06.2015 года № 8-341 установлено, что вышеуказанный земельный участок находится в границах зоны регулирования и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-3, на уличный фронт по ул. Короленко на лицевую застройку распространяются требования режима охранной зоны объектов культурного наследия 03 1-1, а также расположен на территории предварительных археологических разведок ЗА 2.
Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга...» (далее –Закон № 820-7) устанавливает специальные ограничения деятельности на указанной территории: работы, связанные с углублением в грунт более 0,5 м (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта, инженерные изыскания, благоустройство территории) производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ.
В ходе проверки <№1> предоставлены следующие документы:
- открытый лист от 13.04.2015 года № 165, выданный на имя Соловьевой <...> на право проведения археологических полевых работ на территории Адмиралтейского, Центрального, Петроградского, Василеостровского районов Санкт-Петербурга в том, что данное лицо имеет право производить следующие археологические полевые работы и археологические разведки с осуществлением локальных земляных работ на указанной территории в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности,
- полевой дневник.
Инженером по строительному контролю (общестроительные работы ООО «<...>»:
- договор на проведение надзорных археологических работ от 10.04.2015 года № 13-Б5, согласно которому <№1> с 12.05.2015 года по 12.05.2016 года обязуется осуществлять научно-исследовательские надзорные археологические работы на исследуемом земельном участке (согласно приложению 2 к договору): археологический надзор, камеральная работа, камеральная обработка материалов, зарисовка в 3 проекциях, консервация, частичная реставрация, подготовка к передаче в Музейный фонд РФ, реставрация археологического материала, полный научно-технический отчет,
- приказ от 12.01.2015 года № 02-03/01-01-1 «О назначении ответственного за ведение технического надзора за строительством «Многоквартирного дома...» расположенного по адресу: СПб, Басков пер, участок 5 (на пересечении Баскова пер. и ул. Короленко)» – Т.,
- общий журнал работ, в котором сведения о Соловьевой <...> не указаны,
- разрешение на строительство от 11.07.2014 № 78-18012620-2014,
- договор генерального подряда от 30.01.2015 года № 10-Б5,
- договор субподряда от 09.04.2015 года № 17/СП-1 5,
- проект производства работ (шифр К04-2015-ППР),
- копия письма от 03.06.2015 года № 14102/33.1-215.2.1-215.2.1-154 (peг. № 2-7588 от 04.06.2015 года) в адрес КГИОП от <№1> о сообщении, что <№1> начинает работы по адресам: Рузовская, д. 18, лит. Г, Басков пер, участок 5 (на пересечении Баскова пер. и ул. Короленко).
Однако из документов, имеющихся в распоряжении КГИОП, следует, что под номером peг. № 2-7588 от 04.06.2015 года в КГИОП зарегистрировано письмо <№1> от 03.06.2015 № 14102/33.1-215.2.1-154 о том, что <№1> начинает работы по адресу: Рузовская, д. 18, лит. Г.
При этом, письмо от 18.06.2015 № 14102/33.1-215.2.1-172 (peг. КГИОП № 2-8415) о начале работ 15.05.2015 года по адресу: Басков пер, участок 5. поступило в КГИОП только 19.06.2015 года.
На момент проведения проверки держатель открытого листа Соловьева <...> на территории земельного участка отсутствовала, велись земляные и строительные работы посредством строительной и землеройной техники (автокраны на автомобильном ходу, экскаваторы с планировочными ковшами, самосвалы): в северо-восточной части выполнено устройство котлована, свайного поля, частично выполнено устройство подбетонки, выполняются работы по вязке арматурного каркаса фундаментной плиты (опалубка), от уже устроенного котлована в сторону Баскова пер. ведется расширение устроенного котлована, на территории производства работ выполнены отвалы земли, которые представляют собой мешанный грунт с элементами деревянных конструкций, кирпича, и вывозятся на автомобилях -самосвалах.
В бытовке на территории земельного участка сотрудниками <№1> Л. и П. продемонстрирован подъемный материал (подковы, фрагментированная керамика, конские стремена, остатки кожаной обуви и т.п., частично упакован), масштабная рейка.
На территории земельного участка шурфы и раскопы не заложены.
Согласно открытому листу от 13.04.2015 года № 165 Соловьева <...> имеет право в установленном законом порядке проводить археологические разведки с осуществлением локальных земляных работ на указанной территории в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности, при этом, передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному листу другому лицу запрещается.
Вместе с тем, актом проверки от 19.06.2015 года № 8-341 зафиксировано, что на момент проведения проверки держатель открытого листа на земельном участке отсутствует, что также подтверждается письмом <№1> от 22.06.2015 года № 14102/77-111.2.1-30р. (peг. КГИОП от 23.06.2015 года № 2-8558) о командировании данного лица в период с 19.06.2015 года по 24.06.2015 года в г. Абакан и г. Кызыл, приказом о командировании от 19.06.2015 года № 078-к.
Кроме того, зафиксировано, что порядок проведения археологических разведок, методы научных исследований объектов археологического наследия при проведении работ нарушены: результаты исследований, подъемный материал, места проведения и маршруты археологических разведок не задокументированы надлежащим образом посредством фотофиксации, обозначения и фиксации на картах, составления описи и дневниковыми записями, материал, обнаруженный в процессе разведок, не снабжен этикетками, полевая опись не ведется, что также является нарушением требований открытого листа от 13.04.2015 года № 165 в части характера и целей проводимых археологических работ.
Таким образом, актом проверки КГИОП от 19.06.2015 года № 8-341 установлено событие правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ, выразившийся в ведении археологических разведок с нарушением условий, предусмотренных открытым листом.
Согласно договору на проведение надзорных археологических работ от 10.04.2015 года № 13-Б5, заключенному между ООО «<...>» и <№1>, <№1> обязуется осуществить научно-исследовательские надзорные археологические работы на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Басков пер, участок 5, на пересечении Баскова пер. и ул. Короленко.
В силу пункта 3.1.7 договора от 10.04.2015 года № 13-Б5 <№1> обязалось получить открытый лист на право производства археологических работ.
Пунктом 5.2 Приложения 1 к договору от 10.04.2015 года № 13-Б5 установлено, что в период работ, подлежащих выполнению <№1>, входят полевые работы, в том числе: научно-исследовательские культурного слоя в процессе проведения строительных работ с зачисткой профильных котлованов, выявление и изучение археологического материала, фотофиксация процесса работ, отдельных находок и скоплений материала, отбор и полевая консервация материала, обмеры выявленных объектов, вычерчивание профилей, тестуальное описание стратиграфии, материка и иных археологических объектов, ведение полевой документации.
Сроки проведения работ с 12.05.2015 года по 12.05.2016 года.
В силу пункта 1.1 Положения держатели разрешения (открытого листа), организующие проведение археологических работ, несут ответственность за качество выполнения работ.
Пунктом 6.1 статьи 45.1 Закона № 73-Ф3 собственниками земельных участков, в границе территории, определенной разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ, должен быть обеспечен доступ физических и юридических лиц, проводящих археологические полевые работы, к земельным участкам в границах указанной территории.
Таким образом, Соловьевой <...>, как держателю открытого листа от 13.04.2015 года № 165 было известно о порядке производства археологических полевых работ (археологических разведок) по данному открытому листу, данное лицо в силу требований Положения несло обязанность по их надлежащему проведению, однако данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении археологических полевых работ.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.ст.26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Исследовав представленные по делу доказательства судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга пришла к выводу о том, что контролирующим органом – КГИОП были грубо нарушены требования Закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем отсутствуют основания для привлечения Заместителя директора по организационным вопросам <№1> Соловьевой <...> по ч.1 ст.7.15 КоАП РФ.
Данные выводы постановления судьи не противоречат материалам дела и нормам закона.
Так, внеплановая выездная проверка юридического лица <№1>, в ходе которой было выявлено вмененное правонарушение, была проведена сотрудниками КГИОП в соответствии с положениями п.2 ч.2, ч.12, ч.17 ст.10 Федерального закона РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 года без предварительного согласования с органом прокуратуры и без уведомления юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Вышеуказанные положения закона применяются, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является, в том числе, причинение вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, как обоснованно установлено постановлением судьи земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул.Короленко, д.5, лит.А (пересечение Баскова пер. и ул.Короленко) не относится к объектам культурного наследия, поскольку объекты археологического наследия по указанному адресу на государственный учет не принимались, а сведений о причинении вреда таковым, либо угрозы его причинения по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о грубом нарушении КГИОП требований Закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что свидетельствует о недопустимости представленных по делу доказательств, в связи с чем судом принято обоснованное решение о прекращении производства по делу в отношении Заместителя директора по организационным вопросам <№1> Соловьевой <...> по ч.1 ст.7.15 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2016 года, вынесенное в отношении Соловьевой <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу начальник отдела административного производства Юридического управления КГИОП Б. – без удовлетворения.
Судья <...> Русанова