адм. дело №2а-591/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
с участием прокурора Кишман Н.С.
с участием представителей административного истца Еремина П.И. по доверенности Полянских Н.Н., Глотова К.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еремина Павла Ивановича к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействующим постановления №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в части включения п.48 Приложения№2 Скверы муниципальные, иные «Сквер «<адрес>»,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Еремин П.И. обратился в суд и указывает, что является собственником земельного участка площадью 2142 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № с разрешенным использованием: для размещения объекта торговли. Вместе с тем, указанный земельный участок постановлением №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) был включен в перечень зеленых зон общего пользования города Воронеж, что противоречит разрешенному использованию земельного участка и нарушает его права как собственника земельного участка в его использовании. В связи с указанным, административный истец просит суд признать недействующим постановление Администрации городского округа город Воронеж №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в части включения п.48 Приложения№2 Скверы муниципальные, иные «Сквер <адрес>».
Административный истец Еремин П.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административного истца Еремина П.И. по доверенности Полянских Н.Н., Глотов К.Ю. поддержали административное исковое заявление с учетом уточнений и просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании 05.02.2020 и 28.02.2020 представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении административного иска, представителем были представлены возражения (л.д.68-71), приобщенные к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив, представленные доказательства, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании пояснений представителей административного истца, копий договоров купли-продажи, выписок из Единого государственного реестра недвижимости, судом установлено, что 01.03.2017 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Еремиными П.И. в соответствие со ст. 39.2, п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и на основании регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2016 номер регистрации права № (л.д.147-149), был заключен договор купли-продажи земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 2155 кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. На выкупаемом участке находится принадлежащий покупателю на праве собственности объект недвижимости – пищеблок, кадастровый №, площадью 40 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права № от 10.11.2016. Указанный земельный участок был передан Еремину П.И. по акту приема-передачи 01.03.2017 (л.д.150). Нежилое помещение, кадастровый №, площадью 40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, было приобретено Ереминым П.И. на основании договора купли-продажи от 10.10.2016 (л.д.167-169). Согласно сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д.144-145) земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 2155 кв.м., был поставлен на кадастровый учет 06.08.2010 и образован из земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением исполкома Администрации города Воронежа №91 от 15.02.2000 «О предоставлении ОАО «Воронежский радиозавод «Полюс» (№) земельного участка, фактически занимаемого зданием столовой по <адрес>, у ОАО «Воронежский радиозавод «Полюс» был изъят земельный участок площадью 0,7503 га по <адрес>, оставив в бессрочном пользовании земельный участок площадью 0,5997 га, фактически занимаемый зданием столовой. Департаменту управления городской недвижимостью произвести отвод земельного участка под зданием столовой по <адрес> (л.д.150).
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.10-49) усматривается, что в 2010 из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, был образован земельный участок площадью 3 842 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельный участок по адресу <адрес>ю 2 155 кв.м. с кадастровым номером №. В последующем земельный участок с кадастровым номером № был разделен на два земельные участка: земельный участок площадью 2142 кв.м. по адресу <адрес> с кадастровым номером №, правообладателем которого является административный истец, с видом разрешенного использования – для размещения объектов торговли, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № – нежилое помещение – пищеблок, площадью 40 кв.м., и земельный участок площадью 13 кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес>, который находится в муниципальной собственности (для данного участка обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером №), который используется для организации проезда к соседнему жилому дому.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» утверждены основные положения сохранения и развития зеленых зон общего пользования на территории г.Воронежа, разработанные комитетом главного архитектора г.Воронежа согласно Приложению№1, перечень и классификацию зеленых зон общего пользования г.Воронежа согласно приложению№2. В перечень и классификация зеленых зон общего пользования на территории городского округа город Воронеж, в редакции постановления администрации городского округа город Воронеж № 413 от 27.05.2009 под п. 48 включен «Сквер «<адрес>».
В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а так же лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актам, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Применительно к требованиям ст. 213 КАС РФ судом рассматривается данное административное заявление.
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
Из приведенных положений закона следует вывод о том, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемое постановление Администрации городского округа город Воронеж издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, в связи с чем, является нормативным правовым актом, применительно к разъяснениям п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в котором указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления полностью соответствует указанным признакам.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, изложенным в п.5 с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 14-АПА19-5 «Об оставлении без изменения решения Воронежского областного суда от 28.02.2019, было отказано в удовлетворении заявления Еремина П.И. об оспаривании в части Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа "Город Воронеж", утв. решением Воронежской городской Думы от 11.04.2012 N 762-III». Еремин П.И. обратился в суд с административным иском о признании недействующими абзаца третьего пункта 6.3 статьи 6 и части 7.4 статьи 7 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа "город Воронеж", утвержденного решением Воронежской городской Думой от 11 апреля 2012 года N 762-III. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, расположенного в городе Воронеже, с видом разрешенного использования "предприятия общественного питания: рестораны, кафе, закусочные, бары и т.д., парковки индивидуальных легковых автомобилей". Имея намерение использовать названный земельный участок в соответствии с разрешенным видом его использования для размещения парковки индивидуальных легковых автомобилей, Еремин П.И. разработал проект благоустройства и обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о согласовании проектной документации на объект благоустройства и предоставлении порубочного билета в связи с необходимостью вырубки зеленых насаждений, находящихся на данном земельном участке, что указанным органом сделано не было. Оспариваемые положения, по мнению административного истца, возлагая обязанность по получению порубочного билета, ограничивают его полномочия собственника в пользовании принадлежащим ему земельным участком и не соответствуют положениям федерального законодательства. Решением Воронежского областного суда от 28 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. В указанном определении указано, что согласно предоставленной администрацией городского округа информации указанный земельный участок территориально совпадает со сквером "9 Января", включенным в перечень зеленых зон городского округа "город Воронеж" в категории "иные" (ведомственные) в соответствии с постановлением администрации городского округа "город Воронеж" от 1 апреля 2003 года N 669 "О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа"; согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Воронеж", утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года N 384-II, земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж8 (зона малоэтажной многоквартирной застройки, подлежащей сносу (под развитие многоэтажной), в которой скверы являются основным видом разрешенного использования.
Согласно ст. 85 ч. 12 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как уже было установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в настоящее время не является объектом недвижимости, так как был разделен на два земельных участках, один из которых с кадастровым номером №,площадью 142 кв.м., по адресу <адрес>, принадлежит истцу. Вид разрешенного использования земельного участка – для размещения объектов торговли, что является основным видом разрешенного использования для зоны Ж-8, в которой расположен указанный земельный участок. При этом, включая земельный участок по адресу <адрес> в перечень и классификацию зеленых зон общего пользования г.Воронежа постановлением №413 от 27.05.2009 администрация городского округа не убедилась, что была вправе распоряжаться указанным земельным участком, собственность на который не была разграничена. При этом, в судебном заседании административным ответчиком не было представлено доказательств того, что земельный участок по адресу <адрес> был на законных основаниях включен в перечень зеленых зон общего пользования, в то время как принимая решения о включении указанного участка в перечень, администрация городского округа город Воронеж обязана была убедиться в принадлежности земельного участка муниципальному образованию городской округа город Воронеж, что не было выполнено.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как указано в п. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся…организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа…
Согласно ст. 61 ч. 1 и абзацу 2 ч.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В соответствие со ст.ст. 44, 47, 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями администрации городского округа и иными муниципальными правовыми актами городского округа. К полномочиям администрации городского округа относятся исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции городской Думы и иных органов местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области. Администрация городского округа в лице ее структурных подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности; принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности в соответствии с порядком и условиями, установленными городской Думой; распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе: предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и срочное пользование земельных участков, предоставление их в собственность и сдача в аренду, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; обеспечение проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды; разработка городских экологических программ, их финансирование и материально-техническое обеспечение совместно с областными органами власти…
Исходя из анализа указанных федеральных законов и нормативных актов администрация городского округа город Воронеж как орган местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции издавать нормативно-правовые акты по вопросам местного значения, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе по вопросам, связанным с охраной окружающей среды.
Однако, в данном случае суд полагает, что административный ответчик распорядился земельным участком, находящимся по адресу <адрес>, который территориально совпадает с земельным участком административного истца, который не находился в муниципальной собственности, так как находился в государственной собственности, что усматривается из постановления исполкома администрации города Воронежа №91 от 15.02.2000 и последующих действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, которым земельный участок с кадастровым номером № площадью 2155 кв.м., был продан административному истцу как земельный участок, находящийся в государственной собственности.
Административным ответчиком фактически не оспаривается, и указано в отзыве (л.д.70), что земельный участок, принадлежащий административному истцу и приобретенный им по договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, территориально совпадает со сквером «<адрес>».
Указанное свидетельствует, что при издании постановления №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в оспариваемой части, администрация городского округа город Воронеж распорядилась земельным участком, находящимся в государственной собственности, не имея на это полномочий, что повлекло за собой нарушение прав административного истца по распоряжению, пользованию и владению объектом недвижимости, находящимся у него в собственности. При этом, в ходе рассмотрения дела администрация не представила доказательств и возражений относительно того, что земельный участок <адрес> относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничила и не оспорило право распоряжения указанным участком именно ДИЗО Воронежской области в пределах компетенции.
Таким образом, суд полагает, что в оспариваемой части, нормативный акт подлежит признанию недействующим, с момента его принятия, как нарушающий права административного истца Еремина П.И., в связи с тем, что административный ответчик распорядился земельным участком, не находящимся в муниципальной собственности, из чего следует, что в указанной части нормативный акт противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 215, 216 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим постановление Администрации городского округа город Воронеж №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в части включения п. 48 Приложения№2 Скверы муниципальные, иные «Сквер <адрес>» со дня его принятия в редакции постановления №413 от 27.05.2009, то есть с 27.05.2009.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
адм. дело №2а-591/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
с участием прокурора Кишман Н.С.
с участием представителей административного истца Еремина П.И. по доверенности Полянских Н.Н., Глотова К.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еремина Павла Ивановича к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействующим постановления №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в части включения п.48 Приложения№2 Скверы муниципальные, иные «Сквер «<адрес>»,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Еремин П.И. обратился в суд и указывает, что является собственником земельного участка площадью 2142 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № с разрешенным использованием: для размещения объекта торговли. Вместе с тем, указанный земельный участок постановлением №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) был включен в перечень зеленых зон общего пользования города Воронеж, что противоречит разрешенному использованию земельного участка и нарушает его права как собственника земельного участка в его использовании. В связи с указанным, административный истец просит суд признать недействующим постановление Администрации городского округа город Воронеж №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в части включения п.48 Приложения№2 Скверы муниципальные, иные «Сквер <адрес>».
Административный истец Еремин П.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административного истца Еремина П.И. по доверенности Полянских Н.Н., Глотов К.Ю. поддержали административное исковое заявление с учетом уточнений и просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании 05.02.2020 и 28.02.2020 представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении административного иска, представителем были представлены возражения (л.д.68-71), приобщенные к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив, представленные доказательства, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании пояснений представителей административного истца, копий договоров купли-продажи, выписок из Единого государственного реестра недвижимости, судом установлено, что 01.03.2017 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Еремиными П.И. в соответствие со ст. 39.2, п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и на основании регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2016 номер регистрации права № (л.д.147-149), был заключен договор купли-продажи земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 2155 кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. На выкупаемом участке находится принадлежащий покупателю на праве собственности объект недвижимости – пищеблок, кадастровый №, площадью 40 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права № от 10.11.2016. Указанный земельный участок был передан Еремину П.И. по акту приема-передачи 01.03.2017 (л.д.150). Нежилое помещение, кадастровый №, площадью 40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, было приобретено Ереминым П.И. на основании договора купли-продажи от 10.10.2016 (л.д.167-169). Согласно сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д.144-145) земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 2155 кв.м., был поставлен на кадастровый учет 06.08.2010 и образован из земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением исполкома Администрации города Воронежа №91 от 15.02.2000 «О предоставлении ОАО «Воронежский радиозавод «Полюс» (№) земельного участка, фактически занимаемого зданием столовой по <адрес>, у ОАО «Воронежский радиозавод «Полюс» был изъят земельный участок площадью 0,7503 га по <адрес>, оставив в бессрочном пользовании земельный участок площадью 0,5997 га, фактически занимаемый зданием столовой. Департаменту управления городской недвижимостью произвести отвод земельного участка под зданием столовой по <адрес> (л.д.150).
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.10-49) усматривается, что в 2010 из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, был образован земельный участок площадью 3 842 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельный участок по адресу <адрес>ю 2 155 кв.м. с кадастровым номером №. В последующем земельный участок с кадастровым номером № был разделен на два земельные участка: земельный участок площадью 2142 кв.м. по адресу <адрес> с кадастровым номером №, правообладателем которого является административный истец, с видом разрешенного использования – для размещения объектов торговли, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № – нежилое помещение – пищеблок, площадью 40 кв.м., и земельный участок площадью 13 кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес>, который находится в муниципальной собственности (для данного участка обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером №), который используется для организации проезда к соседнему жилому дому.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» утверждены основные положения сохранения и развития зеленых зон общего пользования на территории г.Воронежа, разработанные комитетом главного архитектора г.Воронежа согласно Приложению№1, перечень и классификацию зеленых зон общего пользования г.Воронежа согласно приложению№2. В перечень и классификация зеленых зон общего пользования на территории городского округа город Воронеж, в редакции постановления администрации городского округа город Воронеж № 413 от 27.05.2009 под п. 48 включен «Сквер «<адрес>».
В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а так же лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актам, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Применительно к требованиям ст. 213 КАС РФ судом рассматривается данное административное заявление.
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
Из приведенных положений закона следует вывод о том, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемое постановление Администрации городского округа город Воронеж издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, в связи с чем, является нормативным правовым актом, применительно к разъяснениям п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в котором указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления полностью соответствует указанным признакам.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, изложенным в п.5 с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 14-АПА19-5 «Об оставлении без изменения решения Воронежского областного суда от 28.02.2019, было отказано в удовлетворении заявления Еремина П.И. об оспаривании в части Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа "Город Воронеж", утв. решением Воронежской городской Думы от 11.04.2012 N 762-III». Еремин П.И. обратился в суд с административным иском о признании недействующими абзаца третьего пункта 6.3 статьи 6 и части 7.4 статьи 7 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа "город Воронеж", утвержденного решением Воронежской городской Думой от 11 апреля 2012 года N 762-III. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, расположенного в городе Воронеже, с видом разрешенного использования "предприятия общественного питания: рестораны, кафе, закусочные, бары и т.д., парковки индивидуальных легковых автомобилей". Имея намерение использовать названный земельный участок в соответствии с разрешенным видом его использования для размещения парковки индивидуальных легковых автомобилей, Еремин П.И. разработал проект благоустройства и обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о согласовании проектной документации на объект благоустройства и предоставлении порубочного билета в связи с необходимостью вырубки зеленых насаждений, находящихся на данном земельном участке, что указанным органом сделано не было. Оспариваемые положения, по мнению административного истца, возлагая обязанность по получению порубочного билета, ограничивают его полномочия собственника в пользовании принадлежащим ему земельным участком и не соответствуют положениям федерального законодательства. Решением Воронежского областного суда от 28 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. В указанном определении указано, что согласно предоставленной администрацией городского округа информации указанный земельный участок территориально совпадает со сквером "9 Января", включенным в перечень зеленых зон городского округа "город Воронеж" в категории "иные" (ведомственные) в соответствии с постановлением администрации городского округа "город Воронеж" от 1 апреля 2003 года N 669 "О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа"; согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Воронеж", утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года N 384-II, земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж8 (зона малоэтажной многоквартирной застройки, подлежащей сносу (под развитие многоэтажной), в которой скверы являются основным видом разрешенного использования.
Согласно ст. 85 ч. 12 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как уже было установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в настоящее время не является объектом недвижимости, так как был разделен на два земельных участках, один из которых с кадастровым номером №,площадью 142 кв.м., по адресу <адрес>, принадлежит истцу. Вид разрешенного использования земельного участка – для размещения объектов торговли, что является основным видом разрешенного использования для зоны Ж-8, в которой расположен указанный земельный участок. При этом, включая земельный участок по адресу <адрес> в перечень и классификацию зеленых зон общего пользования г.Воронежа постановлением №413 от 27.05.2009 администрация городского округа не убедилась, что была вправе распоряжаться указанным земельным участком, собственность на который не была разграничена. При этом, в судебном заседании административным ответчиком не было представлено доказательств того, что земельный участок по адресу <адрес> был на законных основаниях включен в перечень зеленых зон общего пользования, в то время как принимая решения о включении указанного участка в перечень, администрация городского округа город Воронеж обязана была убедиться в принадлежности земельного участка муниципальному образованию городской округа город Воронеж, что не было выполнено.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как указано в п. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся…организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа…
Согласно ст. 61 ч. 1 и абзацу 2 ч.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В соответствие со ст.ст. 44, 47, 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями администрации городского округа и иными муниципальными правовыми актами городского округа. К полномочиям администрации городского округа относятся исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции городской Думы и иных органов местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области. Администрация городского округа в лице ее структурных подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности; принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности в соответствии с порядком и условиями, установленными городской Думой; распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе: предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и срочное пользование земельных участков, предоставление их в собственность и сдача в аренду, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; обеспечение проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды; разработка городских экологических программ, их финансирование и материально-техническое обеспечение совместно с областными органами власти…
Исходя из анализа указанных федеральных законов и нормативных актов администрация городского округа город Воронеж как орган местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции издавать нормативно-правовые акты по вопросам местного значения, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе по вопросам, связанным с охраной окружающей среды.
Однако, в данном случае суд полагает, что административный ответчик распорядился земельным участком, находящимся по адресу <адрес>, который территориально совпадает с земельным участком административного истца, который не находился в муниципальной собственности, так как находился в государственной собственности, что усматривается из постановления исполкома администрации города Воронежа №91 от 15.02.2000 и последующих действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, которым земельный участок с кадастровым номером № площадью 2155 кв.м., был продан административному истцу как земельный участок, находящийся в государственной собственности.
Административным ответчиком фактически не оспаривается, и указано в отзыве (л.д.70), что земельный участок, принадлежащий административному истцу и приобретенный им по договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, территориально совпадает со сквером «<адрес>».
Указанное свидетельствует, что при издании постановления №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в оспариваемой части, администрация городского округа город Воронеж распорядилась земельным участком, находящимся в государственной собственности, не имея на это полномочий, что повлекло за собой нарушение прав административного истца по распоряжению, пользованию и владению объектом недвижимости, находящимся у него в собственности. При этом, в ходе рассмотрения дела администрация не представила доказательств и возражений относительно того, что земельный участок <адрес> относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничила и не оспорило право распоряжения указанным участком именно ДИЗО Воронежской области в пределах компетенции.
Таким образом, суд полагает, что в оспариваемой части, нормативный акт подлежит признанию недействующим, с момента его принятия, как нарушающий права административного истца Еремина П.И., в связи с тем, что административный ответчик распорядился земельным участком, не находящимся в муниципальной собственности, из чего следует, что в указанной части нормативный акт противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 215, 216 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим постановление Администрации городского округа город Воронеж №669 от 01.04.2003 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» (в ред. постановления № 413 от 27.05.2009) в части включения п. 48 Приложения№2 Скверы муниципальные, иные «Сквер <адрес>» со дня его принятия в редакции постановления №413 от 27.05.2009, то есть с 27.05.2009.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: