Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-6470/2017
г. Тюмень 23 ноября 2017 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием истицы Федоровой О.А., представителя истицы Ялдышева Е.С., представителей ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Коваль Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой О.А. к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение, заключить договор найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Федорова О.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени об обязании Правительства Тюменской области предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м, обязании Администрации г. Тюмени заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м в течение 15 дней с момента его предоставления Правительством Тюменской области. Требования мотивированы тем, что Федорова О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей – мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически отсутствует. С ДД.ММ.ГГГГ. она воспитывалась в детском <адрес>, находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Тюмени №5 от ДД.ММ.ГГГГ за Федоровой О.А. закреплена жилплощадь по адресу <адрес>. В 2000 г. Федорова О.А. окончила профессиональный лицей №. В указанном помещении Федорова О.А. проживает до настоящего времени. Данное жилое помещение отнесено к жилым помещениям специализированного жилого фонда. То есть Федорова О.А. не была обеспечена жильем в соответствии с законом. При обращении в отдел опеки, попечительства и охраны прав детства с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей было отказано в связи с отсутствием оснований для включения в список (достижение 23-летнего возраста на момент обращения). Однако, в соответствии с ч.9 ст.8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социального развития Тюменской области (л.д.1-2).
В судебном заседании истица Федорова О.А. исковые требования увеличила, помимо ранее заявленных просила обязать Департамент социального развития Тюменской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Представитель истцы Ялдышев Е.С. исковые требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель ответчиков Департамента социального развития Тюменской области и Правительства Тюменской области Коваль Н.М. исковые требования не признала, поскольку на момент личного обращения Федоровой О.А. в 2017 г. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица достигла возраста 23 лет, а ранее Федорова О.А. с заявлением о постановке на соответствующий учет не обращалась.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Тюмени не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Выслушав объяснения истицы Федоровой О.А., ее представителя Ялдышева Е.С., представителя ответчиков департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Коваль Н.М., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Истица Федорова О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.12). Ее матерью является ФИО6
Постановлением главы администрации Ленинского района г, Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ. № за <данные изъяты> Федоровой О. закреплена жилплощадь по адресу <адрес> (л.д.16).
Постановлением главы администрации Ленинского района г, Тюмени от 27.07.1995г. №, в связи с тем, что Федорова О.А. осталась безнадзорной, так как мать-одиночка является инвалидом и находится в доме инвалидов, несовершеннолетняя Федорова О.А. помещена в детское учреждение на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетней закреплена жилплощадь по адресу <адрес> (л.д.17).
Согласно свидетельству о смерти мать истицы ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Согласно справки МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» № от ДД.ММ.ГГГГ Федорова О.А. находилась в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении на основании путевки № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента образования и науки администрации Тюменской области (л.д.15).
В настоящее время истица не обеспечена жилым помещением, что следует из уведомления об отсутствии сведений в ЕГРН, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тюменской области. Жилое помещение, которое было закреплено за Федоровой О.А. и в котором она проживает в настоящее время – <адрес>, является комнатой в общежитии, которое в свою очередь является государственной собственностью и находится в пользовании ФГБО УВО «Тюменский индустриальный университет» на условиях договора безвозмездного пользования, что следует из сообщения ФГБО УВО «Тюменский индустриальный университет» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.26).
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № Федоровой О.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Тюменского района в связи с достижением 23-летнего возраста.
Согласно ст.1 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ч.1 ст.8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.1, 2 ст.30.1 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 г. № 137 Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правительством Тюменской области могут быть установлены случаи, в которых жилые помещения могут быть предоставлены детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
То есть, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Истица Федорова О.А. до достижения ею возраста 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не обращалась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по категории дети-сироты, хотя не была лишена такой возможности с 18 до 23 лет.
Департамент социального развития Тюменской области осуществляет полномочия по формированию и ведению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2013 г. в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 20.12.2012 г. «Об утверждении порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений».
До указанного периода принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось органом местного самоуправления. Истица с письменным заявлением о постановке на такой учет с приложением всех необходимых документов в Администрацию г. Тюмени не обращалась. Уважительные причины невозможности обращения за постановкой на учет отсутствуют, в настоящее время Федорова О.А. достигла возраста 24 лет.
Ссылки представителя истицы Ялдышева Е.С. в обоснование заявленных требований на ч.9 ст.8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, не принимаются судом, ввиду неверного толкования представителем истца указанной нормы права.
Представитель истицы считает, что данное положение закона устанавливает право лица, не относящегося в настоящее время к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ввиду достижения возраста 23 лет, но ранее являвшегося таким лицом, на включение в список и обеспечение жилым помещением после 23 лет.
Однако из системного толкования как всех положений ст.8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» следует, что ч.9 ст.8 № 159-ФЗ предусматривает сохранение права на обеспечение жилым помещением за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, и не обеспечены жилым помещением, но при этом включены в список детей-сирот, так как до 23 лет обратились за включением а такой список (за постановкой на учет).
С учетом изложенных обстоятельств дела оснований для удовлетворения исковых требований истицы Федоровой О.А. не имеется.
В иске Федоровой О.А. должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Федоровой О.А. к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании Правительства Тюменской области предоставить Федоровой О.А. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м, обязании Администрации г. Тюмени заключить с Федоровой О.А. договор найма специализированного жилого помещения обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м в течение 15 дней с момента его предоставления Правительством Тюменской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2017 г.
Судья Урубкова О.В.