Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 октября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:
председательствующего судьи Марковой Н.В.
при секретаре Васильевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-4138/2020 по административному иску Прокурора Центрального района г.о. Тольятти к Писареву А.П. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с административным иском, в котором просит прекратить действие права Писарева А.П. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 63 № категории «В», со сроком действия до 11.09.2023 года.
В обоснование иска указано, что Писарев А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий водительское удостоверение серии 63 № согласно сообщения ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» состоит на учете в ГБУЗ СО «ТНД» с диагнозом «<данные изъяты>». С учета не снят. Имеющийся у ответчика диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
В судебном заседании представитель прокурора Центрального района г. Тольятти Жуков В.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что после получения 11.09.2013 года водительского удостоверения Писарев А.П. в октябре 2019 года был поставлен на учет в ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты>». В данном случае Писарев А.П. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами при наличии у него хронического заболевания, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Писарев А.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возразил, суду пояснил, что действительно состоит на учете в наркологическом диспансере, так как употреблял конопляное масло, лечение получает по постановлению суда, ежемесячно приходит на прием к врачу, транспортным средством не управляет, автомобиль продал.
Представитель заинтересованного лица ГИБДД У МВД России по г. Тольятти в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не имеет.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психологическими качествами, его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами.
Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами предусмотрены в статье 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно пунктам 1, 4 приведенной статьи закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством; перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессионально�������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¬�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????????��???????????�????????�??????????�???????�??????????�???????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������/�����?������?�����?������?�����?������/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?�������?�?????????? ?????????????�???????????�???????�???????????�????????�?�?�?�����������������������������������������������������������������������
Статья 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает в качестве основания прекращения действия права на управление транспортными средствами выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10- F16, F18, F19) до прекращения диспансерского наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Согласно п. 2 указанного Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Согласно п. 12 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
- наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости",
- не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями";
- если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Согласно п. 14 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н сведения о диспансерном наблюдении вносятся в Медицинскую карту амбулаторного наркологического больного.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Из материалов дела видно, что по сведениям о водительском удостоверении и его владельце, Писарев Андрей Петрович, 30 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет удостоверение серии 63 №, категории «В», выданное 11.09.2013 года, со сроком действия до 11.09.2023 года.
Согласно Выписки из протокола ВК № 61 от 10.08.2020 года, предоставленной ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер», Писарев А.П. в октябре 2019 года поставлен на учет с диагнозом «<данные изъяты>», сведения о положительной динамике и ремиссии отсутствуют, поскольку не посещает врача-нарколога.
Ответчик Писарев А.П. в судебном заседании факт нахождения на учете в наркологическом диспансере по причине зависимости от опиоидов не оспорил, доказательства прохождения лечения и наличия у него положительной динамики и ремиссии не представил.
В силу положений Приказа Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н, которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, для лиц с диагнозом «употребление с вредными последствиями», в каковым относится и заболевание, имеющееся у ответчика, устанавливается срок диспансерного наблюдения не менее 1 года.
То есть, решение о прекращении диспансерного наблюдения врачебная комиссия может принять только в случае наличия стойкой ремиссии в течение 1 года с момента постановки на диспансерный учет и при отсутствии сведений об употреблении ответчиком вредных веществ.
Между тем, из представленных суду документов следует, что Писарев А.П. от лечения уклоняется, врача-нарколога не посещает, данные о наличии у него ремиссии и положительной динамики отсутствуют.
При таких обстоятельствах, административный ответчик Писарев А.П., управляя транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих (участников дорожного движения) и их имуществу, поскольку состояние здоровья Писарева А.П. не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у ответчика заболевания являются основанием для прекращения действия права управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности иска прокурора о прекращении действия права Писарева А.П. на управление транспортными средствами, ввиду наличия медицинских противопоказаний, поскольку ответчик страдает заболеванием «<данные изъяты>», от лечения уклоняется, сведения о наличии стойкой ремиссии отсутствуют, состоит на диспансерном учете с данным заболеванием в ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер».
Сохранение за Писаревым А.П. права на управление транспортными средствами создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, что является недопустимым.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, с учетом наличия у ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Кроме того, прекращение названного права ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административный иск прокурора Центрального района г.о. Тольятти.
Прекратить действие права Писарева Андрея Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 63 № категории «В», выданного 11.09.2013 года, со сроком действия до 11.09.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 09 ноября 2020 года.