РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Богатое Самарской области 16 декабря 2020 года
Богатовский районный суд Самарской области
в составе: председательствующего Крайковой А.В.
при секретаре Хлебалиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-205/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Большакову В. Г. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Большакову В. Г. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что на основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик Большаков В.Г. в 2018 году являлся собственником транспортного средства и земельных участков, то есть объектов, подлежащих налогообложению. Следовательно, Большаков В.Г. являлся плательщиком транспортного налога и земельного налога. 29 сентября 2016 г. налоговым органом административному ответчику В.Г. Большакову было направлено налоговое уведомление № с указанием налогового периода (2015 год) об уплате транспортного налога в размере 1014 руб. и земельного налога в размере 303 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ Налогоплательщик Большаков В.Г. обязанности по уплате указанных налогов в установленный срок добровольно не исполнил. За несвоевременную уплату налогов налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени. Административный истец Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области просил взыскать с административного ответчика Большакова В.Г. задолженность по транспортному налогу в размере 1014 руб. за 2015 год и пени в сумме 462,12 руб.; пени по земельному налогу в сумме 39,50 руб. за 2015 г., всего в сумме 1515,62 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации.
Административный ответчик В.Г. Большаков, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился в судебное заседание, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, представил заявление в письменной форме и чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что задолженность по транспортному налогу и земельному налогу им уплачена полностью, административный ответчик В.Г. Большаков просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом явка сторон обязательной не признавалась, в этом случае на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив изложенный в приложениях к административному исковому заявлению расчет взыскиваемой суммы, суд считает требования административного истца о взыскании обязательных платежей и санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 23 НК Российской Федерации и ст. 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В силу действующего налогового законодательства налогоплательщики – физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с положениями ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК Российской Федерации, а также влечет начисление пени.
Согласно ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 387 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно статье 52 НК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 2); перерасчет сумм ранее исчисленного транспортного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2.1).
Согласно пункту 4 статьи 57 НК Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора и, как следствие, не влияет на дату образования задолженности (пункт 4 статьи 61 НК Российской Федерации); по смыслу налогового законодательства, следует разграничивать понятия "срок уплаты налога" и "дата образования недоимки (задолженности)", о чем справедливо отмечено в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации N 83-КА19-2.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360, пунктами 2 и 3 статьи 363, пунктом 1 статьи 363, пунктами 1 и 4 статьи 397 НК Российской Федерации налоговым периодом по транспортному и земельному налогам признается календарный год; налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) конституционной обязанности платить налоги в НК Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; й Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П), что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Из п. 2 ст. 45 НК Российской Федерации следует, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК Российской Федерации.
В силу ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Из материалов дела следует, что административный ответчик В.Г.Большаков в соответствии с со статьями 357, 358, 388, 389 НК Российской Федерации являлась плательщиком транспортного налога и земельного налога, поскольку в спорный налоговый период по данным налогового органа Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области в его собственности находился автомобиль: SUZUKI JIMNY с государственными регистрационными знаками №
Административным истцом Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области в соответствии с главой 31 и главой 32 НК Российской Федерации были исчислены земельный налог и транспортный налог и направлено административному ответчику В.Г. Большакову налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9) о необходимости уплаты в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ исчисленных налоговым органом сумм:
- земельного налога за 2015 год, объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером №6, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации налоговым органом по транспортному налогу было начислены пени в размере 462,12 руб., по земельному налогу было начислено пени в размере 39,50 руб. и направлены требования налогоплательщику Большакову В.Г.
Решение налогового органа административным ответчиком В.Г. Большаковым не оспорено, требование об уплате налогов и пени добровольно не исполнено.
Расчет налогов и пени, представленный административным истцом, административным ответчиком В.Г. Большаковым не оспаривался, доказательств, опровергающих указанный расчет суммы задолженности по налогам и пени суду не представлено.
Вместе с тем, административным ответчиком представлены копии чеков-ордеров об уплате ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1454,88 руб.
В судебном заседании установлено, что, поскольку у административного ответчика В.Г. Большакова имелась недоимка по транспортному и земельному налогам, что не опровергнуто административным ответчиком, произведенная административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ оплата задолженности, в условиях наличия у ответчика налоговой задолженности за предыдущие периоды, правомерно распределена налоговым органом в счет погашения задолженности за предыдущие периоды. Таким образом, основания полагать, что административный ответчик В.Г. Большаков в полном объеме исполнил обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год, отсутствуют, задолженность по транспортному налогу в сумме 1014 руб. и пени в размере 462,12 руб., пени по земельному налогу в размере 39,50 руб. не погашена.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
08 июля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 126 Богатовского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Большакова В.Г. обязательных платежей, который отменен определением от 15 июля 2020 г. (л.д. 29).
Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением в суд 24 сентября 2020 г., то есть в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа от 15 июля 2020 г.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административным истцом соблюден срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины при подаче заявлений в суд общей юрисдикции. В связи с этим в силу ст. 114 КАС Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства, которая на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации при указанной цене иска в размере 2124,99 руб. будет составлять 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Большаковау В. Г. о взыскании транспортного налога, земельного налога и пени - удовлетворить.
Взыскать с Большакова В. Г., зарегистрированного по месту жительства по адресу: улица Фурманова, дом 94, село Кураповка, Богатовский район, Самарская область, в доход государства 1515 руб. (одну тысячу пятьсот пятнадцать рублей 62 копейки), включая задолженность по транспортному налогу в размере 1014,00 руб. за 2015 год и пени в сумме 462,12 руб., пени по земельному налогу в сумме 39,50 руб. за 2015 год.
Взыскать с Большакова В. Г. в местный бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 400,00 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Богатовский районный суд Самарской области в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение в соответствии со статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации составлено 23 декабря 2020 г.
Председательствующий А.В. Крайкова