Дело №2-706/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 02 августа 2016 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,
при секретаре Садковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой Т.Г. к администрации МО «Гвардейское сельское поселение» о признании существующим права собственности на земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
Зверева Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО «Гвардейское сельское поселение» о признании существующим ее права собственности на земельный участок площадью ххх кв.м, имеющий кадастровый номер хххх:89, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для садоводства, и на земельный участок площадью ххх кв.м, имеющий кадастровый номер хххх:91, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для огородничества, расположенные по адресу: хххх.
В обоснование исковых требований истица Зверева Т.Г. указала, что в 1946 году семья ее деда Л.С.А., в состав которой входили она и ее мать Б. Н.С., прибыла в Калининградскую область по программе заселения районов и развития сельского хозяйства в Калининградской области. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 09.07.1946 г. «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства в Калининградской области» их семье был предоставлен в собственность жилой дом с надворными постройками, которому впоследствии был присвоен следующий адрес: ххх, и приусадебный земельный участок площадью 0,5 га, который расположен в границах существующих в настоящее время земельных участков, имеющих кадастровые номера ххх:27, ххх:89, ххх:90 и хххх:91. С 1946 году ее семья владела указанным земельным участком как своим собственным без оформления на него права собственности. В дальнейшем земельные участки, имеющие кадастровые номера ххх:27 (с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства) и ххх:90 (с разрешенным использованием – под обслуживание индивидуального жилого дома), органом местного самоуправления были предоставлены ей в собственность. Земельные участки, имеющие кадастровые номера хххх:89 и хххх:91, были предоставлены органом местного самоуправления ей в аренду, при этом договоры аренды данных земельных участков в установленном порядке зарегистрированы не были, в связи с чем ее право аренды в отношении этих земельных участков не возникло. Ссылаясь на положения пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Зверева Т.Г. полагает, что она имеет право на государственную регистрацию своего права собственности в отношении спорных земельных участков, имеющих кадастровые номера ххх:89 и хххх:91. Вместе с тем, поскольку, орган местного самоуправления не выдает ей документы, необходимые для государственной регистрации за ней права собственности на данные земельные участки, Зверева Т.Г. обратилась с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истица Зверева Т.Г. исковые требования поддержала и в их обоснование сослалась на доводы, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель истицы Зверевой Т.Г. – Колбасина В.Е. доводы своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика администрации МО «Гвардейское сельское поселение» Габиев Ф.Ф. исковые требования не признал, сославшись на отсутствие правовых оснований для возникновения права собственности Зверевой Т.Г. в отношении спорных земельных участков.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя и представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», хххх г. за Зверевой Т.Г. была произведена регистрация права собственности на жилой дом, находящийся по адресу: хххх (л.д.ххх).
Основанием для государственной регистрации за Зверевой Т.Г. права собственности на данный жилой дом послужило свидетельство от ххх г. о праве на наследство по закону, открывшееся после смерти ее матери Б.Н.С. (л.д.хххх).
В обоснование исковых требований Зверева Т.Г. ссылается на то обстоятельство, что указанный жилой дом был предоставлен в собственность ее деду Л.С.А., прибывшему в 1946 году с семьей, в состав которой входили она и ее мать Б.Н.С., в Калининградскую область по программе заселения районов и развития сельского хозяйства в Калининградской области.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 постановления Совета Министров СССР от 09.07.1946 г. №1522 «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства в Калининградской области» на начальника Калининградского областного управления по гражданским делам была возложена обязанность передать каждой переселяемой семье из наличия бесплатно в личную собственность жилой дом с надворными постройками и закрепить за ней приусадебный участок в размере до 0,5 га.
Из ордера от ххх г., выданного Калининградским областным управлением по гражданским делам, следует, что Л.С.А., как переселенцу в Калининградскую область, был предоставлен для заселения дом №ххх в населенном пункте хххх (л.д.ххх).
На основании постановления Ореховской сельской администрации Багратионовского района Калининградской области от ххх г. №ххх «О названии улиц и нумерации домов и квартир в населенных пунктах Ореховской сельской администрации» указанному жилому дому присвоен следующий адрес: хххх (л.д.ххх).
Зверева Т.Г. в обоснование исковых требований ссылается на то обстоятельство, что при предоставлении Л.С.А. данного жилого дома за их семьей был закреплен приусадебный земельный участок площадью 0,5 га, который расположен в границах существующих в настоящее время земельных участков, имеющих кадастровые номера хххх:27, ххх:89, ххх:90 и ххх:91.
Земельный участок площадью ххх кв.м, имеющий кадастровый номер ххх:27, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: хххх, принадлежит на праве собственности Зверевой Т.Г., о чем ххх г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись (л.д.ххх).
Основанием для государственной регистрации за Зверевой Т.Г. права собственности на данный земельный участок послужила выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданная ей хххх г. администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» (л.д.хххх).
Земельный участок площадью ххх кв.м, имеющий кадастровый номер хххх:90 (предыдущий кадастровый номер хххх:26), относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – под обслуживание индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: хххх, был приобретен Зверевой Т.Г. на основании договора купли-продажи №ххх от ххх г., заключенного между ней и администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» на основании постановления администрации МО «Багратионовский муниципальный район» от ххх г. №хххх о предоставлении данного земельного участка Зверевой Т.Г. в собственность за плату (л.д.хххх).
Зверева Т.Г. полагает, что она приобрела право собственности и на земельные участки, имеющие кадастровые номера ххх:89 и хххх:91, как входившие в состав приусадебного участка площадью 0,5 га, закрепленного за их семьей, переселившейся в Калининградскую область.
Оценивая данные доводы Зверевой Т.Г., суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно подпункту «в» пункта 11 постановления Совета Министров СССР от 09.07.1946 г. №1522 «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства в Калининградской области» каждая переселяемая семья имела право на закрепление за ней приусадебного участка в размере до 0,5 га.
Истицей Зверевой Т.Г. не представлено суду доказательств закрепления за ее семьей приусадебного участка, с указанием его местоположения и площади.
При этом из приведенной правовой нормы не следует, что приусадебный участок предоставлялся в собственность граждан.
Поскольку истицей Зверевой Т.Г. не представлено суду доказательств предоставления спорных земельных участков ей или лицам, чьим правопреемником она является, оснований, вопреки ее доводам, для применения положений пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», регулирующих вопросы регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.
ххх г. Зверева Т.Г. обратилась в администрацию МО «Багратионовский муниципальный район» с заявлениями о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью ххх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх:89 (предыдущий кадастровый номер ххх:28), относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для садоводства, и земельного участка площадью ххх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх:91 (предыдущий кадастровый номер ххх:29), относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для огородничества, расположенных по адресу: ххх (л.д.хххх).
ххх г. администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» были приняты постановления №ххх №ххх о предоставлении данных земельных участков Зверевой Т.Г. в аренду на срок 5 лет (л.д.хххх).
На основании данных постановлений хххх г. между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и Зверевой Т.Г. были заключены договоры №хххх и №хххх аренды указанных земельных участков, согласно условиям которых данные земельные участки были предоставлены Зверевой Т.Г. в аренду на срок 5 лет (л.д.хххх).
Вопреки доводам Зверевой Т.Г. о возникновении у нее, в связи с изложенными выше обстоятельствами, права собственности на земельные участки, имеющие кадастровые номера хххх89 и хххх:91, она выразила волеизъявление на приобретение данных земельных участков в аренду.
То обстоятельство, что данные договоры аренды не были зарегистрированы в установленном порядке, не влияет на указанные выводы суда.
Кроме того, общая площадь земельных участков, имеющих кадастровые номера хххх:27, ххх:89, ххх:90 и ххх:91, составляющая 6072 кв.м, превышает 0,5 га (5000 кв.м), что опровергает доводы Зверевой Т.Г. о том, что указанные земельные участки входили в состав приусадебного участка площадью 0,5 га, закрепленного за ее семьей.
Таким образом, суд находит исковые требования Зверевой Т.Г. необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Зверевой Т.Г. к администрации МО «Гвардейское сельское поселение» о признании существующим права собственности на земельные участки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 03.08.2016 г.
Судья подпись ЖОГЛО С.В.