2-4456/2019
24RS0048-01-2018-016160-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Гуляевой Ю.В.,
а также с участием помощника прокурора Советского района г. Красноярска Колосковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Савченко ФИО15 к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №315» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах Савченко Т.А. обратился в суд с иском к ответчику муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №315» о взыскании задолженности по заработной плате за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года в размере 58791.07 рублей, мотивировав свои требования тем, что истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях. В период с января по сентябрь 2018 года ей ответчиком заработная плата была начислена в размере ниже минимального размера оплаты труда, что противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №38-П от 07.12.2017 года и нарушает ее права работника.
Помощник прокурора Советского района г. Красноярска Колоскова И.В., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном размере по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Савченко Т.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик МБДОУ «Детский сад №315», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Заведующая МБДОУ №315 М.В. Романова представила возражения в письменном виде, в которых просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на то, что оплата труда работников образовательных учреждений города Красноярска осуществляется на основании постановления администрации города Красноярска от 27.01.2010 года №14 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска», которое разработано в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», статьей 4 которого установлен размер заработной платы, применяемый в целях расчета региональной выплаты до МРОТ. Начисление и выплата истцу заработной платы произведена с соблюдением требований данного законодательства.
Третье лицо Главное управление образования администрации г. Красноярска, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки представителя суд не уведомило, не просило рассматривать дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствии истца, представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не сообщивших о причинах неявки.
Выслушав процессуального истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статьей 1 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 года минимальный размер оплаты труда по Российской Федерации составил с 01.01.2018 года - 9489 рублей, с 01.05.2018 года – 11 163 рубля.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 01 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Красноярского края, определен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.12.2010 N 686-п (ред. от 26.02.2015) "Об утверждении Порядка и условий предоставления и расходования субсидий бюджетами муниципальных образований Красноярского края на частичное финансирование (возмещение) расходов на краевые выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей" установлено, что краевые выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей производятся ежемесячно на основании приказов руководителя муниципального образовательного учреждения пропорционально отработанному времени в расчетном периоде из расчета: 2155,2 рубля. На выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей начисляются районный коэффициент к заработной плате, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выплата младшим воспитателям и помощникам воспитателей осуществляются сверх месячной заработной платы (с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда, региональной выплаты), и стимулирующих выплат.
Как установлено судом:
Савченко Т.А. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. приказа о переводе работника на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности младшего воспитателя, за выполнение трудовых обязанностей ей установлена заработная плата состоящая из должностного оклада 2933 рубля, компенсационных выплат: районного коэффициента 30% и сереной надбавки 1,3.
Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ №315 в организации установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями суббота, воскресенье с продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю (п. 4.1.1., 4.1.3).
Согласно табелей учета рабочего времени, расчетных листков на имя Савченко Т.А.:
- в январе 2018 года ею отработано 12 рабочих дней из 17 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевая выплата младшим воспитателям - 10210,11 рублей;
- в феврале 2018 года ею отработано 100% нормы рабочего времени 19 рабочих дней из 19 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям в сумме 2155.20 – 16410,55 рублей;
- в марте 2018 года ею отработано 19 рабочих дней из 20 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 14464,32 рублей;
- в апреле 2018 года ею отработано 18 рабочих дней из 21 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 11688,89 рублей;
- в мае 2018 года ею отработано 12 рабочих дней из 20 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада, всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям– 8228,57 рубля;
- в июне 2018 года ею отработано 1 рабочих дней из 20 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 154,11 рублей;
- в июле 2018 года ею отработано 15 рабочих дней из 22 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 6743,13 рублей;
- в августе 2018 года истец отработала 100% нормы рабочего времени 23 рабочих дней из 23 по производственному календарю и ей начислено заработной платы с учетом краевой выплаты всего -12607,62 рублей;
- в сентябре 2018 года ею отработано 100% нормы рабочего времени 20 рабочих дней из 20 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок,– 17861 рублей; при этом с сентября 2018 года краевая выплата истцу ответчиком не начислялась.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с учетом начисления на него компенсационных выплат (районного коэффициента и северной надбавки), а также начисления сверх него установленной истцу краевой выплаты по август 2018 года включительно с начислением на нее также районного коэффициента и северной надбавки Таким образом, размер оплаты труда истца с 01.01.2018 года не мог составлять менее чем 18630,72 рублей (9489+2155,20) + 30% (3493.26) + 30% (3493,26), с 01.05.2018 года менее чем 21309,12 рублей (11 163 + 2155,20) +30% районный (3995,46) +30% северный (3995,46348,9), а с 01.09.2018 года с учетом отмены краевой выплаты 11163 – 17860,80 рублей при отработке нормы рабочего времени.
Таким образом, за период с января по сентябрь 2018 года истцу пропорционально отработанному времени подлежала начислению заработная плата в размере не менее:
Январь 2018 года - 18630,72/17х12 = 13151,10 рублей
Февраль 2018 года – 18630,72 рублей
Март 2018 года - 18630,72/20х19 =17699,18 рублей
Апрель 2018 года – 18630.72/21х18 =15969,19 рублей
Май 2018 года – 21309,12/20х12 = 12485,47 рублей
Июнь 2018 года – 21309,12/20 = 1065,46 рублей
Июль 2018 года – 21309,12/22х15 = 14528,95 рублей
Август 2018 года – 21309,12 рублей
Сентябрь 2018 года – 17861 рубль.
А всего 132700,19 рублей.
Фактически истцу за период с января по сентябрь 2018 года начислено и выплачено заработной платы 98368,30 рублей.
Принимая во внимание, что работодателем истцу в период с января по сентябрь 2018 года, выплачена заработная плата в размере ниже установленной нормами трудового права гарантии, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате за указанный период с января по сентябрь 2018 года в размере 132700,19 - 98368,30 =34331,89 рублей исходя из следующего расчета:
За январь 2018 года – 2940,99 рублей (13151,10 – 10210,11)
За февраль 2018 года – 2220,17 рублей (18630,72 – 16410,55)
За март 2018 года – 3234,86 рублей (17699,18 – 14464,32)
За апрель 2018 года – 4280,30 рублей (15969,19 – 11688,89)
За май 2018 года – 4256,90 рублей (12485,47 -8228,57);
За июнь 2018 года – 911,35 рублей (1065,46 -154,11);
За июль 2018 года – 7785,82 рублей (14528,95 -6743,13);
За август 2018 года – 8701,50 рублей(21309,12 – 12607,62)
За сентябрь 2018 года задолженность отсутствует.
Доказательств производства выплаты указанной задолженности ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Расчет задолженности по заработной плате, произведенный прокурором, суд не может принять во внимание, поскольку при производстве расчета прокурором не обоснованно выплаты за опыт, доплаты за вредность, стимулирующие выплаты, начисленные истцу в составе заработной платы, включены в расчет сверх гарантированного нормами ТК РФ размера оплаты труда, а кроме того, прокурором при расчете подлежащей выплате истцу заработной платы отработанное истцом время по замещению временно отсутствующих работников учтено как работа по совместительству, вместе с тем, доказательств выполнения истцом в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы в соответствии со ст. 60.1 ТК РФ суду не представлено, также как выполнение истцом работы за пределами установленной трудовым договором нормы труда, в связи с чем, в части, превышающей установленный судом размер задолженности, суд считает необходимым прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы ответчика о том, что при выплате истцу в спорные периоды заработной платы они руководствовались ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в соответствии с которой работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляет: с 01.01.2018 года 11016 рублей, с 01.09.2018 года 17861 рубль, суд не может принять во внимание, поскольку согласно ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями) если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ).
Согласно изложенного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. N 38-П конституционно-правого смысла положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку положения ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» в редакции, действующей в спорные периоды начисления и выплаты истцу ответчиком заработной платы, в части установления размера заработной платы для целей расчета региональной выплаты до МРОТ, не соответствовали требованиям статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ, учитывая, что установленная данным Законом заработная плата ниже установленной нормами ТК РФ гарантии, суд полагает необходимым при исчислении истцу заработной платы руководствоваться нормами ч.3 ст. 133 ТК РФ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая изложенное, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1133,17 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Савченко ФИО16 к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №315» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №315» в пользу Савченко ФИО17 задолженность по заработной плате за период с января по сентябрь 2018 года в сумме 34331 рубль 89 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором Советского района г. Красноярска исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №315» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1229 рублей 96 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в срок месяц со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Михайлова