Дело № 2а-403/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Бутурлиновка 21 сентября 2021 года
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Науменко В.А.,
при секретаре Соловых Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Змейкину Сергею Юрьевичу о признании безнадежной к взысканию недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование,
У с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, указав, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 3 по Воронежской области состоит в качестве налогоплательщика Змейкин С.Ю., ИНН 360505216583, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Киргизской ССР, <адрес>, который в соответствии с п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. На основании выписки из ЕГРИП от 19.02.2021г. Змейкин С.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05.08.2009г. и прекратил предпринимательскую деятельность 14.12.2020г. В соответствии со ст.ст. 419, 432 НК РФ, ФЗ от 03.07.2016г. № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Змейкин С.Ю. являлся в 2019 году плательщиком страховых взносов. Змейкин С.Ю. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) - налог за 2019 год в сумме 20591рубль, пени в сумме 1617 рублей 17 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года - налог за 2019 год в сумме 3546 рублей, пени в сумме 390 рублей 76 копеек. В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику выставлено требование от 20.03.2018г. № по сроку уплаты до 09.04.2018г., от 06.06.2018 № по сроку уплаты до 27.06.2018г., от 11.09.2018 № по сроку уплаты до 01.10.2018, от 13.12.2018 № по сроку уплаты до 10.01.2019, от 21.01.2019 № по сроку уплаты до 08.02.2019, от 10.01.2020 № по сроку уплаты до 12.02.2020 об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили. Сроки на взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, установленные ст. 48 НК РФ, истекли 12.08.2020г. На основании абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ 20.04.2021г. Межрайонная ИФНС № 15 по Воронежской области на основании доверенности от 01.12.2020 № в лице представителя МИФНС № 3 по Воронежской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 2 в Бутурлиновском судебном районе Воронежской области в отношении Змейкина С.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам за период 2019год.
13 апреля 2021г. было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с истечение срока подачи заявления о взыскании задолженности. Налоговым органом утрачена возможность взыскания данной задолженности в связи с пропуском срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа из-за нестабильной работы технических программ и сервисов, а также процессом реорганизации налоговых органов.
Задолженность Змейкина С.Ю. не может быть признана безнадежной к взысканию, пока судом не принят акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Вышеуказанные суммы задолженности числятся за Змейкиным С.Ю. с 2019 года.
В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просил признать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2019 год в размере 20591 рубль, пени в размере 1617 рублей 17 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год в размере 3546 рублей, пени в размере 390 рублей 76 копеек, числящуюся за Змейкиным С.Ю., безнадёжной к взысканию.
В судебное заседание представитель административного истца - МИФНС России № 3 по Воронежской области не явился, просил рассмотреть административное дело без его участия, сообщив, что исковые требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бобровском районе Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в его отсутствие не заявил.
Административный ответчик Змейкин С.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд возвратилась судебная корреспонденция за истечением срока хранения.
На основании ст. 156 КАС РФ, руководствуясь рекомендациями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что оно не подлежит рассмотрению по существу.
В данном случае налоговый орган выступает в интересах административного ответчика, требуя в судебном порядке признать безнадежной к взысканию задолженность по уплате налога в связи с констатацией факта пропуска срока на обращение в суд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 286 КАС РФ определяет, что органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Тем самым процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что государственному органу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что оно выступает в защиту государственных интересов и обязанность, которую просит возложить на административного ответчика (физическое лицо), установлена законом, равно как и ответственность за неисполнение указанной обязанности.
В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В данном случае налоговый орган требует в порядке публичного судопроизводства по административному иску к физическому лицу установить факт отсутствия возможности взыскать задолженность по обязательным платежам.
При этом ни Налоговый кодекс РФ, ни КАС РФ не предусматривают подобный механизм защиты.
Кроме того, в случае удовлетворения подобного требования, перед судом в силу ст. 111 КАС РФ встанет вопрос о распределении судебных расходов, которые по общему правилу должны быть взысканы со стороны, проигравшей спор.
Однако при предложенной административным истцом правовой конструкции заявленных требований, сторона административного ответчика по существу лишена возможности возражать против заявленного истцом требования, поскольку последнее предъявлено в ее интересах истцом без соответствующих полномочий.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 128, 196 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Змейкину Сергею Юрьевичу о признании безнадежной к взысканию недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.
Председательствующий В.А. Науменко
Дело № 2а-403/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Бутурлиновка 21 сентября 2021 года
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Науменко В.А.,
при секретаре Соловых Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Змейкину Сергею Юрьевичу о признании безнадежной к взысканию недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование,
У с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, указав, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 3 по Воронежской области состоит в качестве налогоплательщика Змейкин С.Ю., ИНН 360505216583, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Киргизской ССР, <адрес>, который в соответствии с п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. На основании выписки из ЕГРИП от 19.02.2021г. Змейкин С.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05.08.2009г. и прекратил предпринимательскую деятельность 14.12.2020г. В соответствии со ст.ст. 419, 432 НК РФ, ФЗ от 03.07.2016г. № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Змейкин С.Ю. являлся в 2019 году плательщиком страховых взносов. Змейкин С.Ю. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) - налог за 2019 год в сумме 20591рубль, пени в сумме 1617 рублей 17 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года - налог за 2019 год в сумме 3546 рублей, пени в сумме 390 рублей 76 копеек. В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику выставлено требование от 20.03.2018г. № по сроку уплаты до 09.04.2018г., от 06.06.2018 № по сроку уплаты до 27.06.2018г., от 11.09.2018 № по сроку уплаты до 01.10.2018, от 13.12.2018 № по сроку уплаты до 10.01.2019, от 21.01.2019 № по сроку уплаты до 08.02.2019, от 10.01.2020 № по сроку уплаты до 12.02.2020 об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили. Сроки на взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, установленные ст. 48 НК РФ, истекли 12.08.2020г. На основании абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ 20.04.2021г. Межрайонная ИФНС № 15 по Воронежской области на основании доверенности от 01.12.2020 № в лице представителя МИФНС № 3 по Воронежской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 2 в Бутурлиновском судебном районе Воронежской области в отношении Змейкина С.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам за период 2019год.
13 апреля 2021г. было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с истечение срока подачи заявления о взыскании задолженности. Налоговым органом утрачена возможность взыскания данной задолженности в связи с пропуском срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа из-за нестабильной работы технических программ и сервисов, а также процессом реорганизации налоговых органов.
Задолженность Змейкина С.Ю. не может быть признана безнадежной к взысканию, пока судом не принят акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Вышеуказанные суммы задолженности числятся за Змейкиным С.Ю. с 2019 года.
В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просил признать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2019 год в размере 20591 рубль, пени в размере 1617 рублей 17 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год в размере 3546 рублей, пени в размере 390 рублей 76 копеек, числящуюся за Змейкиным С.Ю., безнадёжной к взысканию.
В судебное заседание представитель административного истца - МИФНС России № 3 по Воронежской области не явился, просил рассмотреть административное дело без его участия, сообщив, что исковые требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бобровском районе Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в его отсутствие не заявил.
Административный ответчик Змейкин С.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд возвратилась судебная корреспонденция за истечением срока хранения.
На основании ст. 156 КАС РФ, руководствуясь рекомендациями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что оно не подлежит рассмотрению по существу.
В данном случае налоговый орган выступает в интересах административного ответчика, требуя в судебном порядке признать безнадежной к взысканию задолженность по уплате налога в связи с констатацией факта пропуска срока на обращение в суд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 286 КАС РФ определяет, что органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Тем самым процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что государственному органу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что оно выступает в защиту государственных интересов и обязанность, которую просит возложить на административного ответчика (физическое лицо), установлена законом, равно как и ответственность за неисполнение указанной обязанности.
В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В данном случае налоговый орган требует в порядке публичного судопроизводства по административному иску к физическому лицу установить факт отсутствия возможности взыскать задолженность по обязательным платежам.
При этом ни Налоговый кодекс РФ, ни КАС РФ не предусматривают подобный механизм защиты.
Кроме того, в случае удовлетворения подобного требования, перед судом в силу ст. 111 КАС РФ встанет вопрос о распределении судебных расходов, которые по общему правилу должны быть взысканы со стороны, проигравшей спор.
Однако при предложенной административным истцом правовой конструкции заявленных требований, сторона административного ответчика по существу лишена возможности возражать против заявленного истцом требования, поскольку последнее предъявлено в ее интересах истцом без соответствующих полномочий.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 128, 196 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Змейкину Сергею Юрьевичу о признании безнадежной к взысканию недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.
Председательствующий В.А. Науменко