Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-40/2021 от 20.02.2021

Уникальный идентификатор дела 11RS0008-01-2021-000459-43

Дело № 12-40/2021

Р Е Ш Е Н И Е

29 апреля 2021 год город Сосногорск Республика Коми

Судья Сосногорского городского суда РК Галимьянова Н.Т., при секретаре Киселевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» Пузикова МН на постановление начальника отдела организации лесовосстановления и пользования лесными землями, заместителя главного государственного лесного инспектора РК Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Рябова В.В. по делу об административном правонарушении от 29 октября 2020 года в отношении юридического лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

7 сентября 2020 года в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту ПАО «МРСК Северо-Запада») главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) ГУ «Сосногорское лесничество» Калдышевым С.В. составлен протокол об административном правонарушении № 19, из которого следует, что

- в ходе патрулирования квартала <адрес> на протяжении 1340 м. в строну г. Сосногорска РК от понижающей подстанции, от которой происходит подача электроэнергии в <адрес>, вдоль высоковольтной линии, выявлено нарушение п.п. 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент совершения административного правонарушения), выразившееся в том, что порубочные остатки с территории, вырубленной при расширении трассы высоковольтной линии не убраны, местами сложены в валы, шириной до 3 м. на расстоянии менее 10 м. от стены оставленного леса, местами разбросаны по вырубленной площади, имеется брошенная у пня древесина.

На основании постановления начальника отдела организации лесовосстановления и пользования лесными землями, заместителя главного государственного лесного инспектора РК Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Рябова В.В. по делу об административном правонарушении от 29 октября 2020 года ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» выражает несогласие с принятым решением, просит признать его незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что по делу административное расследование фактически не проводилось, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат не выполнялись, представитель юридического лица не был приглашен на проведение патрулирования, в связи с чем, акт патрулирования не может являться доказательством по делу. Протокол осмотра участка линейного объекта в материалах дела отсутствует, в связи с чем, отсутствуют допустимые доказательства совершения юридическим лицом административного правонарушения. В обжалуемом постановлении отсутствует мотивированное решение должностного лица, о том, в связи с чем, юридическому лицу не могло быть назначено наказание в виде предупреждения, отсутствует указание на наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Также указано, что имеются все правовые основания для снижения в соответствии с требованиями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размера назначенного административного штрафа. Работы по расчистке просеки должны были быть выполнены ООО «ЭлектроСетьПриборМонтаж» на основании договора на выполнение работ по вырубке просек, расчистке трасс от ДД.ММ.ГГГГ , соответственно, в связи с чем, ответственность за допущенное нарушение должно нести указанное юридическое лицо. При вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не доказано наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения). Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, утратили своё действие с 1 января 2021 года, в связи с чем, у юридического лица в 2021 году отсутствуют правовые основания для уборки порубочных остатков с просек линий электропередачи.

Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада», будучи уведомленным в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял.

Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, будучи уведомленными в судебное заседание не явились, с доводами жалобы не согласились, просили рассматривать жалобу в их отсутствие, представили свои возражения.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть вышеуказанную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является один из видов использования лесов.

Согласно ч. 4 ст. 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Из требований ч. 5 ст. 45 ЛК РФ следует, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Согласно пп. «а» п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (действовавшие на момент совершения инкриминируемого административного правонарушения).

Согласно п. 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Из требований п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов следует, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 ЛК РФ Правила пожарной безопасности в лесах и Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение положений ст. 53 ЛК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (действовавшие на момент совершения инкриминируемого административного правонарушения).

Названные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, в частности при использовании лесов, они являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В силу п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Из требований п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Разделом III Правил пожарной безопасности в лесах установлены требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений.

Согласно п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

Из требований пп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются, в том числе укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие вещества и материалы – это вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Постановлениями Правительства Республики Коми от 28 апреля 2020 года № 212 и от 1 октября 2020 года № 493 установлен пожароопасный сезон на территории РК с 30 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года.

Из материалов дела следует, что на основании приказа ГУ «Сосногорское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении патрулирования» ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Айювинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» было проведено патрулирование территории лесного фонда, в том числе <адрес> указанного выше участкового лесничества.

По итогам патрулирования был составлен акт патрулирования территории лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ .

Из указанного акта следует, что в <адрес> на протяжении 1340 м. в строну г. Сосногорска РК от понижающей подстанции, от которой происходит подача электроэнергии в <адрес>, вдоль высоковольтной линии порубочные остатки с территории, вырубленной при расширении трассы высоковольтной линии, не убраны, местами сложены в валы, шириной до 3 м. на расстоянии менее 10 м. от стены оставленного леса, местами разбросаны по вырубленной площади, имеется брошенная у пня древесина.

Доводы жалобы о том, что государственным органом были нарушены требования ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц», подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.

Основанием для проведения патрулирования вышеуказанного квартала Айювинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» явился приказ главного лесничего (главного государственного инспектора по охране леса) ГУ «Сосногорское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК от 30 июня 2020 года № 75 «О проведении патрулирования».

Таким образом, вышеуказанные нарушения были выявлены не в результате внеплановой выездной проверки, а в результате патрулирования, в связи с чем, у государственного органа отсутствовала обязанность уведомлять об этом ПАО «МРСК Северо-Запада».

Также подлежат отклонению доводы жалобы о том, что ответственность за допущенное нарушение должно нести ООО «ЭлектроСетьПриборМонтаж» по следующим основаниям:

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.

Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае, если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.

Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса (по договору аренды, на праве собственности).

Таким образом, несмотря на заключение ПАО «МРСК Северо-Запада» ДД.ММ.ГГГГ договора с ООО «ЭлектроСетьПриборМонтаж» на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек, в техническое задание которого был включен пункт работ – уборка порубочных остатков, с последующей утилизацией методами, согласованными с органами лесного хозяйства, ответственность за совершение лесонарушения несет природопользователь, которому участок лесного фонда принадлежит на праве собственности или передан в аренду, а не подрядная организация, осуществляющая на данном лесном участке работы.

Собственником энергетического производственно-технологического комплекса – электросетевой комплекс Сосногорской ТЭЦ, общей площадью <данные изъяты> м2, протяженностью <данные изъяты> км., является ПАО «МРСК Северо-Запада», в связи с чем, именно оно обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при строительно-монтажных работах по расширению просек.

В соответствии со ст.ст. 715, 723 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика, в том числе безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» имело возможность контролировать работу подрядчика, требовать устранения недостатков, а являясь собственником энергетического производственно-технологического комплекса, именно оно несет ответственность в случае нарушения требований лесного законодательства, в том числе Правил пожарной безопасности в лесах. Кроме того, в соответствии с лесным законодательством именно ПАО «МРСК Северо-Запада» было обязано контролировать соблюдение пожарной безопасности.

Поскольку объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, что представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, довод жалобы о малозначительности выявленного правонарушения подлежит отклонению.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, утратили своё действие только с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо было обязано произвести уборку порубочных остатков. При таких обстоятельствах, довод жалобы в данной части подлежит отклонению.

Все доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Должностным лицом правомерно не установлено обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено их и судом при рассмотрении жалобы, в связи с чем, довод жалобы в данной части подлежит отклонению.

Обстоятельство, отягчающее административную ответственность – повторное совершение однородного административного правонарушения обоснованно вменено должностным лицом, поскольку ПАО «МРСК Северо-Запада» ранее привлекалось к административной ответственности по гл. 8 КоАП РФ, в связи с чем, довод жалобы в данной части также подлежит отклонению.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, судом не установлено.

При наличии установленного обстоятельства, отягчающего административную ответственность, оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется.

Поскольку юридическое лицо не впервые привлекается к административное ответственности, то административное наказание в виде предупреждения не могло быть назначено ПАО «МРСК Северо-Запада».

Нарушений процессуального права должностным лицом при составлении протокола допущено не было. Порядок рассмотрения дела соблюден, право юридического лица на защиту не нарушено. Доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях материальных и процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Наказание назначено в пределах санкции статьи, чрезмерно суровым либо чрезмерно мягким не является. Нарушений ст. 1.5 КоАП РФ по делу не допущено.

Оснований для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку минимальный размер административного штрафа для юридических лиц по санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ составляет <данные изъяты> рублей.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены и изменения постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от 29 октября 2020 года о признании юридического лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.

Судья Н.Т. Галимьянова

12-40/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "МРСК Северо-Запада"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Галимьянова Н.Т.
Статьи

ст. 8.32 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
20.02.2021Материалы переданы в производство судье
24.02.2021Истребованы материалы
15.03.2021Поступили истребованные материалы
29.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
22.05.2021Вступило в законную силу
24.05.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее