Дело № 2-17/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Сосновское 20 мая 2019 года
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рябовой Т.Н.
При секретаре Шишкиной Т.М.
С участием истцов Рыжиковой Л.А., Рыжикова В.А., представителя истцов Кувалевой Л.В.
Ответчика- представителя администрации Сосновского муниципального района Шашина Е.А., действующего по доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжиковой Л.А., Рыжикова В.А. и Юриной С.В. к Администрации Сосновского муниципального района о признании пострадавшими в результате ЧС и обязании включить в списки на получение выплат единовременной помощи и взыскании морального вреда.
У С Т А Н О В И Л:
Рыжикова Л.А. и Юрина С.В. обратились в суд с исковым заявлением о признании их и членов их семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (урагана), возникшей на территории Сосновского муниципального района и включении их в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, ссылаясь на то, что Рыжикова Л.А. и Юрина С.В. являются сособственниками жилого дома по 1/2 доли каждая, где проживают с Рыжиковым В.А., являющим мужем Рыжиковой Л.А. 30.05.2018 на территории Сосновского муниципального района, в том числе в п. Сосновское произошла чрезвычайная ситуация стихийное бедствие- ураган, в результате чего жилой дом и их имущество получили повреждения от стихии, часть имущества была утрачена.
01.06.2018 Рыжикова Л.А. обратилась в администрацию Сосновского муниципального района с заявлением о включении истцов и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости на основании Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. №110 и Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 01.06.2018 г. комиссией было проведено обследование поврежденного имущества и составлен акт. Пакет документов о включении Рыжиковой Л.А. и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости был направлен в администрацию Сосновского муниципального района, после чего их документы были перенаправлены в ГКУ «УСЗН муниципального района», им было отказано в удовлетворении их заявления, считают, что они имеют право на материальную помощь как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, им было отказано незаконно.
В судебном заседании истцы Рыжикова Л.А., Юрина С.В. Рыжиков В.А. свои исковые требования изменили в порядке ст.39 ГПК РФ, просят признать Рыжикову Л. А., Рыжикова В. А. и Юрину С. В.пострадавшими в чрезвычайной ситуации - урагана, произошедшего 30 мая 2018 года на территории Сосновского муниципального района Нижегородской области.
Признать за Рыжиковой Л.А., Рыжиковым В.А. и Юриной С. В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 5 000 руб. на человека и оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости за частично утраченное имущество первой необходимости 50 тыс. руб. в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 г. №116.
Обязать Администрацию Сосновского муниципального района включить Рыжикову Л.А., Рыжикова В.А. и Юрину С. В.в списки граждан, нуждающихся в оказание единовременной материальной помощи в размер 5 000 руб. на каждого и оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости частично утраченное имущество первой необходимости в размер 50 тыс. руб. в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 г. №116, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. и обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании Рыжикова Л.А. пояснила, что свои исковые требования поддерживает, указав, что она и ее дочь Юрина С.В. являются собственниками жилого дома по ул. Сосновая д.7 р.п. Сосновское по 1/2 доли каждый, с ними постоянно проживает Рыжиков В.А., с которым у нее брак расторгнут, но он является членом их семьи, они ведут общее хозяйство и все зарегистрированы в данном доме. 30.05.2018 г. на территории Сосновского района произошла чрезвычайная ситуации- ураган, в результате урагана их крышу жилого дома фактически снесло, потолок в доме провалился в детской комнате, в доме было повреждено имущество первой необходимости - повреждена мебель. Помят был газопровод, оборвано электричество. Был составлен акт обследования, установлен ущерб на сумму 252742 руб. от повреждения крыши, но на восстановительные работы они затратили больше. 01.06.2018 она обратилась с заявлением в Администрацию Сосновского муниципального района о предоставлении ей и членам ее семьи единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости как пострадавшим в ЧС, документы в администрации приняли, затем через некоторое время ее документы перенаправили в Управление соцзащиты населения, никакой материальной помощи им не оказали, просит удовлетворить исковые требования. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, поскольку в связи со случавшимся они переживали.
Истец Рыжиков В.А. свои исковые требования поддержал, в судебном заседании дал аналогичные пояснения, указав, что поскольку своевременно им не была оказана материальная помощь, как гражданам пострадавших в ЧС, они переживали, у них ухудшилось состояние здоровья. От данного урагана пострадали многие граждане, повреждены были многоквартирные дома и частные дома.
Их представитель Кувалевой Л.В. в судебном заседании пояснила, что согласно Приказу МЧС России утвержден порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, органы местного самоуправления подготавливают списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества, имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Рыжикова Л.А. обратилась с заявлением в орган местного самоуправления, составленное по установленной Правилами форме, данное заявление подано одним из членов семьи с указанием состава членов семьи. Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, подписывается главой местной администрации, начальником главного управления МЧС и руководителем территориального органа МВД, но полномочие составления данного списка возложено на орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию Сосновского муниципального района. Был составлен акт обследования утраченного имущества. Истцами все необходимые мероприятия, которые от них требовались в соответствии с Правилами, были выполнены, обследование утраченного имущества проведено, составлен акт, заявление в администрацию подано, но ни какого ответа на данное заявление администрацией дано не было. Список граждан, пострадавших во время чрезвычайной ситуации составлен не был, т.е. имеет место бездействие администрации района в части не составления списков, чем нарушены права истцов. Требования истцов обосновано сводятся к тому, чтобы они были включены в список лиц, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи. В п. Сосновское 30.05.2018г. произошла ситуация, которая была признана чрезвычайной, в результате которой был нанесен ущерб имуществу истцов, которые постоянно проживают на территории п. Сосновское, зарегистрированы. В данном случае администрация обязана была составить список граждан, включив в него и истцов и направить данный список в Правительство Нижегородской области для дальнейшего решения.
Истец Юрина С.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Ответчик –представитель Администрации Сосновского муниципального района Шашин А.Е. в судебном заседании исковые требования истцов не признал, пояснив, что 30.05.2018 на территории Сосновского муниципального района произошла чрезвычайная ситуация-ураган, в результате урагана было повреждено имущество граждан и организаций. Постановлением администрации Сосновского муниципального района от 30.05.2018 на территории Сосновского муниципального района был введен режим «чрезвычайной ситуации», в тот день от урагана пострадало много социальных объектов, с пяти многоэтажных жилых домов, с семь сельских домов культуры были сорваны и раскрыты кровли, в 16 населенных пунктах были оборваны электропровода. Была создана комиссия КЧС и ОПБ, ситуация, происшедшая в Сосновском районе была признана чрезвычайной ситуацией, была создана оперативная группа для проведения работ по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, на что выделялись денежные средства как из целевого финансового резерва, также были направлены запросы в КЧС и ОПБ Нижегородской области для выделения бюджету района недостающих денежных средств. Были подготовлены все документы, предусмотренные в рамках действующего законодательства, составляли акты обследования поврежденных объектов. Документы на поврежденные объекты соцсферы направлялись в Правительство Нижегородской области. Своих денежных средств в бюджете района для ликвидации последствий ЧС нет. Документы (списки) на граждан в Правительство Нижегородской области не направлялись, было написано обращение в Правительство Нижегородской области о выделении денежных средств из резервного фонда на материальную помощь гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия.
В администрацию на их обращение поступило письмо из Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области, согласно которому было отказано в рассмотрении направленных ими документов и было рекомендовано все документы на пострадавших физических лиц направить в управление социальной защиты, что ими и было сделано, при этом уведомили всех заявителей. Все документы перенаправили в Управление социальной защиты населения, о чем было сообщено пострадавшим гражданам. Денежные средства на ликвидацию последствий урагана на восстановление кровли многоквартирных домов и клубов были выделены из резервного фонда и объекты восстановлены. Считает, что администрация выполнила возложенные на нее обязательства по ликвидации ЧС. Признают факт, что Рыжикова Л.А. обращалась к ним с заявлением о признании ее и членов ее семьи и включении их в список граждан, пострадавших в ЧС. Комиссией составлялся акт обследования утраченного имущества.
Представители Управления МЧС по Нижегородской области и Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, заявлений об отложении дела не имеется.
Представитель ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Сосновского района» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть его отсутствии.
Представитель 3-го лица Департамента региональной безопасности Нижегородской области Киселев С.А, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2017 № 162 «Об утверждении Положения о департаменте региональной безопасности Нижегородской области» департамент региональной безопасности Нижегородской области осуществляет проверку за надлежащим представлением документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств в результате чрезвычайных ситуаций; осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований из средств целевого финансового резерва, выделяемых органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, предприятия, организации и учреждения Нижегородской области представляют в департамент региональной безопасности Нижегородской области отчеты о расходовании средств, выделенных из целевого финансового резерва, в течение месяца после их получения. Документы о выделении денежных средств истцам как пострадавшим в ЧС в адрес департамента региональной безопасности Нижегородской области не поступали. Документы от граждан о выделении им денежных средств на ликвидацию последствий ЧС должны поступать в администрацию Сосновского района. Данные документы должны быть рассмотрены в рамках Постановления Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 г. № 116 и Положения «О порядке формирования и расходования целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации Сосновского муниципального района №178 от 30.05.2018 на территории Сосновского муниципального района 30.05.2018 с 14 час. введен режим чрезвычайной ситуации в связи прохождением грозового фронта и сильного ветра.
Рыжикова Л.А. и Юрина С.В. являются собственниками по 1/2 доли каждый жилого дома, расположенного по адресу п. ... д.7 Сосновского район, вместе с ними проживает, Рыжиков В.А., отец Юриной С.В., брак между Рыжиковой Л.А. и Рыжиковым В.А. расторгнут в 1996 г.
01.06.2018 Рыжикова Л.А. обратилась в администрации Сосновского муниципального района с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - урагана для получения мер социальной поддержки: единовременной материальной помощи и финансовой помощи с утратой имущества в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110, указав членов своей семьи: Юрину С.В.- дочь и Рыжикова В.А.(муж), также 01.06.2018 был комиссией составлен акт обследования поврежденного имущества жилого дома – разрушение крыши дома, частично обрушение кирпичной кладки всего общая сумма нанесенного ущерба 252742 руб.
Актом обследования от 01.06.2018, составленным комиссии по обследованию имущества граждан, пострадавших в результате последствий ЧС 30.05.2018 у гр. Рыжиковой Л.А. в доме №7 по ул. ... утрачено имущество : шкаф для одежды, стол, диван и стул.
04.06.2018 глава администрации Сосновского муниципального района обратился с письмом к Председателю КЧС и ОПБ Нижегородской области с ходатайством о выделении денежных средств в размере 5239093 руб. на аварийно-восстановительные работы : кровель 4-х многоквартирных домов, 5-ти крыш сельских клубов и оказание материальной помощи жителя частных домов, пострадавших от последствий ЧС.
Письмом от 20.07.2018 № 329-01-7921/18 и.о. министра Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в оказании материальной помощи на ремонтные работы по восстановлению индивидуальных частных домов из резервного фонда Правительства Нижегородской области от последствий шквалистого ветра 30.05.2018 было отказано, рекомендовано администрациям муниципальных образований организовать работу о возможности оказания материальной помощи в порядке, установленном Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 г. №86.
24.07.2018 Администрацией Сосновского муниципального района было предложено Рыжиковой Л.А. на ее обращение о включении ее и членов семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - урагана для получения мер социальной поддержки, обратиться в ГКУ «УСЗН Сосновского района» для оказания им материальной помощи.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "м" ст. 10 упомянутого Закона от 21 декабря 1994 г. N 68- ФЗ Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 1 Федеральный закон N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
В соответствии с пп. "л" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены должны принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Сосновского муниципального района №178 от 30.05.2018 на территории Сосновского муниципального района 30.05.2018 с 14 час. введен режим чрезвычайной ситуации в связи прохождением грозового фронта и сильного ветра.
Согласно протоколу №7 заседания КЧС и ОПБ Сосновского муниципального района от 31.05.2018 решался, в том числе вопрос о подготовке списка граждан, жилые дома которых получили ущерб при прохождении неблагоприятных метеорологических явлений 30.05.2018.
Согласно справке финансового управления администрации Сосновского муниципального района от 11.02.2019 в бюджет Сосновского муниципального района из резервного фонда Правительства Нижегородской области на ликвидацию последствий неблагоприятных метеорологических условий в мае-июне 2018 поступило 5811478,20 руб., которые были направлены на аварийно- восстановительные работы на ремонт кровли многоквартирных домов и домов культуры.
Согласно п.1 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 "имущество первой необходимости" означает минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван);
Актом обследования от 01.06.2018, составленным комиссии по обследованию имущества граждан, пострадавших в результате последствий ЧС 30.05.2018 у гр. Рыжиковой Л.А. в доме №7 по ул. ... утрачено имущество : шкаф для одежды, стол, диван и стул. Данное имущество повреждено полностью.
В связи чем заявление Рыжиковой Л.А. о включении ее и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, поданного 01.06.2018 в администрации Сосновского муниципального района обосновано.
В связи с поступившими заявлением и актами обследования поврежденного имущества администрация Сосновского муниципального района должна была рассмотреть данное заявление в соответствии с требованиями Постановления Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 №116 «Об утверждении положения о порядке формирования и расходования целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Согласно данному Положению в п.1 также как и Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 указано понятие "имущество первой необходимости", критериями утраты имущества первой необходимости является частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
Согласно п.3 Положения выделение средств из целевого финансового резерва производится в тех случаях, когда чрезвычайные ситуации по своим масштабам могут быть отнесены к ситуациям межмуниципального и регионального характера, а также, в отдельных случаях (по решению Правительства Нижегородской области), локальным и муниципальным чрезвычайным ситуациям, при которых средств органов местного самоуправления Нижегородской области и собственных средств юридических лиц независимо от форм собственности недостаточно для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также в случае необходимости восполнения запасов резерва материальных ресурсов Нижегородской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпущенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания помощи пострадавшим. Решение о необходимости финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий принимает КЧС и ОПБ Нижегородской области по представлению департамента региональной безопасности Нижегородской области, на основании которого издается соответствующее распоряжение Правительства Нижегородской области о выделении средств.
В соответствии с Положением о порядке формирования и расходования целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2006 г N 116 утверждена Инструкция по оформлению документов для выделения средств из целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно данной Инструкции оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется на основании заявления об оказании гражданам единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (приложение 10 к настоящей Инструкции), на основании акта обследования утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации (приложение 11 к настоящей Инструкции) и списка граждан на получение единовременной материальной помощи (приложение 12 к настоящей Инструкции). На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание единовременной материальной помощи и (или) на оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (полной и (или) частичной) в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции, и актов обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению 11 к настоящей Инструкции (далее - акты обследования), после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления городского округа или муниципального района Нижегородской области, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, в срок до 10 дней формируются списки граждан (приложение 12 к настоящей Инструкции), которые утверждаются главой муниципального образования. Списки граждан согласовываются главой городского (сельского) поселения. Утвержденные главой муниципального образования списки граждан представляются муниципальным образованием в КЧС и ОПБ Нижегородской области через департамент региональной безопасности Нижегородской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2006 года N 116.
Как установлено в судебном заседании Администрация Сосновского муниципального района списки граждан, пострадавших в ЧС 30.05.2018 после поступления к ним заявлений об оказании им единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и актов обследования утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации не формировались, не утверждались главой муниципального района и не предоставлялись муниципальным образованием в КЧС и ОПБ Нижегородской области через департамент региональной безопасности Нижегородской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2006 года N 116.
Не выполнение Администрацией Сосновского муниципального района требований вышеуказанных положений закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера повлекли нарушения прав истцов, поэтому требования истцов о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании им единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частично утраченное имущество первой необходимости в соответствии с положениями Постановления Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 г. № 116 подлежат удовлетворению.
Согласно п.7 Положения о порядке формирования и расходования целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2006 г N 116 осуществляется оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на семью).
Истец Рыжикова Л.А. и Юрина С.В. являются сособственниками по 1/2 доли каждый жилого дома, расположенного по адресу п. ... д.7 Сосновского района. Рыжиков В.А. является членом семьи Рыжиковой Л.А. и Юриной С.В.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Истцы поживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом доме, который пострадал в результате ЧС 30.05.2018 и в данном доме пострадало имущество ( имущество первой необходимости) истцов.
Требования истцов о взыскания с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку действиями (бездействиями) ответчика истцам не причинен моральный вред.
Согласно ст.1099 ГК РФ-1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В судебном заседании истцами не предоставлены доказательства, подтверждающие их доводы, что действия (бездействия) ответчика причинили им какой -либо вред здоровью.
Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Как следует из материалов дела, в исковом заявлении у истцов содержится просьба об обращении решения к немедленному исполнению, данную просьбу они поддержали в судебном заседании. В письменном заявлении об обращении решения суда к немедленному исполнению и в доводах истцов отсутствуют ссылки на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения.
Суд приходит к выводу, что отсутствуют обстоятельства, по которым решение следует обратить к немедленному исполнению, истцами не предоставлены, не установлено достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, обосновывающих необходимость таких действий суда.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в ходе судебного разбирательства, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рыжиковой Л.А., Рыжикова В.А. и Юриной С.В. к Администрации Сосновского муниципального района о признании пострадавшими в результате ЧС и обязании включить в списки на получение выплат единовременной помощи и взыскании морального вреда удовлетворить частично.
Признать Рыжикову Л.А., Рыжикова В.А. и Юрину С.В. пострадавшими в чрезвычайной ситуации в результате природного и технологического характера (урагана) 30 мая 2018 года на территории Сосновского муниципального района Нижегородской области
Признать за Рыжиковой Л.А., Рыжиковым В.А. и Юриной С.В. право на оказание единовременной материальной помощи из расчета до 5 000 руб. на человека и оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета частично утраченное имущества первой необходимости-до 50 тыс. руб. на семью) в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 г. №116.
Обязать Администрацию Сосновского муниципального района включить Рыжикову Л.А., Рыжикова В.А. и Юрину С.В. в списки граждан, нуждающихся в оказание единовременной материальной помощи из расчета до 5 000 руб. на человека и оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета частично утраченное имущества первой необходимости-до 50 тыс. руб. на семью) в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 г. №116.
Отказать в удовлетворении исковых требований Рыжиковой Л.А., Рыжикова В.А. и Юриной С.В. к Администрации Сосновского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сосновский суд в течение месячного срока с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Т.Н. Рябова