Дело № 12-128/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 августа 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Соловьяновой Г.А.
при секретаре Купцовой С.Н.
с участием:
представителя ОАО «Ставропольэнергосбыт» Черниковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда жалобу ОАО «Ставропольэнергосбыт» на постановление мирового судьи судебного участка №10 г. Пятигорска Папша М.С. от 30 марта 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №10 г. Пятигорска от 30 марта 2011 года ООО «Ставропольэнергосбыт» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, ООО «Ставропольэнергосбыт» подана жалоба, в которой просят отменить постановление мирового судьи судебного участка №10 г. Пятигорска от 30 марта 2011 года о привлечении их к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Ставропольэнергосбыт» Черникова Ю.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, считает, что постановление мирового судьи судебного участка №10 г. Пятигорска от 30 марта 2011 года незаконно. Суду показала, что в силу ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Согласно ч. 1 ст. 30.3, ст. 31.1 КоАП РФ постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировым судьей судебного участка № 10 г. Пятигорска Ставропольского края Папша М.С. в адрес ОАО «Ставропольэнергосбыт» копия постановления по делу об административном правонарушении не направлена. В связи с указанными обстоятельствами у Общества не было фактической возможности воспользоваться своим правом на обжалование постановления, в связи с чем Обществом был пропущен срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В период с 05 октября 2010 года по 31 октября 2010 года Территориальным отделом (инспекцией) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Росстандарта проведена проверка соответствия поставляемой ОАО «Ставропольэнергосбыт» электрической энергии потребителям по договорам энергоснабжения в точке общего присоединения г. Ставрополь, ул. Учитель-2 дома 5,7,8,10 линия 0,4 кВ опора жилого дома ул. Нахимова, 12 ТП 492 Ф670. Центр питания ПС «Западная» требованиям ГОСТа 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». По результатам проведенной проверки Территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Росстандарта вынес предписания от 21 октября года 2010 года № 08-38/98 и № 08-38/99 об устранении выявленных нарушений. Согласно предписанию от 21 октября 2010 года №08-38/98 ОАО «Ставропольэнергосбыт» предписано устранить нарушения требований пунктов 5.2, 5.4.2, 5.5.1, 5.5.2 ГОСТа 13109-97, выраженные в несоответствии по установившемуся отклонению напряжения, коэффициенту n-й гармоничной составляющей напряжения, по коэффициентам несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательности.
В силу статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 65 Постановления Правительства от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Основные положения), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Согласно пункту 112 Основных положений качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
ОАО «Ставропольэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, заключило договор оказания услуг с сетевой организацией - филиалом ОАО «МРСК Северного-Кавказа» - «Ставропольэнерго», по которому сетевая организация обязуется передавать для потребителей ОАО «Ставропольэнергосбыт» электрическую энергию и поддерживать параметры качества, установленные ГОСТом (п. 3.3.1. договора). Отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к зоне ответственности сетевой организации филиала ОАО «МРСК Северного-Кавказа» -«Ставропольэнерго».
Кроме того, согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии... (Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.), при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Следовательно, организация, оказывающая услуги по транспортировке и передаче электрической энергии потребителям, обязана передать потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует обязательным требованиям стандартов. Что и было предусмотрено договором об оказании услуг по передаче электрической энергии между их Обществом и сетевой организацией филиалом ОАО «МРСК Северного-Кавказа» - «Ставропольэнерго».
ОАО «Ставропольэнергосбыт» является сбытовой организацией и не имеет на своем балансе распределительных сетей и энергопринимающих устройств, следовательно, у ОАО «Ставропольэнергосбыт» отсутствует возможность соблюдения правил и норм в электрических сетях, принадлежащих другому юридическому лицу.
Кроме того, по результатам проведенной проверки в период в период с 05 октября 2010 года по 31 октября 2010 года Территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Госстандарта обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении ОАО «Ставропольэнергосбыт» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 декабря 2010 года по делу N А63-10158/2010 Территориальному отделу (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Госстандарта отказано в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием вины ОАО «Ставропольэнергосбыт» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений) и в связи с нарушением порядка, привлечения к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 декабря 2010 года по делу А63-10158/2010 установлено, что виновность Общества в совершении административного правонарушения предполагает установление возможности ОАО «Ставропольэнергосбыт»обеспечить получение потребителями качественной электрической энергии, соответствующей государственных стандартов. При этом упомянутая возможность должна находится в сфере прямого контроля и ответственности ОАО «Ставропольэнергосбыт».
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Следовательно, преюдициальную силу имеют обстоятельства, установленные судом по ранее рассмотренному делу.
Согласно предписанию от 21 октября 2010 года №08-38/99 ОАО «Ставропольэнергосбыт» предписано устранить нарушения требований главы 4 ФЗ от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановления Правительства «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», а именно: провести сертифицикацию электрической энергии.
Пунктом 8.2. «Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» утвержденными Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16 июля 1999 года N 36 установлено, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, илиюридическими лицами, включая организации.
Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
О разграничении понятий «энергосбытовая организация», «энергоснабжающая (организация», «гарантирующий поставщик» также свидетельствуют нормы Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530.
Так, согласно п. 3 этих Правил в качестве самостоятельных субъектов розничных рынков указаны энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии. Основными признаками энергоснабжающей организации (в традиционном понимании) в отличие от энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, являются осуществляемые ею виды деятельности: продажа и передача произведенной или купленной электрической энергии на энергопринимающие устройства абонентов, непосредственно присоединенные к сетям энергоснабжающей организации.
В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» ОАО «Ставропольэнергосбыт» не может иметь на праве собственности или на ином законном основании распределительных сетей или иного электрооборудования, задействованного в процессе передачи электрической энергии. Обязанность сертификации качества электрической энергии лежит исключительно на сетевых организациях, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии и владеющих на законном основании электрооборудованием, на котором производятся сертификационные исследования качества электрической энергии.
Кроме того, ОАО «Ставропольэнергосбыт» при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии №131 от 10.01.2008 г. с филиалом ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» (владельцем сетей) определило обязанность сетевой организации по сертификации и соблюдению параметров качества электрической энергии (п. 3.3.1. договора). Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» установлено, что обязательному подтверждению сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
В отношении сертификации электрической энергии в сетях общего назначения «Правилами проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16.07.1999 N 36 порядок не установлен. Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2009 г. по делу N А46-8111/2009.
Порядка, который бы регулировал вопросы сертификации электроэнергии в сетях общего назначения, действующими нормативными правовыми актами не установлено.
Отсутствие установленного порядка вносит неопределенность в правоотношения по сертификации электрической энергии в сетях общего назначения - не позволяет установить лицо, обязанное получить такой сертификат, орган его выдающий, лицо на которое будут возложены обязанности по проведению испытаний качества электрической энергии, документы, которые должны быть предоставлены органу по сертификации, сроки проведения сертификации, а также другие вопросы, возникающие при сертификации.
Таким образом, предписание Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Госстандарта от 21 октября 2010 года №08-38/99 о сертификации качества электрической энергии является неправомерным, так как противоречит требованиям норм ст. 6 ФЗ N 36-ФЗ от 26.03.2003 и Постановления удостоверенного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 16.07.1999 N 36.
В силу статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
ОАО «Ставропольэнергосбыт» приняло меры по соблюдению законности, а именно: при заключении договора с сетевой организацией (владельцами сетей) определило их обязанность по сертификации и соблюдению параметров качества электрической энергии.
Поскольку обязанность сертификации качества электрической энергии лежит включительно на сетевых организациях, владеющих распределительными сетями, ОАО «Ставропольэнергосбыт» неоднократно обращалось в адрес сетевой организации филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» с требованием проведения сертификации предоставления подтверждающих документов, а также осуществления необходимых мероприятий по улучшению качества электроэнергии, поставляемой потребителям.
Письмом от 28 октября 2010 года № 40/4539 филиал ОАО «МРСК Северного Кавказа» -«Ставропольэнерго» известил об осуществлении комплекса мероприятий по подготовке к обязательной сертификации электрической энергии в Ставропольских электрических сетях, запланированном на декабрь 2010 - январь 2011 года. В связи с чем, считает, что субъектом административного правонарушения следует признавать именно сетевую организацию.
При выяснении вины правонарушителя необходимо проанализировать объективный состав административного правонарушения. Объективная сторона ч. 1 ст. 19.5 выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов. Законность соответствующего предписания выступает важным квалифицирующим признаком административного правонарушения.
За неисполнение требований предписания законодательством предусмотрена административная ответственность, следовательно, предписание должно отвечать критерию исполнимости. Предписания Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Росстандарта от 21 октября 2010 года № 08-38/98 и № 08-38/99 не соответствуют закону ввиду отсутствия их допустимой исполнимости.
Неисполнимость и незаконность предписаний Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Росстандарта лишают предписания от 21 октября 2010 года № 08-38/98 и №08-38/99 правового основания. Следовательно, нельзя признать установленным событие вмененного Обществу административного правонарушения.
ОАО «Ставропольэнергосбыт» считает предписания от 21 октября 2010 года №08-38/98, №08-38/99 незаконными в связи с чем, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительными предписаний Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю ЮМТУ Росстандарта от 21 октября 2010 года №08-38/98, 08-38/99, признании недействительным распоряжения от 28 декабря 2010 года № 01-32/2867 в части проведения проверки исполнения выданных предписаний от 21 октября 2010 года № 08-38/98, 08-38/99. Определением Арбитражного суда Ставропольского края 14 февраля 2011 года по делу А63-1072/2011 данное заявление принято к производству.
В связи с тем что, в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» отсутствует состав административного правонарушения, дело о привлечении к административной ответственности Общества по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ подлежит прекращению.
Просит суд восстановить срок обжалования на постановление о признании ОАО «Ставропольэнергосбыт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ от 30 марта 2011 года и его отмене, производство по делу прекратить.
Выслушав объяснения представителя ООО «Ставропольэнергосбыт» Черниковой Ю.В., исследовав материалы дела в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт», суд приходит к следующему,
Согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу требований ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Из представленных суду доказательств усматривается, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» 30 марта 2011 года принимал участие их представитель Чебулаева В.М., по доверенности, которой были разъяснены права, предусмотренные требованиями ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается ее подписью. Мировым судьей судебного участка № 10 г. Пятигорска от 30 марта 2011 года оглашено постановление, в резолютивной части которого разъяснен порядок и срок его обжалования.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Ставропольэнергосбыт» располагало сведениями о том, что в отношении них 30 марта 2011 года принято постановление о привлечении их к административной ответственности, предусмотрено ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. в доход государства, порядок и срок которого разъяснен судом при оглашении данного постановления.
Доводы представителя ОАО «Ставропольэнергосбыт» о том, что не получено названное постановление, в связи с чем пропущен срок на его обжалование, являются не обоснованными, поскольку при вынесении данного постановления присутствовал их представитель, которому был разъяснен порядок и срок его обжалования, в связи с чем суд в восстановлении срока на обжалование указанного постановления отказывает.
Руководствуясь 30.3 КоАП РФ, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Открытому Акционерному Обществу «Ставропольэнергосбыт»в восстановлении срока на обжалование Постановления мирового судьи судебного участка № 10 г. Пятигорска Папша М.С. от 30 марта 2011 года о признании ООО «Ставропольэнергосбыт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, отказать.
Определение ожжет быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 10 дней.
Судья: Г.А. Соловьянова