РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года Центральный районный суд г.о.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре Евсеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1120/2017 по административному иску ФИО1 к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении с ФИО1 договора аренды земельного участка с целью рекреационной деятельности, расположенного: <адрес>; обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> заключить с ФИО1 договор аренды лесного участка с целью рекреационной деятельности, расположенного: г.о.Тольятти Тольяттинское лесничество, квартал №, площадью 1,00га.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министрество лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в собственности <адрес>, имеющего местоположение: г.о.<адрес>. В качестве основания для предоставления испрашиваемого лесного участка было указано наличие в собственности заявителя недвижимости (домиков отдыха), расположенных на данном участке.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя был направлен ответ на заявление, которым Министерство указало, что не вправе принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка по следующим основаниям:
Форма поданного заявления не соответствует установленной, а именно не указаны данные документа, удостоверяющего личность. При этом в заявлении указаны как реквизиты паспорта заявителя, так и приложена нотариально удостоверенная копия паспорта заявителя.
Также в соответствии с п.15 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 года №445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», основанием для отказа послужило отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о внесении сведений об объектах недвижимости, для подтверждения их существования с характеристиками, позволяющими определить их местонахождение на испрашиваемом в аренду лесном участке.
Вместе с тем, пункт 15 указанного Порядка указывает лишь на два документа, которые необходимо приложить к заявлению обязательно, а именно документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости), а также документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (при необходимости).
При этом, указанный пункт 15 Порядка содержит перечень документов, получаемых уполномоченным органом путем межведомственного информационного взаимодействия, в том числе, документы, удостоверяющие право собственности на здания, сооружения, помещения в них, расположенные на лесном участке, или документы, подтверждающие право хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами (при предоставлении лесных участков в соответствии с подпунктом 4 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Также в ответе указано на значительное превышение площади испрашиваемого земельного участка над совокупной площадью зданий, находящихся на испрашиваемом земельном участке. Однако, законодатель не ограничивает заявителя в размерах испрашиваемого в аренду земельного участка. При этом, из выкопировки из топографического плана, приложенной к заявлению, видно, что объекты недвижимости располагаются не рядом, а в разных концах испрашиваемого участка. Кроме того, в обоснование испрашиваемой площади земельного участка приложено градостроительное обоснование данной необходимости.
Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы административного иска, поскольку административным ответчиком необоснованно и незаконно отказано ФИО1 в заключении договора аренды лесного участка.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили письменные возражения на требования административного искового заявления, согласно которым полагают требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, которые аналогичны основаниям отказа Министерства в принятии решения о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Возможность использования лесов для осуществления рекреационной деятельности предусмотрена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Согласно ст.41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
Пунктом 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Судом установлено, что земельный участок, кадастровый №, местоположение: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для осуществления рекреационной деятельности, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества: нежилое здание (лит. А-6 – домик отдыха), площадью 77,1 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый №, номер кадастрового квартала 63:09:0305025, что подтверждается кадастровым паспортом здания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, данный объект недвижимости, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, находится на спорном лесном (земельном) участке с соответствующим кадастровым номером.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности РФ, местоположение: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, в аренду без проведения торгов для целей не связанных со строительством, для осуществления рекреационной деятельности.
Также из материалов дела следует, что прилегающий земельный участок, кадастровый №, предоставлен ФИО1 в долгосрочную аренду на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, для осуществления рекреационной деятельности.
Рассмотрение заявлений о предоставлении лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Итогом рассмотрения вышеуказанного заявления ФИО1 явился отказ в предоставлении государственной услуги, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из содержания данного письма следует, что при рассмотрении заявления Министерство исходило из того, что заявление не соответствует требованиям Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 года №445, а именно пунктам 14, 15 Порядка. Основанием отказа, в том числе, указано, что в прилагаемых к заявлению документах отсутствуют сведения, позволяющие определить нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества. Также в письме отмечено, что площадь испрашиваемого участка значительно превышает площадь зданий, находящихся в собственности у заявителя.
В соответствии с пунктом 13 данного Порядка для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо (заявитель) подает заявление в уполномоченный орган.
Пунктом 14 Порядка установлено, что в заявлении указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение – для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;
б) местонахождение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
в) обоснование цели, вида (видов) и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду;
г) кадастровый номер лесного участка;
д) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовался или его границы уточнялись на основании данного решения ( при наличии);
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
Отказывая в принятии решения о предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> обосновывает свое решение тем, что форма заявления, поступившего в Министерство не соответствует установленной, а именно не указаны данные документа, удостоверяющего личность.
Как следует из материалов дела, заявление содержит все необходимы данные о заявителе и земельном участке, более того к заявлению дополнительно была приложена нотариально удостоверенная копия паспорта заявителя.
Довод Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о том, что в документах административного истца отсутствуют сведения о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о таких домиках отдыха (зданиях) площадью 77,3 кв.м и 77,1 кв.м, которые необходимы для подтверждения существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его нахождение на испрашиваемом в аренду лесном участке, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 15 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015г. № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», к заявлению прилагаются следующие документы:
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);
документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (при необходимости).
Уполномоченный орган получает путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - в отношении юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - в отношении индивидуального предпринимателя;
сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе;
сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов);
сведения о наличии лицензии на пользование недрами (при предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых);
сведения о документах, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов (при предоставлении лесных участков в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов);
документы, удостоверяющие право собственности на здания, сооружения, помещения в них, расположенные на лесном участке, или документы, подтверждающие право хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами (при предоставлении лесных участков в соответствии с подпунктом 4 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, абзац 1 пункта содержит исчерпывающий перечень документов, наличие которых является обязательным при подаче заявления.
Пунктом 16 указанного Порядка предусмотрено право заявителя самостоятельно представить с заявлением документы, перечисленные в пункте 15.
Как следует из материалов дела, заявитель воспользовался предоставленным правом указанного Порядка. К заявлению, имеющемуся в распоряжении Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> приложены, кроме нотариально удостоверенной копии паспорта заявителя, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие право собственности заявителя на здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт земельного участка; выкопировка из топографических планов фонда инженерных изысканий г.о. Тольятти (без корректуры), с приложением уточненной выкопировки (с корректурой); электронный носитель (флэш) в кадастровым паспортом земельного участка и кадастровым планом территории; письмо мэрии г.о. Тольятти исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении в аренду земельного участка»; Градостроительное обоснование размера и вида использования испрашиваемого земельного участка.
Подача документов в названном объеме не оспаривается Министерством. Недостающие для надлежащего рассмотрения заявления, по мнению Министерства, документы, в соответствии с пунктом 15 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015г. № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», могли быть им запрошены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта на домики отдыха, находящиеся в собственности заявителя, что свидетельствует о том, что сведения о них в государственный кадастр недвижимости внесены.
В судебном заседании были исследованы представленные документы, в частности кадастровый паспорт, выкопировка из топографических планов, свидетельства о праве собственности на строения, из которых следует, что строения, принадлежащие ФИО1, расположены в границах испрашиваемого земельного участка.
Довод Министерства о том, что площадь земельного участка значительнопревышает площадь зданий, что является основанием к отказу в заключении договора аренды на земельный участок, площадью 1 Га, также является необоснованным.
Как видно из заявления ФИО1 земельный участок испрашивается в аренду для осуществления рекреационной деятельности, а не для эксплуатации зданий. Наличие зданий, сооружений, находящихся в собственности у заявителя на лесном участке, испрашиваемом в аренду, в силу подп. 4 п. 3 ст.74 Лесного кодекса, является основанием для заключения договора аренды без проведения торгов. Законодатель не ограничивает заявителя в размерах испрашиваемого в аренду земельного участка.
Из приложенной к заявлению выкопировки из топографического плана испрашиваемого земельного участка видно, что объекты недвижимости располагаются не рядом, а в разных концах испрашиваемого участка.
В связи с чем для использования и обслуживания указанной территории требуется земельный участок в заявленных границах.
Кроме того установлено, что земельный участок испрашивается для осуществления рекреационной деятельности. На участке с 1970 г. располагался санаторий, а с 2007 г. – <данные изъяты>. Прилегающий к испрашиваемому участку земельный участок с кадастровым номером № также предоставлен заявителю в долгосрочную аренду на основании договора № <адрес>., для осуществления рекреационной деятельности. Из пояснений представителя истца следует, что испрашиваемый земельный участок находился на праве аренды у другого лица и использовался в тех же целях, для размещения, развития и функционирования <данные изъяты>.
К заявлению, кроме того, приложено письмо Мэрии городского округа Тольятти с градостроительным обоснованием, из которого следует, что участка, прилегающего к испрашиваемому, предоставленного в аренду в настоящее время ФИО1, недостаточно для полноценного развития данного вида спорта. В указанном письме содержится просьба рассмотреть возможность предоставить в аренду по заявлению ФИО1 дополнительный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1,0 га, прилегающий к участку с кадастровым номером №: для развития <данные изъяты> на территории г.о.Тольятти.
При определении площади земельного участка, необходимо руководствоваться нормами отвода земель для конкретного вида деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с градостроительным обоснованием размера и вида использования земельного участка, подготовленным ООО «<данные изъяты>», земельный участок площадью 55670 кв.м. необходим для использования и эксплуатации <данные изъяты>. Площадь испрашиваемого земельного участка – 10000 кв.м., и участка, находящегося в аренде – 45000 кв.м., меньше минимальной необходимой площади, полученной по расчету. При этом, поле для игры в гольф, тренировочные площадки, нежилое здание клаб-хауса площадью 670 кв.м., прилегающая к ним территория составляют единый комплекс, а схемой генерального плана предусмотрено рациональное функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований и требований СП 42.13330.2011 актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Суд считает, что в нарушение требований ч.2 ст.62 КАС РФ Министерство не доказало законность и обоснованность оспариваемого ФИО1 решения об отказе в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду без проведения торгов.
Суд, на основании изложенного, приходит к выводу о том, что отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в заключении с ФИО1 договора аренды земельного участка с целью рекреационной деятельности, расположенном: гДД.ММ.ГГГГ., является незаконным и нарушает права заявителя.
Вместе с тем, требования истца подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Вместе с тем, для удовлетворения требований истца недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Как усматривается из материалов дела, административным ответчиком - Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, весь комплекс мероприятий при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов не выполнен, в отказе указано лишь на отсутствие в заявлении данных документа, удостоверяющих личность, а также на значительное превышение площади испрашиваемого земельного участка над совокупной площадью зданий, находящихся на испрашиваемом земельном участке. Суд не вправе при разрешении дела реализовывать полномочия административного ответчика и обязывать заключить с ФИО1 договор аренды без проведения торгов без проверки соблюдения всех иных необходимых условий.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, признавая оспариваемое решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным, суд полагает, что надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца в данном случае будет возложение обязанности на Минисрество повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка, площадью 1 Га, кадастровый №, местоположение: <адрес>, в аренду без проведения торгов.
Таким образом, учитывая названные положения закона и все изложенные обстоятельства, оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> удовлетворить частично.
Признать отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в заключении с ФИО1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, с целью осуществления рекреационной деятельности, расположенном: <адрес>, незаконным.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка, площадью 1га, кадастровый №, местоположение: <адрес>, в аренду без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В.Германова