Дело № 2-2039/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«05» апреля 2016г.
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Щербовой Т.Н.,
при секретаре Беляевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогова Анатолия Павловича к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме о включении периода работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Рогов А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме, в котором указал, что он работает врачом-хирургом, в <дата>. окончил Ярославский государственный медицинский институт. После окончания института он работал с <дата>. в Костромском областном противотуберкулезном диспансере в должности врача-интерна хирурга-уролога; с <дата>. врачом-урологом диспансерного отделения; с <дата> врачом-урологом урогенитального отделения, с <дата>. врачом-хирургом легочно-хирургического отделения; с <дата>. врачом торакальный хирург легочно-хирургического отделения; с <дата> ГУ Нижегородский областной противотуберкулезный диспансер врач торакальный хирург в туберкулезном легочно-хирургическом отделении; с <дата>. по настоящее время ОГБУЗ «Костромской противотуберкулезный диспансер» врач торакальный хирург туберкулезного хирургического отделения. Согласно справки № 132 от 25.02.2016г., выданной ОГБУЗ «Костромской противотуберкулезный диспансер» с <дата>. по настоящее время он имеет совмещение должности врача-уролога диспансерного отделения (приказ № 1-к от 11.01.2009г.)
<дата>. он обратился в ГУ - Управление ПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой. В порядке п.п. 20 п. 1 ст. ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 № 400 - ФЗ, как лицо, осуществляющее медицинскую деятельность в сфере хирургии. То есть, его трудовой стаж должен засчитываться как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев специального стажа.
Однако он получил отказ в назначении пенсии от <дата>.
В его специальный стаж не были включены периоды курсов повышения квалификации: с <дата>
Считает данный отказ незаконным, поскольку во время прохождения курсов повышения квалификации у него сохранялись функции врача - хирурга, так во время учебы: он принимал участие в оперативных вмешательствах, в целях повышения квалификации; на время учебы за ним сохранялась средняя заработная плата; во время учебы с его заработной платы производись отчисления, в том числе в Пенсионный Фонд России на пенсионное обеспечение; курсы повышения квалификации врачей необходимы в силу требований действующего законодательства, для продления действия сертификата специалиста - врача, направление на них вменяется законом в обязанность работодателя, и не являются прихотью работника.
Просит признать отказ УПФ России по г. Костроме и Костромскому району КО в назначении пенсии от 20.01.2016 № 260054/15 незаконным.
Засчитать в специальный стаж в календарном и льготном исчислении как один год работы за 1,6 года специального медицинского стажа лечебную деятельность по охране
здоровья населения периоды курсов повышения квалификации: <дата>
Назначить досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья с <дата>.
В настоящем судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель УПФ РФ по г. Костроме Колобова Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила доводы, изложенные в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 15/16 от 20.01.2016 года.
Выслушав стороны, исследовав имеющиеся письменные доказательства, изучив материалы пенсионного дела Рогова А.П., суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ (ст.39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права и свободы человека и гражданина, как предусматривает ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Протоколом комиссии Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 15/16 от <дата> Рогову А.П. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального трудового стажа работы.
По представленным документам страховой стаж гр. Рогова А.П. составляет 22 года 6 месяцев 5 дней. Специальный стаж составляет 29 лет 4 месяца 17 дней.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городе, независимо от их возраста.
При установлении специального трудового стажа принимаются периоды работы в соответствующих учреждениях и в соответствующих должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. применяются правила и нормы Закона от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01.01.2002г. в рамках Закона РФ от 20.11.1990г., причем продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет.
При оценке периодов стажа на соответствующих видах работ к периодам 01.11.1999г. могут быть применены Списки профессий, должностей и учреждений, которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а к периодам работы с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Соответствующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.
Требования истца о включении в его специальный стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Аналогичная норма содержалась в ст.112 КЗОТ РФ, действовавшей до 01.02.2002 года. Периодическое повышение квалификации медицинских работников, юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, не реже 1 раза в 5 лет, согласно п.п. «е» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 года № 409, является лицензионным требованием для таких учреждений и существенным условием труда. Кроме того, повышение квалификации труда входит в должностные обязанности медицинских работников, оформляется приказами работодателя с сохранением средней заработной платы, в том числе надбавок за работу в особых условиях.
Следовательно, в период нахождения работника на курсах повышения квалификации производятся соответствующие отчисления в Пенсионный фонд.
Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, времени нахождения работника на курсах повышения квалификации, стажировках и семинарах.
На курсы повышения квалификации истец направлялся соответствующими приказами руководителя учреждения, где работал истец с должностей, работа в которых подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной работой, обучение производилось по специальности, в силу закона время повышения квалификации учитывается как время исполнения трудовых обязанностей, таким образом, оно также включается в специальный стаж. При этом, поскольку истец направлялся на курсы повышения квалификации в период его работы в должности, работа в которой включается в его специальный стаж в льготном исчислении, то оспариваемые периоды должны быть засчитана в специальный стаж работы истца в льготном исчислении.
Доводы ответчика об обратном, являются ошибочными.
В соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
На момент обращения истца к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости <дата> специальный трудовой стаж истца с учетом включения в специальный стаж периодов учтенных судом, составляет более необходимых 30 лет соответственно на ответчика не может быть возложена обязанность назначения истцу пенсии с <дата>.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рогова Анатолия Павловича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме включить в специальный стаж Рогова Анатолия Павловича периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> и назначить Рогову Анатолию Павловичу досрочную трудовую пенсию с <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Щербова Т.Н.