Дело № 12-29/2015
Решение по жалобе
на постановление по делу об административном правонарушении
16 июня 2015 года село Шебалино
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., рассмотрев жалобу Чученашева В.В. на постановление главного государственного инспектора Шебалинского и Онгудайского районов по пожарному надзору - начальника территориального отдела надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай Ундулганова В.М. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении
Чученашева В.В., <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора Шебалинского и Онгудайского районов по пожарному надзору - начальника территориального отдела надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай Ундулганова В.М. № от ДД.ММ.ГГГГ Чученашев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей (далее - Постановление).
Согласно Постановлению правонарушение выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 38 минут на усадьбе жилого дома по <адрес> Республики Алтай Чученашев В.В. в нарушение требования п.17 постановления Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года в период действия особого противопожарного режима, введенного распоряжением Правительства Республики Алтай от 12.04.2015 № 181-р, сжигал мусор на расстоянии 2 м. от жилого деревянного дома и от деревянных надворных построек.
Жалоба Чученашева В.В. с просьбой отменить Постановление мотивирована тем, что он не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения протокола № от 21.04.2015, в связи с чем не мог надлежащим образом защищать свои интересы и права. Извещение о времени и месте рассмотрения получил только 28 апреля 2015 года, а рассмотрение прошло 27 апреля 2015 года. При составлении протокола Ундулганов В.М. ему документы не предоставил, права и обязанности не разъяснил, копию протокола не выдал. Копию Постановления он получил 12 мая 2015 года.
В судебном заседании судья, выслушав Чученашева В.В., который поддержал доводы жалобы и дополнил, что протокол об административном правонарушении составлялся не в его присутствии, изучив материалы дела, приходит к выводу, что Постановление подлежит отмене в связи со следующим.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6).
Протокол об административном правонарушении служит необходимым основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности и является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении № от 21 апреля 2015 года отсутствует запись о разъяснении Чученашеву В.В. прав и обязанностей, предусмотренных статьями 25.1 КоАП РФ (в протоколе отсутствуют подпись Чученашева В.В. о таком разъяснении или соответствующая запись об его отказе от подписи в данной графе протокола).
Запись об отказе от объяснения и подписи в графе указанного протокола об объяснении лица, в отношении которого составлен протокол, не свидетельствует о соблюдении прав Чученашева В.В. на защиту и установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном протоколе также отсутствуют подписи Чученашева В.В. о получении копии протокола, ознакомлении с содержанием протокола, уведомлении о дате, времени и месте рассмотрения протокола или записи об его отказе от подписи в соответствующих графах протокола.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении копии протокола Чученашеву В.В.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.29.7 при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (п.2); выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (п.4).
Вместе с тем, Постановление вынесено 27.04.2015, тогда как извещение от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получено Чученашевым В.В. 28.04.2015.
Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении допущено нарушение законных гарантий и прав лица, привлекаемого к ответственности.
Поскольку существенно нарушен установленный законом порядок составления такого процессуального документа, как протокол об административном правонарушении, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, являющийся правовым основанием для привлечения его к административной ответственности, и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, судья полагает, что наказание назначено Чученашеву В.В. незаконно, независимо от того, совершил или нет он административное правонарушение.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют предусмотренные статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ основания для прекращения производства по делу.
При таких обстоятельствах, поскольку допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалованное постановление является незаконным и в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене.
Поскольку постановление подлежит отмене по процессуальным основаниям, то иные доводы жалобы не рассматриваются.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Шебалинского и Онгудайского районов по пожарному надзору - начальника территориального отдела надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай Ундулганова Виктора Михайловича № от 27 апреля 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Чученашева В.В. отменить, жалобу Чученашева В.В. - удовлетворить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Чученашева В.В. направить на новое рассмотрение главному государственному инспектору Шебалинского и Онгудайского районов по пожарному надзору - начальнику территориального отдела надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай со стадии подготовки.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья Э.Д. Унутов