Дело № 2-6092/16
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации02.09.2016г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Сигора Т.А.
с участием прокурора Кулинич Н.Ю.
при секретаре Александрова Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО -4 ГУФСИН России по РО о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска истец ссылается на то, что Прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения администрацией ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области требований санитарно - эпидемиологического законодательства, в ходе которых установлено, что в нарушение ж. 5 1. 5.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 администрацией СИЗО-4 не обеспечено ежемесячное проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновение распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием помещений, по уничтожению насекомых (дезинфекция).
Так, с января по июль 2016 г. в помещениях СИЗО-4 не проводились предварительные санитарно-эпидемиологические обследования с целью определения наличия членистоногих и их видов, выявления мест локализации и уровня их численности, а также контрольные обследования с целью своевременной регистрации фактов наличия членистоногих, их численности и степени заселенности ими помещений.
В учреждении отсутствует работник, специально выделенный для проведения обследований и выполнения дезинсекционных мероприятий, договор на проведение указанных работ с организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции, не заключен.
Кроме того, администрацией СИЗО-4 нарушаются требования санитарных правил 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации к проведению дератизационных мероприятий» (далее - СП 3.5.3.3223-14), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12.09.2014 №58 и устанавливающих обязательные санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение.
В нарушение ст.ст. 2.3, 2.5 СП 3.5.3.3223-14 систематические дератизационные мероприятия в учреждении с сентября 2014 г. не проводились, соответствующие договоры с организациями дезинфекционного профиля, имеющими специально обученный персонал, не заключены.
Указанные нарушения санитарных норм и правил напрямую влияют на возможность возникновения инфекционных заболеваний, их распространение, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью лиц, содержащихся в СИЗО-4, а также персонала учреждения.
Просят признать бездействие ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в неисполнении требований санитарно - эпидемиологического законодательства Российской Федерации - незаконным. Обязать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области в срок до 31.08.2016г:
- в соответствии с требованиями ст. 24 Закона № 103-ФЗ и ст. 11 ФЗ№ 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и СП 3.5.3.3223-14, заключить договор с организацией дезинфекционного профиля, имеющими специально обученный персонал для проведения дератизационных мероприятий;
в соответствии с требованиями ст. 24 Закона № 103-ФЗ и ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и СП 3.5.3.3223-14 провести в помещениях СИЗО-4 соответствующие дератизационные мероприятия.
- в соответствии с требованиями ст. 24 Закона № 103-ФЗ и ст. 11 Закона 52-ФЗ и СанПиН 3.5.2.1376-03 обеспечить специально выделенного сотрудника для проведения обследований и выполнения дезинсекционных мероприятий, либо заключить договор на проведение указанных работ с организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции;
- в соответствии с требованиями ст. 24 Закона № 103-ФЗ и ст. 11 ФЗ№ 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 3.5.2.1376-03 провести в помещениях СИЗО-4 санитарно- эпидемиологические обследования с целью определения наличия членистоногих и их видов, выявления мест локализации и уровня их численности, а также контрольные обследования с целью своевременной регистрации фактов наличия членистоногих, их численности и степени заселенности ими помещений.
Представитель истца - исковые требования поддержал в указанном объеме.
Представитель ответчика - исковые требования не признала, по тем основаниям, что учреждение в указанный период не было профинансировано на заключение договоров с организацией дезинфекционного профиля, имеющими специально обученный персонал для проведения дератизационных мероприятий.
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В суде установлено, что ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 23.03.2011, и осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также выполняет функции исправительного учреждения в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
В соответствии со ст.ст. 15, 90, 115 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы. Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
Согласно п.п. 1 и 4 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН России) подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, женственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально создание для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, следственные изоляторы, в том числе расположенные на территории Ростовской области, обязаны в своей деятельности руководствоваться требованиями правовых актов указанных выше государственных органов.
В соответствии со ст. 24 Закона № 103-ФЗ лечебно-профилактическая и
санитарно -эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно - эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, обязательным соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой имидеятельности.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона № 52-ФЗ, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также осуществлять производственный контроль.
В силу ст. 1 Закона № 52-ФЗ под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Частью 1 ст. 24 указанного закона, предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях организации и проведения мероприятий по защите жилых помещений, зданий и сооружений от синантропных членистоногих, а также порядка проведения дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 №126 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. «Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. (далее СанПиН 3.5.2.1376-03), обязательные для юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 2.1. СанПиН 3.5.2.1376-03 дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, я также на создание условий, неблагоприятных для их жизни.
Согласно ст.ст. 5.2., 53 СанПиН 3.5.2.1376-03 кратность контрольных об- следований для помещений СИЗО-4 составляет 1 раз в месяц. Обследования, а также выполнение дезинсекционных мероприятий осуществляются специально заселенным работником объекта либо организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции.
Прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения администрацией ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области требований санитарно- эпидемиологического законодательства, в ходе которых установлено, что в нарушение п. 5.2, 5.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 администрацией СИЗО-4 не обеспечено ежемесячное проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновение распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием помещений, по уничтожению насекомых (дезинфекция).
С января по июль 2016 г. в помещениях СИЗО-4 не проводились предварительные санитарно-эпидемиологические обследования с целью определения наличия членистоногих и их видов, выявления мест локализации и уровня их численности, а также контрольные обследования с целью своевременной регистрации фактов наличия членистоногих, их численности и степени заселенности ими помещений.
В учреждении отсутствует работник, специально выделенный для проведения обследований и выполнения дезинсекционных мероприятий, договор на проведение указанных работ с организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции, не заключен.
Кроме того, администрацией СИЗО-4 нарушаются требования санитарных правил 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации к проведению дератизационных мероприятий» (далее - СП 3.5.3.3223-14), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12.09.2014 №58 и устанавливающих обязательные санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение.
В нарушение ст.ст. 2.3, 2.5 СП 3.5.3.3223-14 систематические дератизационных мероприятия в учреждении с сентября 2014 г. не проводились, соответствующие договоры с организациями дезинфекционного профиля, имеющими специально обученный персонал, не заключены.
Поскольку указанные нарушения санитарных норм и правил напрямую влияют на возможность возникновения инфекционных заболеваний, их распространение, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью лиц, содержащихся в СИЗО-4, а также персонала учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.08.2016░.:
- ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 24 ░░░░░░ № 103-░░ ░ ░░. 11 ░░ № 52-░░ ░░ 30.03.1999░. «░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░ 3.5.3.3223-14, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 24 ░░░░░░ № 103-░░ ░ ░░. 11 ░░ № 52-░░ ░░ 30.03.1999░. «░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░ 3.5.3.3223-14 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-4 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
- ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 24 ░░░░░░ № 103-░░ ░ ░░. 11 ░░ № 52-░░ ░░ 30.03.1999░. «░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ 3.5.2.1376-03 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 24 ░░░░░░ № 103-░░ ░ ░░. 11 ░░№ 52-░░ ░░ 30.03.1999░. «░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ 3.5.2.1376-03 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-4 ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 06.09.2016░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.