2-7657/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре Залевской Н.В.,
С участием истца Гриценко А.В., представителя ответчиков МВД РФ и УМВД России по Амурской области Никифоровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гриценко Андрея Валерьевича к УМВД России по Амурской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, взыскании единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Гриценко А.В. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к УМВД России по Амурской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, в обоснование указав, что является майором милиции в отставке, на основании приказа УМВД России по Амурской области от 05 августа 2011 года № 967л/с. Был уволен с 13 октября 2011 года из органов внутренних дел по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 Положения). 5 октября 2012 года ему была установлена II группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы. 12 октября 2012 года через УМВД России по Амурской области он обратился в ООО Страховая компания "ВТБ Страхование" с заявлением о выплате страховой суммы, в чем ему было отказано письмом от 31 октября 2012 года. Как установлено вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 19 апреля 2016 года, поскольку он был уволен со службы в 2011 году, а инвалидность ему была установлена в 2012 году, то есть до истечения одного года после увольнения со службы, на него распространяется действие Государственного контракта, заключенного 01 января 2011 года с ООО Страховая компания "Ростра", которое было признано банкротом и по завершении процедуры конкурсного производства ликвидировано на основании определения Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2014 года. Указанным решением Благовещенский городской суд Амурской области также установил факт того, что он неоднократно обращался в Мещанский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО Страховая компания "ВТБ Страхование" о взыскании страховой суммы, однако по независящим от него обстоятельствам его нарушенное право на получение страховой выплаты не было защищено в иных судебных разбирательствах. Таким образом, истец относится к категории граждан из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которым инвалидность была установлена в период до истечения 1 года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, его здоровье подлежало обязательному страхованию, однако страховое возмещение в установленном порядке он не получил по независящим от него обстоятельствам. Вследствие банкротства и последующей ликвидации надлежащего страховщика (ООО Страховая компания "Ростра") страховая выплата не была получена истцом также по независящим от него обстоятельствам. Следовательно, на него распространяется действие Распоряжения Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года № 1063-р, на основании которого подлежит выплата единовременной материальной помощи в размере 300 000 рублей. 30 мая 2018 года истец обратился в УМВД России по Амурской области с заявлением о включении его в списки граждан (бывших сотрудников органов внутренних дел), имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 300 000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года № 1063-р. Обязанность УМВД по Амурской области по составлению таких списков вытекала из требований телеграммы МВД России от 13 февраля 2015 года № 1/988. Между тем, располагая имеющимися в пенсионном деле сведениями (справка МСЭ-2-11 № 3664573 от 11 октября 2012 года, свидетельство о болезни № 951 с выводами ВКК МСЧ УВД по Амурской области о получении заболевания в период военной службы) об установлении истцу II группы инвалидности с 05 октября 2012 года, ответчик эту обязанность не исполнил и в соответствующие списки Гриценко А.В. не включил. До сведения истца о необходимости обращения в УМВД по Амурской области с заявлением о производстве страховой выплаты после 09 июня 2015 года ответчик не доводил.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел по Амурской области по оформлению документов Гриценко Андрея Валерьевича для получения единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 году и 2011 году, не получивших страховое возмещение в установленном порядке, в размере 300 000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года№ 1063-р; взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Гриценко Андрея Валерьевича единовременную материальную помощь в размере 300 000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года№ 1063-р.
Представитель Министерства финансов Амурской области, представитель Правительства РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В ходе судебного разбирательства истец на требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчиков с иском не согласилась, пояснила об обстоятельствах, изложенных в письменном отзыве.
Из письменного отзыва УМВД России по Амурской области следует, что Гриценко А.В. был уволен из органов внутренних дел с 13 октября 2011 года по п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения). 1 января 2011 года между УВД по Амурской области и ОАО Страховая компания «Ростра» заключен государственный контракт № 1 на оказание в 2011 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по Амурской области. Период страхования по контракту определён с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. Согласно п. 2.2. государственного контракта, жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежит страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел по Амурской области по день окончания службы в пределах действия настоящего контракта. При наступлении страховых случаев, предусмотренных подпунктами 3.1.1. и 3.1.2. контракта, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными лицами в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы. 05 октября 2012 Гриценко А.В. установлена 2-ая группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы. Таким образом, страховой случай, выразившийся в установлении истцу инвалидности, наступил в течение одного года после его увольнения со службы. В связи с установлением инвалидности Гриценко А.В. обратился в ОАО «Страховая компания «РОСТРА» за возмещением страховой выплаты. Все необходимые документы для выплаты страхового возмещения Гриценко А.В. направлены УМВД в адрес страховой компании. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2012 ОАО «СК «РОСТРА» признано банкротом. Распоряжением Правительством РФ от 09 июня 2015 года № 1063-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке» выделены МВД России бюджетные ассигнования в размере 182 032 000 рублей для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию. Пунктом 2 Распоряжения установлено, что МВД России производит выплату единовременной материальной помощи в следующем размере: в случае установления сотруднику в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, инвалидности: I группы - 400 тыс. рублей; II группы - 300 тыс. рублей; III группы - 157 тыс. рублей. УМВД России страховые выплаты, предусмотренные Распоряжением Правительства РФ от 09 июня 2015 N 1063-р, были выплачены в 2015 году согласно спискам. Гриценко А.В. в данный список включен не был. В соответствии со ст. 242 БК Российской Федерации финансовые операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования и текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Несмотря на то, что Распоряжение Правительства РФ от 09 июня 2015 № 1063-р является действующим, бюджетными ассигнованиями в настоящее время оно не обеспечено.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, осуществляемое за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям) (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договора страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент страхового случая) жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел является МВД России (п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248).
При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы военных сборов. К страховым случаям относится установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона страховые суммы выплачиваются при наступлении страхового случая, в том числе, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Гриценко А.В. проходил службу в органах внутренних дел. 13 октября 2011 года приказом УМВД России по Амурской области № 967 л/с от 05 августа 2011 года уволен из органов внутренних дел по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 Положения).
Согласно справке серии ***, 05 октября 2012 года Гриценко А.В. установлена ***, причина инвалидности – заболевание получено в период военной службы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования, в частности, является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Учитывая то обстоятельство, что истцу установлена инвалидность до истечения одного года после увольнения из органов внутренних дел, вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, суд приходит к выводу о том, что указанный случай является страховым, в связи с чем истец имеет право на получение страхового возмещения в соответствии Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ.
Кроме того, данное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 19 апреля 2016 года по гражданскому делу № 2-1244/2016.
01 января 2011 года между УВД по Амурской области и ОАО Страховая компания «Ростра» был заключен государственный контракт № 1, предметом которого являлась жизнь и здоровье застрахованных лиц рядового и начальствующего состава МВД по Амурской области.
Срок действия указанного контракта, вступившего в силу с 01 января 2011 года, составил один год.
Согласно пункту 2.2 контракта жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания в пределах действия контракта. При наступлении страховых случаев, предусмотренных п. 3.1.1 и 3.1.2 контракта, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными лицами в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.
В соответствии с п. 3.1.2 контракта страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.
Законодательством, действующим с 1 января 2012 года, а именно: в силу положений статьи 7 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 52-ФЗ ответственность страхователя перед выгодоприобретателем наступает лишь в том случае, если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, при этом в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Закона обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.
Из материалов дела следует, что государство выполнило свою обязанность, осуществило бюджетное финансирование обязательного страхования и дальнейшее заключение со страховой организацией ОАО Страховая компания «Ростра» через уполномоченное лицо УВД по Амурской области государственного контракта от 01 января 2011 года № 1 об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2012 года ОАО Страховая компания «Ростра» признано несостоятельным (банкротом).
Положения Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ не устанавливают порядка осуществления соответствующей гарантии в том случае, если страховая компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц, была ликвидирована до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, предметом которого являлось обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных выше лиц.
Вместе с тем, Правительством РФ издано Распоряжение от 09.06.2015 года N 1063-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке», которым МВД России выделены бюджетные ассигнования в размере 182032 000 рублей для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию.
Пунктом 2 Распоряжения установлено, что МВД России производит выплату единовременной материальной помощи в следующем размере: в случае установления сотруднику в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, инвалидности: I группы - 400 000 рублей; II группы - 300 000 рублей; III группы - 157 000 рублей.
Таким образом, для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах и которые не получили страховое возмещение в установленном порядке, государство установило размер и порядок выплаты единовременной материальной помощи. При этом обязанность по осуществлению данных выплат, производимых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, была возложена на МВД России.
Из материалов дела, пояснений представителя ответчиков следует, что УМВД России страховые выплаты, предусмотренные Распоряжением Правительства РФ от 09 июня 2015 N 1063-р, были выплачены в 2015 году согласно спискам. Гриценко А.В. в данный список включен не был.
Однако в деле имеется выписка из акта освидетельствования серия *** об установлении истцу с 11 октября 2012 года инвалидности II группы.
То обстоятельство, что УМВД России по Амурской области было достоверно известно о Гриценко А.В., как о лице, не получившем страховое возмещение, в том числе по вине УМВД России по Амурской области, и желающем получить такое возмещение, свидетельствует решение Благовещенского городского суда от 19 апреля 2016 года, в связи с чем доводы стороны ответчика о необращении Гриценко А.В. с заявлением о производстве страховой выплаты признаются судом необоснованными. При этом ответчик не доводил до сведения истца о необходимости обращения в УМВД России по Амурской области с заявлением о производстве страховой выплаты после 09 июня 2015 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Гриценко А.В., как лицо, не получившее страховое возмещение в установленном порядке, имеет право на определенную государством выплату в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительством Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 1063-р.
В связи с изложенным бездействие УМВД России по Амурской области по оформлению документов истца Гриценко А.В. для получения единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел РФ, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09 июня 2015 года № 1063-р, судом признаются незаконными, а требования истца в данной части законными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, поскольку судом ранее установлено, что порядок и размер материальной помощи гражданам, не получившим страховое возмещение в установленном порядке государством установлен, суд находит требования истца о взыскании с МВД России единовременной материальной помощи в размере 300 000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09 июня 2015 года № 1063-р также законными и подлежащими удовлетворению.
При этом отсутствие в настоящее время денежных средств на выплату материальной помощи в связи с окончанием срока ее выплаты и перечислением остатка денежных средств в резерв МВД, не может свидетельствовать об отсутствии права истца на получение материальной помощи.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гриценко Андрея Валерьевича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел по Амурской области по оформлению документов Гриценко Андрея Валерьевича для получения единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 году и 2011 году, не получивших страховое возмещение в установленном порядке, в размере 300000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года № 1063-р.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Гриценко Андрея Валерьевича единовременную материальную помощь в размере 300000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года № 1063-р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2018 года.
Председательствующий судья Н.С. Юркова