Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/2018 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к Администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
С учетом уточнений Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) обратилось в суд с иском к Администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 14.09.2015 территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный».
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт проверки № 10/00160 от 14.09.2015, выдано предписание № 10/000160 от 14.09.2015 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный» привлечен к административной ответственности за нарушения требований санитарного законодательства по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок исполнения предписания № 10/00160 от 14.09.2015 истек 26.10.2017.
Пункт 2 предписания № 10/00160 от 14.09.2015:
Иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, используемых для питьевых целей населения с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой в соответствии требований ч. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Согласно информационному письму вх. № 16-10/5101 от 30.10.2017 санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых для питьевых целей населения с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой не оформлены.
Пункт 2 предписания № 10/00160 от 14.09.2015 не выполнен.
Пункт 3 предписания № 10/00160 от 14.09.2015:
Оборудовать подход к сооружениям водозаборов дорожками с твердым покрытием по адресам: с. Илир, ул. Полевая, 56г, ул. Кардойская, 396, ул. Советская, ул. Нижняя; д. Кардой, ул. Трактовая; провести ремонт деревянных дорожек к сооружению водозабора по адресу: п. Луговой, ул. Таежная, 25г, в соответствии требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Согласно информационному письму вх. № 16-10/5101 от 30.10.2017 акты выполненных работ по строительству подходов в виде дорожек с твердым покрытием к сооружениям водозаборов по адресам: с. Илир, ул. Полевая, 56г, ул. Кардойская, 39б, ул. Советская, ул. Нижняя; д. Кардой, ул. Трактовая отсутствуют, так как данные работы не проведены в виду тяжелого финансового положения. Акты выполненных работ по ремонту деревянных дорожек к сооружению водозабора по адресу: п. Луговой, ул. Таежная, 25г отсутствуют, так как данные работы не проведены в виду тяжелого финансового положения.
Пункт 3 предписания № 10/00160 от 14.09.2015 не выполнен.
Пункт 4 предписания № 10/00160 от 14.09.2015:
Огородить территории первого пояса (зона строгого режима) скважин в с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой в соответствии требований ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.17., 2.2.1.1., 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Согласно информационному письму вх. № 16-10/5101 от 30.10.2017 акты выполненных работ по строительству ограждений территории первого пояса (зона строгого режима) скважин в с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой отсутствуют, так как данные работы не проведены в виду тяжелого финансового положения.
Пункт 4 предписания № 10/00160 от 14.09.2015 не выполнен.
Пункт 5 предписания № 10/00160 от 14.09.2015:
Защитить от возможного загрязнения питьевой воды оголовки и устья скважин по адресам: с. Илир, ул. Кардойская, 39б, ул. Дзержинского, 1г, д. Кардой, ул. Трактовая в соответствии требований п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 3.4.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Согласно информационному письму вх. № 16-10/5101 от 30.10.2017 акты выполненных работ по защите от возможного загрязнения питьевой воды оголовок и устьев скважин по адресам: с. Илир, ул. Кардойская, 39б, ул. Дзержинского, 1г, д. Кардой, ул. Трактовая отсутствуют, так как данные работы не проведены в виду тяжелого финансового положения.
Пункт 5 предписания № 10/00160 от 14.09.2015 не выполнен.
Предписание № 10/00160 от 14.09.2015 в части пунктов 2,3,4,5 не выполнено, что является нарушением требований ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По результатам проверки по выполнению предписания № 10/00160 от 14.09.2015 составлен акт проверки № 002684 от 08 ноября 2017 года. За невыполнение предписания на юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный» составлен протокол № ЮЛ/М-337/17-16-10 об административном правонарушении от 08.11.2017 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения мировому судье с/у № 52.
Санкция ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В силу п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Неисполненное предписание № 10/00160 от 14.09.2015 основано на ребованиях ч. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 1.4, 1.17, 2.2.1.1, 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.4.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляем настоящим СанПиН.
Согласно п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Согласно п. 3.4.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» оголовок трубчатого колодца должен быть выше поверхности земли на 0,8 - 1,0 м, герметично закрыт, иметь кожух и сливную трубу, снабженную крючком для подвешивания ведра. Вокруг оголовка колодца устраиваются отмостки и скамья для ведер.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно пп. 1, 3 ст. 39 Федерального закона № ФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный» объекты водоснабжения были переданы в эксплуатацию согласно договору безвозмездного пользования № 12 от 30.12.2016.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.08.2017 по делу № А19-12050/2017 договор безвозмездного пользования от 30.12.2016 № 12, заключенный Администрацией Илирского сельского поселения с Обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный», признан недействительным.
Согласно выпискам из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район» имущество, предоставленное по вышеуказанному договору, является муниципальной собственностью МО «Братский район».
Просил суд с учетом уточнений обязать Администрацию муниципального образования «Братский район» получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых для питьевых целей населения с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой; оборудовать подход к сооружениям водозаборов дорожками с твердым покрытием по адресам: с. Илир, ул. Полевая, 56г, ул. Кардойская, 39б, ул. Советская, ул. Нижняя; д. Кардой, ул. Трактовая; провести ремонт деревянных дорожек к сооружению водозабора по адресу: п. Луговой, ул. Таежная, 25г; оградить территорию первого пояса (зона строгого режима) скважин в с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой; провести мероприятия по защите от возможного загрязнения питьевой воды оголовка и устья скважин по адресам: с. Илир, ул. Кардойская, 39б, ул. Дзержинского, 1г, д. Кардой, ул. Трактовая, до 01.03.2020.
В судебном заседании представитель истца Блистовская М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, заявлениях об уточнении исковых требований, просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Братский район» Кондратьева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области об обязании Администрации муниципального образования «Братский район» получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых для питьевых целей населения с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой; оборудовать подход к сооружениям водозаборов дорожками с твердым покрытием по адресам: с. Илир, ул. Полевая, 56г, ул. Кардойская, 39б, ул. Советская, ул. Нижняя; д. Кардой, ул. Трактовая; провести ремонт деревянных дорожек к сооружению водозабора по адресу: п. Луговой, ул. Таежная, 25г; оградить территорию первого пояса (зона строгого режима) скважин в с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой; провести мероприятия по защите от возможного загрязнения питьевой воды оголовка и устья скважин по адресам: с. Илир, ул. Кардойская, 39б, ул. Дзержинского, 1г, д. Кардой, ул. Трактовая, до 01.03.2020 признала в полном объеме. Суду пояснила, что обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, заявлениях об уточнении исковых требований, не оспаривает, срок, указанный Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области, считает достаточным для устранения указанных нарушений.
Представитель третьего лица Администрации Илирского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, глава Администрации Илирского сельского поселения Алексеев Н.Ф. телефонограммой просил рассматривать дело в отсутствие представителя Администрации Илирского сельского поселения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Братский район» Кондратьева Е.С., реализуя свое процессуальное право, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области признала в полном объеме, о чем имеется ее подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что представитель ответчика исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области признала в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от Администрации муниципального образования «Братский район» признание иска.
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Братский район» в срок до 01 марта 2020 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых для питьевых целей населения с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой; оборудовать подход к сооружениям водозаборов дорожками с твердым покрытием по адресам: с. Илир, ул. Полевая, 56г, ул. Кардойская, 39б, ул. Советская, ул. Нижняя, д. Кардой, ул. Трактовая; провести ремонт деревянных дорожек к сооружению водозабора по адресу: п. Луговой, ул. Таежная, 25г; оградить территорию первого пояса (зона строгого режима) скважин в с. Илир, п. Луговой, д. Карай, д. Кардой; провести мероприятия по защите от возможного загрязнения питьевой воды оголовка и устья скважин по адресам: с. Илир, ул. Кардойская, 39б, ул. Дзержинского, 1г, д. Кардой, ул. Трактовая.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева