Дело № 12-101/2020
УИД 67RS0020-01-2020-000461-22
РЕШЕНИЕ
30 июля 2020 года г. Рудня
Судья Руднянского районного суда Смоленской области Горчакова О.М.,
при секретаре Никшиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Егорова А. В. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям №СМ-ГР-ЗН-0915-021/20 от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям №СМ-ГР-ЗН-0915-021/20 от 22 января 2020 года Егоров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В своей жалобе Егоров А.В. выражает несогласие с названным постановлением и ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, указывая на то, что ему на праве собственности принадлежит 1/8 часть земельного участка по адресу: (данные изъяты), общей площадью 75 га. 06.12.2019 по результатам проведенной Администрацией МО Руднянский район Смоленской области внеплановой проверки был составлен акт № 58, в котором сделаны выводы о невыполнении на данном земельном участке установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель, что привело к зарастанию сельхозугодий сорной растительность, т.е. к ухудшению качественного состояния земель, в связи с чем было выдан предписание от 06.12.2019. На основании данных документов в отношении Егорова А.В. возбуждено административное дело и вынесено обжалуемое постановление. С постановлением не согласен по тем основаниям, что осмотр земельного участка площадью 75 га проводился 20 минут с помощью лазерной рулетки, что фактически сделать не представляется возможным; также не ясен порядок определения процентного соотношения зарослей на участке кустарником. К акту осмотра приложены фотографии, на которых отсутствует подпись заявителя; не указано, какой вид разрешенного использования земельного участка применялся; не ясно, каким образом было определено, что на участке произрастает именно сорная трава и какой вред она наносит земельному участку.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Егоров А.В. не явился, обеспечив явку своего защитника Малюк М.Н., которая доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Дополнила, что границы земельного участка не установлены, в связи с чем не понятно как они были определены при проведении проверки. Земельный участок используется для пастбища коров, частично обкашивается Егоров А.В. имеет незначительный доход, <данные изъяты>, отсутствуют негативные последствия правонарушения, совершил административное правонарушение впервые в связи с чем имеются основания для назначения наказания с учетом положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Должностное лицо Понкратенков В.А. в судебное заседание не явился, в судебном заседании 20.07.2020 возражал против удовлетворения жалобы заявителя. Пояснил, что о времени составления протокола и вынесения постановления Егоров А.В. был извещен надлежаще, однако не явился. Земельный участок не обрабатывается по всей площади, его границы четко определены на местности, так как он ограничен автодорогой Р-120 и мелиоративными каналами. Постановление было вынесено по результатам проверки, проведенной специалистом Администрации МО Руднянский район.
Судьей определено рассмотреть дело в отсутствие Егорова А.В. в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ и должностного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ регламентировано, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений частей 1,2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 12 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Егорову А.В. принадлежит 1/8 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (данные изъяты), общей площадью 752100+/-5420, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: производство сельскохозяйственной продукции, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 29.11.2019 (л.д.33-40)
На основании распоряжения Администрации МО Руднянский район Смоленской области № 275-р от 17.05.2019 (л.д.24-25) был произведен осмотр указанного земельного участка. Как следует из акта осмотра земельного участка № 6 от 14.06.2019 и фототаблицы к нему (л.д.26-30), было выявлено наличие: сорной растительности высотой на 100% площади участка; древесно-кустарниковой растительности (береза, ольха) на 10% площади участка. Следы ведения сельскохозяйственного производства, проведения агротехнических мероприятий по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, выпаса скота, а также выращивания на участке культурных растений отсутствуют. Задернированность и закочкаренность имеется на 100% площади участка.
По результатам осмотра ведущим специалистом отдела по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации МО Руднянский район Смоленской области ФИО1 и старшим менеджером Администрации МО Руднянский район Смоленской области ФИО2 в адрес заместителя Главы МО Руднянский район Смоленской области было направлено мотивированное представление № 24 от 12.08.2019 соответствующего содержания (л.д.31-32).
На основании распоряжения Администрации МО Руднянский район Смоленской области № 529-р от 10.10.2019 (л.д.41-43) была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства РФ, о ее проведении Егоров А.В. был уведомлен письмом от 11.20.2019 (л.д.44), полученным им 15.10.2019 (л.д.45-47).
Как следует из акта проверки № 58 от 06.12.2019 и фототаблицы к нему (л.д.48-54), в ходе проведения проверки в период с 19.11.2019 по 06.12.2019 было выявлено невыполнение Егоровым А.В. установленных требований и обязательных мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что привело к ухудшению качественного состояния земель. Установлено, что земельный участок на всей площади зарос однолетней и многолетней сорной травяной растительностью естественного происхождения высотой до 0,7 м, около 30% от общей площади земельного участка покрыто древесно-кустарниковой растительностью высотой от 3,5 м. Следы проведения агротехнических мероприятий по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы отсутствуют.
Вышеперечисленные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Егорова А.В. протокола об административном правонарушении № СМ-ГР-ЗН-0954-170/19 от 25.12.2019 (л.д.61-63).
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Понкратенкова В.А. № СМ-ГР-ЗН-0915-021/20 от 22.01.2020 Егоров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.68-71).
Факт совершения Егоровым А.В. указанного административного правонарушения подтверждается вышеперечисленными доказательствами, а также показаниями свидетеля ФИО1 – ведущего специалиста отдела по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации МО Руднянский район Смоленской обрасти, проводившей внеплановую выездную проверку соблюдения требований земельного законодательства в отношении Егорова А.В. Свидетель пояснила, что проверка проводилась 19.11.2019, а 06.12.2019 был составлен акт. В ходе осмотра установлено, что участок зарос травой полностью и древесно-кустарниковой растительностью. Никаких сельскохозяйственных работ, выпаса скота, скашивания и пр. не имело места. Территориально земельный участок расположен рядом с д.Смолиговка вдоль автодороги Р-120, о проверке собственники были уведомлены, в том числе и Егоров, но он для проверки не явился. Местоположение участка определено по его координатам, содержащимся в Выписке из ЕГРН, а так же не оспорено в ходе проведения проверки.
Разрешая обоснованность жалобы Егорова А.В., суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из положений ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.
Согласно ГОСТу 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции. Уничтожение сорняков или снижение их вредоносности должно вести допустимыми способами и средствами, в том числе, проведением предупредительных, истребительных и организационных мер борьбы с сорняками.
Положениями части 1 статьи 79 ЗК РФ определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Факт зарастания вышеуказанного земельного участка сорными растениями негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земель. Егоровым А.В. не выполняются установленные требования по защите земельного участка сельскохозяйственного назначения, участок не используется по целевому назначению, не проводится комплекс мероприятий по предотвращению процессов, ухудшающих состояние земель; указанный участок закочкарен и задернирован, что способствует распространению сорных растений, возникновению очагов болезней и вредителей сельскохозяйственных культур.
Доказательств невозможности соблюдения Егоровым А.В. вышеуказанных требований законодательства и принятие всех необходимых мер для недопущения данных нарушений материалы дела не содержат.
Доводы Егорова А.В., приведенные им в жалобе, не свидетельствуют как об отсутствии нарушений в момент их выявления, так и о незаконности обжалуемого постановления, и не могут послужить основаниями для невыполнения Егоровым А.В. предусмотренной законом обязанности по должной обработке принадлежащего ему сельскохозяйственного участка и для отмены обжалуемого постановления, поскольку статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков использовать земельные участки только в строгом соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель способами, которые не должны причинить вред земле.
При таких обстоятельствах должностное лицо обоснованно пришло к выводу о нарушении Егоровым А.В., как участником долевой собственности на указанный земельный участок, требований статей <данные изъяты> 13, 42 ЗК РФ и иных указанных в обжалуемом постановлении норм законодательства РФ, и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оцененными по правилам ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вынесенное должностным лицом постановление соответствует требованиям ч.1 ст.29.10 КоАП РФ. Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, оценивая размер назначенного лицу наказания в виде административного штрафа, суд приходит к выводу о возможности его снижения по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и его последствия, сведения о личности и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности физического лица, представившего сведения о своем доходе (л.д.82), о наличии инвалидности и заболевании (л.д.83, 111), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая, что назначение Егорову А.В. штрафа в пределах санкции статьи - в размере 20 000 рублей не соответствует критериям соразмерности совершенного административного правонарушения, степени вины Егорова А.В., совершившего правонарушение впервые, суд, рассматривая жалобу, приходит к выводу, что назначенный должностным лицом административный штраф, установленный санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в соответствии с ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ подлежит снижению ниже низшего предела до 10 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям №СМ-ГР-ЗН-0915-021/20 от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 10 000 рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям №СМ-ГР-ЗН-0915-021/20 от 22 января 2020 года оставить без изменения, а жалобу Егорова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.М.Горчакова