Дело № 2-2009/2015
Решение
Именем Российской Федерации
10 декабря 2015 года г. Холм
Новгородской области
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ивановой Ю.А.,
при секретаре Гецман С.В.,
с участием помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Волкова А.В.,
истицы Афанасьевой В.И.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Иванова И.В.,
представителя ответчика - администрации Холмского муниципального района Новгородской области Логиновой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области, действующего в интересах Афанасьевой В.И. к Администрации Холмского муниципального района о предоставлении помещения по договору социального найма,
установил:
И.о. Холмского межрайонного прокурора Новгородской области, действующий в интересах Афанасьевой Валентины Ивановны, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию Холмского муниципального района Новгородской области предоставить Афанасьевой В.И., ... года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> по договору социального найма.
В обосновании иска указал, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией Холмского муниципального района по обращению Афанасьевой В.И., в ходе которой установлено следующее.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений.
Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Статьей 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Установлено, что в настоящее время по адресу <адрес> зарегистрирована и проживает Афанасьева В.И. Данным жилым помещением владеет на праве собственности.
Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключением от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением Администрации Холмского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлением администрации Холмского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, дом, расположенный по вышеуказанному адресу, был признан непригодным для постоянного проживания.
Постановлением администрации Холмского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Афанасьева В.И. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
При таких обстоятельствах Администрация Холмского муниципального района должна была переселить Афанасьеву В.И. в другое жилое помещение при принятии решения о признании дома непригодным для проживания, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Однако, Администрация Холмского муниципального района благоустроенное жилое помещение до настоящего времени ей не предоставила, тем самым нарушив законные права Афанасьевой В.И. на внеочередное предоставление жилья.
В судебном заседании помощник Холмского межрайонного прокурора Волков А.В. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию Холмского муниципального района Новгородской области предоставить Афанасьевой В.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, мотивировал их доводами, изложенными в тексте исковом заявлении.
Истец Афанасьева В.И. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Холмского муниципального района Новгородской области Логинова И.Е., исковые требования признала частично, указала, что дом, в котором в настоящее время зарегистрирована и проживает Афанасьева В.И., заключением межведомственной комиссии признан непригодным для постоянного проживания и Афанасьева В.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Однако в настоящее время у Администрации нет возможности предоставить истице жилое помещение по договору социального найма, в виду отсутствия такого жилья.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Иванов И.В., не возражал против удовлетворения исковых требований Афанасьевой В.И.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 5 марта 2009 №376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации», в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В п. 3 ст. 85 ЖК РФ определено, что граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст. 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилое помещение общей площадью 88,90 кв. м, жилой 66, 20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит истице Афанасьевой В.И. на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец по указанной квартире зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной Администрацией Холмского муниципального района №, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Администрации Холмского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, признан непригодным для проживания для постоянного проживания жилой <адрес> общей площадью 88,9 кв. м., жилой 66,2 кв.м, находящейся в общей долевой собственности Иванова Игоря Васильевича (доля в праве 1/2 ) и Афанасьевой В.И. (доля в праве 1/2 ).
Постановление № Администрации Холмского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> принята на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Имеет право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Доказательств, подтверждающих пригодность квартиры истца для проживания и необоснованность его требований, ответчик суду не представил.
Также ответчиком не оспорено то обстоятельство, что вопрос о предоставлении жилого помещения истице в порядке, определенном ст. 89 ЖК РФ, не разрешен до настоящего времени.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Из изложенного выше следует, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, учитывая, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательством отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о признании квартиры непригодной для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
В связи с чем, суд приходит выводу о наличии у администрации Холмского муниципального района Новгородской области обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, в связи, с чем суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с действующим законодательством должна быть возложена на администрацию Холмского муниципального района Новгородской области.
Доводы представителя ответчика о том, что уАдминистрации нет возможности предоставить истице жилое помещение по договору социального найма, в виду отсутствия такого жилья, суд находит несостоятельными, поскольку ответчик, принимая акт об отнесении жилого помещения к категории непригодного для проживания, фактически признал обязанность по предоставлению истцу другого жилого помещения, поскольку дом, где проживает истец, по своему техническому состоянию не пригоден для проживания в соответствии с актом обследования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, судом установлено отсутствие у истца другого жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, требования и.о. Холмского межрайонного прокурора Новгородской области, действующего в интересах Афанасьевой В.И., к администрации Холмского муниципального района Новгородской области об обязании во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. Холмского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Холмского муниципального района Новгородской области во внеочередном порядке предоставить Афанасьевой В.И., проживающей по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещениепо договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, находящееся в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Старорусский районный суд <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.А. Иванова