Дело 2-1092/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2011 года г.Сокол
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Гришеева Л.В.,
при секретаре Суворовой Л.Б.,
с участием прокурора Сорокиной И.В.,
представителя ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Горчакова М.Л.,
представителя третьего лица казенное предприятие дорожного хозяйства Вологодской области «Дортехнадзор» Егоровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области, ОАО «Вологодавтодор», Сокольскому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» о возложении обязанности выполнить мероприятия по содержанию и ремонту дорог «Барское – Камское» с 0-5.10 км. и «Пятино – Камское» с 0-6 км. в соответствии с требованиями закона,
У С Т А Н О В И Л:
Сокольский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением в суд к ответчикам, просит обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области выделить денежные средства, а филиал Сокольское ДРСУ и ОАО «Вологодавтодор» привести в соответствие со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», Приказом Министерства транспорта РФ №160 от 12.11.2007, Отраслевого дорожного методического документа, принятого и введенного в действие Министерством транспорта РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис автодороги «Барское – Камское» с 0-5.10 км. и «Пятино – Камское» с 0-6 км. в срок до 01.10.2011 года.
Иск мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по жалобе Чешилова А.В. о неудовлетворительном состоянии автодорог «Барское – Камское» и «Пятино – Камское» и несоответствия их требованиям федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 195-ФЗ.
Установлено, что в соответствии с п.3 и 48 приложения №17 постановления Правительства Вологодской области №369 от 08.04.2005 года (в ред. №338 от 11.04.2011) «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся на территории области» автодороги общего пользования протяженностью 5.10 км. «Барское – Камское» и 6 км. «Пятино – Камское» отнесены к региональному или межмуниципальному значению и находятся в областной собственности. Данные автомобильные дороги относятся к V технической категории, имеют гравийное покрытие.
На основании Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Федеральный закон также предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно Государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения от 30.12.2010 № 1-25 Департамент дорожного хозяйства Вологодской области как орган исполнительной власти, в оперативном управлении которого находятся дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, поручил ОАО «Вологдавтодор» выполнить полный комплект работ по содержанию дорог согласно приложению № 1 в период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Содержание и обслуживание автодорог возложено на Сокольское ДРСУ ОАО «Вологдавтодор» - филиал ОАО «Вологдавтодор».
Выполнять обязательства по содержанию данной автодороги Сокольское ДРСУ не имеет возможности в связи с недостаточностью финансирования Департамента дорожного хозяйства Вологодской области.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Между тем, для обеспечения безопасности движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.
По результатам проведенных комиссионных обследований состояния дорог «Барское – Камское» от 24.05.2011 и 01.07.2011 зафиксированы участки, на которых имеются просадки, колейность. При неблагоприятных погодно-климатических условиях проявляются провалы, неровности, в связи с движением большегрузного транспорта. Устранение колейность носит лишь временный характер.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ №160 от 12.11.2007 «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» при ремонте гравийных, щебеночных и грунтовых дорог производят:
- ликвидацию колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия;
- восстановление поперечного профиля и ровности проезжей частиавтомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием бездобавления новых материалов; профилировку грунтовых дорог; восстановлениепоперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100 м3 на 1 километр.
Восстановление профиля дорог с гравийными и щебеночными покрытиями достигается путем проведения сплошной ремонтной кирковки и профилировки покрытия с добавлением нового материала, обработки верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материаламиметодом смешения на месте.
Между тем, технология работ при проведении сплошной ремонтнойпрофилировки состоит из: механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора, кирковки или фрезерования проезжей части и предварительной ее профилировки, доставки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси, ее распределения, профилирования, увлажнения и уплотнения.
Однако, проводимые работы по содержанию данных дорог в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» со стороны Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и филиала Сокольское ДРСУ не достаточны.
Определениями Сокольского районного суда от 15 сентября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент финансов Вологодской области и в качестве третьих лиц администрация Сокольского муниципального района и казенное предприятие дорожного хозяйства Вологодской области «Дортехнадзор».
В ходе судебных заседаний помощник прокурора Сорокина И.В. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, требования уточнила. Просит обязать только Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области выделить денежные средства и обеспечить организацию проведения ремонтных работ автодороги «Барское – Камское» с 0-5.10 км. и «Пятино – Камское» с 0-6 км. в соответствии с Приказом Министрества транспорта РФ № 160 от 12.11.2007 года «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» и Отраслевого дорожного методического документа, принятого и введенного в действие Министерством транспорта РФ от 17.03.2004 № N ОС-28/1270-ис. в срок до 01.05.2012. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области организовать проведение работ по содержанию автодорог «Барское – Камское» с 0-5.10 км. и «Пятино-Камское» с 0-6 км.
От требований к Сокольскому ДРСУ, Департаменту финансов Вологодской области, ОАО «Вологодавтодор» отказывается.
Представители ответчиков ОАО « Вологодавтодор» и филиала ОАО « Вологодавтодор» Сокольское ДРСУ в предыдущем судебном заседании с уточненными требованиями прокурора согласились, просили освободить их от участия в деле.
Определением Сокольского суда от 27.10.2011 года в части требований прокурора к Сокольскому ДРСУ, ОАО «Вологодавтодор» производство прекращено.
Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Горчаков М.Л. с уточненными требованиями прокурора согласен, пояснил, что для проведения ремонтных работ автодорог потребуется более продолжительное время.
Представитель ответчика Департамента финансов Вологодской области, в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд возражения, в котором указал, что автодороги « Барское-Камское» протяженностью 5.10 км, « Пятино-Камское» протяженностью 6 км. находятся в собственности Вологодской области, однако в компетенцию Департамента финансов области не входят полномочия по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Поэтому Департамент финансов Вологодской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица казенное предприятие дорожного хозяйства Вологодской области «Дортехнадзор» Егорова С.В. оставила требования на усмотрение суда, пояснила, что выполнение требований прокурора зависит от финансирования. Будут денежные средства в достаточном количестве, значит будут выполнены все требования. Их организация контролирует выполнение работ по госконтрактам, которые заключаются госзаказчиком и подрядчиком.
Представитель третьего лица администрации Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв, в котором указано, что на территории Сокольского муниципального района на протяжении длительного времени остается острым вопрос о неудовлетворительном состоянии автодорог регионального значения: Барское-Камское, Пятино-Камское, вызванный движением большегрузного транспорта осуществляющего перевозку добытых недр. На участках указанных дорог имеются просадки, колейность. В целях поддержания дорожного полотна указанных дорог в состоянии пригодном для нормальной эксплуатации в феврале 2010 года между администрацией Сокольского муниципального района, Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, ООО «Агрострой», ООО «Управление механизации строительства №2», ООО «Вологдапорт», ОАО «Вологодавтодор», Сокольское ДРСУ, ООО «Спецстрой», ООО «Сибория-плюс» и администрацией сельского поселения Боровецкое заключены соглашения о сотрудничестве. Несмотря на это, указанными недропользователями условия соглашений не выполняются. Разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Представитель третьего лица МО МВД России « Сокольский» в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Отзыва не направили.
Третье лицо Чешилов А.В. в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела. В предыдущих судебных заседаниях требования прокурора поддержал.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а так же ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении закреплен в ст. 3 ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. « О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, в том числе принимают решения о временных ограничениях и прекращении движения транспортных средств.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 вышеуказанного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентами и другими нормативными документами возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.5 ст. 6 ФЗ-257 от 08.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального и межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 185 от 31.03.1999 г. « Об утверждении перечня областных автомобильных дорог общего пользования» автомобильные дороги « Барское-Камское» протяженностью 5.10 км., « Пятино-Камское» протяженностью 6 км. включены в перечень областных автомобильных дорог общего пользования и в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области № 369 от 08.04.2005 года находятся в областной собственности.
В соответствием с Положением о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области № 1006 от 30.06.2009 года Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области. К полномочиям Департамента относятся, в том числе осуществление функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств; организация проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта дорог; осуществление контроля за обеспечением сохранности дорог; разработка правовых актов области по порядку содержания и ремонту дорог; принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по дорогам.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Государственным контрактом на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения от 30.12.2010 года № 1-25 Департамент дорожного хозяйства Вологодской области как орган исполнительной власти, в оперативном управлении которого находятся дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения поручил ОАО «Вологодавтодор» выполнить полный комплект работ по содержанию дорог согласно приложению №1 и в соответствии с плановым лимитом на содержание согласно приложению № 2 в период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года.
Суду представлены акты комиссионного обследования состояния дорог «Барское-Камское» и «Пятино-Камское» от 24.05.2011 года и 01.07.2011 года, в соответствии с которыми зафиксированы участки автодорог, на которых имеются просадки, колейность. При неблагоприятных погодных условиях проявляются провалы, неровности, в связи с движением большегрузного транспорта.
Как следует из методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в действия Министерством транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 г. № ОС-28/1270-ис ремонт автомобильных дорог- это комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждения дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организация и обеспечение безопасности движения. Содержание автомобильной дороги – это выполняемый в течение всего года на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а так же по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Виды работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог приведены в «Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 160 от 12.11.2007 года.
Учитывая изложенное, суд считает, что проводимые работы по содержанию автодорог «Барское-Камское» и «Пятино-Камское» со стороны Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области не достаточны, автодороги находятся в ненадлежащем состоянии, что так же не отрицается участвующими в деле лицами, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом обязанность выделить денежные средства и обеспечить организацию проведения ремонтных работ и работ по надлежащему содержанию автодорог«Барское-Камское» и «Пятино-Камское» следует возложить именно на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, как орган исполнительной государственной власти области, в функции которого входит реализация государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области.
Департамент финансов Вологодской области от ответственности следует освободить.
При этом сходя из требований разумности, необходимого времени для выполнения ремонтных работ автодорог, суд считает предложенный прокурором срок до 01.05.2012 года является чрезмерно малым и считает возможным установить срок для проведения ремонтных работ автодорог до 31.12.2012 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сокольского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области выделить денежные средства и обеспечить организацию проведения ремонтных работ автодорог «Барское – Камское» с 0.5-10 км. и «Пятино – Камское» с 0-6 км. в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007 г. «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» и Отраслевого дорожного методического документа, принятого и введенного в действие Министерством транспорта РФ от 17.03.2004 года № ОС – 28/1270-ис. в срок до 31.12.2012 года.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области организовать проведение работ по содержанию автодорог «Барское – Камское» с 0-5.10 км. и «Пятино – Камское» с 0-6 км.:
- проведение еженедельной работы по подсыпке и профилированию на всем протяжении автодорог в течение весеннего, летнего и осеннего периода,
- при неблагоприятных климатических условиях ввести прекращение движения по данным автодорогам, посредством установления дорожных знаков 3.4 «движение грузовых автомобилей запрещено».
Департамент финансов Вологодской области от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение 10 дней.
Судья Л.В. Гришеева
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2011 года.
Справка.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 09.12.2011 года.