Дело № 5-99/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Соликамск 23 марта 2016 года.
Судья Соликамского городского суда Пермского края Т.В. Крымских,
при секретаре Якимовой Е.Р,
с участием представителей юридического лица Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 ФСИН России» - Сунегиной Т.В., Соловьевой Ю.М., действующих на основании письменных доверенностей,
рассмотрев административный материал по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний России», юридический адрес <...> (ОГРН (ГРН) №, ИНН №),
у с т а н о в и л :
В период <дата> в ходе проведения внеплановой документарной проверки Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний России», осуществленной по поручению прокуратуры <...>, с целью проверки фактов причинения вреда жизни и здоровью осужденному ФИО3 при оказании ему медицинской помощи в Больнице № ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН», комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю были обнаружены нарушения, которые отражены в акте проверки от <дата>.
В отношении юридического лица ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН» <дата> главным специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю составлен протокол № об административном правонарушении, из которого следует, что юридическим лицом совершено административное правонарушение, а именно, ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией № от <дата>, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, обязано обеспечивать качественную медицинскую помощь, от которой зависит здоровье и жизнь пациентов, в ходе проверки установлено, что юридическим лицом допущены нарушения прав пациента в сфере здравоохранения, в части получения качественной медицинской помощи, в ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части самоконтроля врачей филиала Б№ ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, здравпункта № филиала ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, контроля со стороны начальника здравпункта № филиала Б№ ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, контроля со стороны заведующего отделением филиала Б№ ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, нарушены установленные порядки оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи. При оказании медицинской помощи осужденному ФИО3 в медицинских документах отсутствует добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. При первичном осмотре в ИК-№ в медицинских документах отсутствуют назначения врача, во врачебной записи от <дата> нет рекомендаций по тактике ведения имеющихся хронических кардиологических заболеваний у осужденного ФИО3, не высказано сомнений в их наличии, не рекомендованы обследования, подтверждающие наличие, стадию и степень тяжести этих заболеваний, не назначено лечение. Отсутствуют записи о необходимости назначения ряда препаратов. <дата> по имеющимся заболеваниям взят на диспансерный учет, оформлен план наблюдения, но не назначены диагностические исследования. До <дата> осужденный ФИО3 не получал кардиотропной терапии. <дата> врачом-кардиологом рекомендована госпитализация, начальником здравпункта госпитализация не организована. В записи от <дата> указано, что пациент принимает только препараты <данные изъяты>, доза <данные изъяты> не указана. С <дата> по <дата> в медицинских документах отсутствуют сведения о проводимой кардиотропной терапии, рекомендованной врачом-кардиологом. В <дата> неоднократно отмечено АД менее 90/69, слабость, эпизод падения в результате выраженного головокружения, что может рассматриваться для пациента с имеющимися кардиологическими заболеваниями как повод к экстренной госпитализации. Меры по организации консультации врача-кардиолога не приняты. При обострении язвенной болезни назначались схемы лечения без антибактериальных препаратов. При поступлении <дата> в больницу № с дислокацией в <...> осужденный ФИО3 осмотрен врачом только <дата>, не назначена консультация врача-кардиолога, врача-хирурга, не назначена терапия при ишемической болезни сердца, не назначены антибактериальные препараты при язвенной болезни ДПК. Клинический диагноз установлен через 5 суток - <дата> - со дня поступления без исследования, не учтены диагнозы врачей–консультантов. <дата>, <дата> проведены осмотры и.о. начальника отделения (инфекционист), не отражена динамика состояния, не назначены консультация врача-терапевта, кардиолога, осмотры имеют формальный характер. С <дата> по <дата> выявлено отсутствие дневниковых записей лечащего врача (отсутствует динамика состояния здоровья). На фоне ухудшения общего состояния здоровья, при появлении жалоб осужденного ФИО3 (<дата>) на жгучие боли за грудиной своевременно не назначены диагностические исследования, консультации врача-кардиолога, терапевта, маркеры некроза миокарда не исследовались. Лечение не назначено. В дневниковых записях с <дата> по <дата> не отражены динамика общего состояния, пульс, частота дыхательных движений. С <дата> по <дата> дневниковые записи лечащего врача в истории болезни отсутствуют. Осужденный ФИО3 не был представлен на врачебную комиссию свыше 30 дней госпитализации, отсутствуют этапные эпикризы 1 раз в 10 дней. Осужденному не проведены обязательные обследования при язвенной болезни ДПК. При осмотре врачом-кардиологом <дата> не были назначены и не описаны противопоказания к назначению статинов. В основном клиническом диагнозе отсутствуют диагнозы врачей-консультантов. При оформлении истории болезни нарушена хронология записей врачей специалистов, записи малоинформативны, формальны.
В действиях юридического лица ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН» усмотрено нарушение п.21 ст. 2, ст. 4, ст. 20, ст. 37, ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 года № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2012 года № 390н «Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи», приказа Министерства здравоохранения СССР от 09.06.1986 года № 818 «О мерах по сокращению затрат времени медицинских работников по ведению медицинской документации и упразднение ряда учтенных форм», постановления Правительства РФ от 16.04.2012 года «О лицензировании медицинской деятельности…», приказа Минздрава России от 12.11.2012 года № 906н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнерология», приказа Минздрава России от 24.12.2012 года № 1554н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при сердечной недостаточности», приказа Минздрава России от 09.11.2012 года № 773н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки», п.п. «а,б» п.5 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности…», клинических рекомендаций (протокол) по диагностике и лечению хронической и острой сердечной недостаточности, утвержденных 29.12.2013 года, клинических рекомендаций (протокол) по диагностике и лечению ишемической болезни сердца, утвержденных 29.12.2013 года, клинических рекомендаций (протокол) по диагностике и лечению язвенной болезни, от 2013 года, приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», Минздрава России от 07.07.2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки медицинской помощи», наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в Соликамском городском суде по месту его совершения, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ.
Представитель юридического лица Сунегина Т.В. с протоколом об административном правонарушении в части не согласилась. Пояснила, что ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН» при госпитализации у осужденного ФИО3 было получено информированное согласие на лечение. Медицинские документы оформляются с нарушениями из-за нехватки медицинского персонала и времени. Учреждение является бюджетным, недостаточно финансируется, снабжается, не имеет соответствующего диагностического оборудования и необходимого количества специалистов в штате для осуществления медицинской деятельности в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
Представитель юридического лица Соловьева Ю.М. доводы Сунегиной Т.В. поддержала. Просила учесть наличие смягчающих ответственность учреждения обстоятельств.
Заслушав представителей юридического лица, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства, письменные пояснения представителя Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю, письменный отзыв ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН», прихожу к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
В силу п. 3 Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии (п. 5), а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;..
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются, согласно ч. 2 данной статьи, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:1) этапы оказания медицинской помощи;2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения (п. 4), в том числе, медицинских услуг.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В соответствии с п. 6 Положения, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п.п. "а" и "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Статья 19.20 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, предусмотрела административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Уставом ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН» учреждение осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС. К видам деятельности учреждения относится деятельность лечебных учреждений в области здравоохранения, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных.
Учреждению выдана лицензия № от <дата> на осуществление медицинской деятельности, согласно приложениям к лицензии, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Судом установлено, что Территориальным органом Росздравнадзора по Пермскому краю на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки в период с <дата> по <дата> была проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН».
В ходе проверки было установлено, что юридическим лицом ФКУЗ «МСЧ № 59 ФСИН» допущены нарушения прав пациента в сфере здравоохранения, в части получения качественной медицинской помощи, в ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части самоконтроля врачей филиала Б№ ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, здравпункта № филиала ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, контроля со стороны начальника здравпункта № филиала Б-№ ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, контроля со стороны заведующего отделением филиала Б-№ ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, нарушены установленные порядки оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи. <дата> ФИО3 умер. Основной клинический диагноз: <данные изъяты>.
Указанные нарушения, повлекли за собой
возникновение угрозы и причинение вреда здоровью и жизни осужденного ФИО3
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела – протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, актом проверки № от <дата>.
Доводы представителей юридического лица о том, что ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, ввиду недостаточного финансирования, необеспечения оборудованием, не укомплектованности штатов, не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, не может служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств того, что учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению нарушенных правил и стандартов. Недостаточное бюджетное финансирование, необеспеченность оборудованием, не укомплектованность штатов, не могут служить основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона, в том числе, с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, а так же принимая во внимание наступившие последствия. Невыполнение учреждением требований условий лицензии повлекло негативные последствия, способствует возникновению повышенной заболеваемости пациентов и приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья пациентов учреждения.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом, суд учитывает так же характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, то, что тяжких последствий не наступило.
Юридическое лицо ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России ранее к административной ответственности не привлекалось, является казенным учреждением.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Полагаю необходимым назначить ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России наказание в виде административного штрафа, поскольку, данный вид административного наказания еще сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 данной статьи, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 приведенной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Оценивая представленные доказательства, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П, с учетом установленных обстоятельств, характера совершенного противоправного деяния, степени вины нарушителя, финансового состояния ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России прихожу к выводу о возможности снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 75 000,00 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать юридическое лицо Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний России» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Пермскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю) л/с 04561786160
р/с 40101810700000010003 Отделение Пермь г. Пермь
КБК 06 011690010016000140
БИК 045773001
ИНН/КПП 59030179278/590301001
ОКТМО 57701000.
Штраф по постановлению судьи необходимо уплатить в течении 60-и суток со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо немедленно представить в канцелярию Соликамского городского суда по адресу:
Пермский край, г.Соликамск, ул.20 лет Победы, 155.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях.
Ст. 20.25 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.
Судья Т.В. Крымских.