Дело № 2-676/2013
Поступило в суд 04.03.2013 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2013 года г. Новосибирск
Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе
Председательствующего судьи Бобриковой А.О.
С участием представителя истцов Головачук Н.С.
При секретаре судебного заседания Некрасовой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова А. Б., Третьяковой Е. В., Третьяковой К. А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации, суд
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, просят: признать за ними право общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указывают на то, что Третьяков А.Б. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в войсковой части 28103 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Третьяков А.Б. и члены его семьи –Третьякова Е.В. (супруга) и Третьякова К.А. (дочь) зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец получил извещение о распределении жилого помещения № 76009, согласно которому ему и членам его семьи была распределена двухкомнатная квартира общей площадью 54 кв.м. по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Третьяковым А.Б. и ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ был заключен договор социального найма жилого помещения № 54/02/014-013. В октябре 2012 года истец обратился в ФГКУ «Специальное ТУИО» МО РФ с заявлением об оформлении в собственность вышеуказанного жилого помещения, однако им получен ответ о том, что учреждение не возражает против передачи жилого помещения в собственность, но в силу отсутствия в Министерстве обороны Российской Федерации процедуры передачи жилья в собственность, указывает на возможность признания права собственности в судебном порядке.
С 1989 года по 2003 год истец с семьей проживал в городе Камень-на-Оби. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец с семьей проживают по адресу: <адрес> в/ч 28103. Кроме, как в судебном порядке, истцы не имеют возможности приватизировать жилое помещение, предоставленное им на условиях договора социального найма и в дальнейшем зарегистрировать право собственности в Управлении Федеральной регистрационной службы, поэтому они и обратились в суд с данным исковым заявлением.
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве соответчиков: Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориальное управление федерального агентства по управлению госимуществом в НСО, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в качестве третьего лица привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО.
Истцы Третьяков А.Б., Третьякова Е.В., Третьякова К.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя (л.д.61,62).
В судебном заседании представитель истцов – Головачук Н.С. действующая на основании доверенностей, поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика -Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление (л.д.57-59), в котором указал, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей относится к одной из основных задач Минобороны России. К полномочиям Министерства обороны РФ относится реализация мер социальной зашиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих от 27.05.1998г. № 76-ФЗ право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона о приватизации).
Основной принцип приватизации закреплен в ст. 11 Закона о приватизации, который гласит, что гражданин имеет право на приобретение в собственность жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Для приватизации жилого помещения необходимо проверить законность его предоставления, отсутствие иной собственности, сертификатов, а также соблюдения истцами принципа однократности приватизации жилья. Для перехода права собственности на жилое помещение в порядке приватизации гражданин должен представить документы (справки), подтверждающие не использование им своего права приватизации по всей России, то есть из каждого субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют справки органов (организаций), осуществляющих регистрацию прав на объекты недвижимого имущества (за период введения в действие Закона о приватизации по дату регистрации по месту жительства) о том, что право на приватизацию не было реализовано истцами на всей территории Российской Федерации, поэтому представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчиков - Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ФГКУ «Специальное ТУИО» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили. Суд определил рассмотреть дело в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, так как они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили об отложении дела и о рассмотрении дела в их отсутствие. Определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства внесено в протокол судебного заседания.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, причин неявки не сообщило.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что собственником <адрес> является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 67).
Третьяков А.Б. является военнослужащим, что подтверждается выпиской из личного дела (л.д. 63) и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ истцом получено извещение о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), согласно которому Третьякову А.Б. и членам его семьи: Третьяковой Е.В. –супруге (л.д.70) и Третьяковой К.А.–дочери (л.д.71) была распределена двухкомнатная квартира общей площадью 54 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ между Третьяковым А. Б. и ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ был заключен договор социального найма жилого помещения № 54/02/014-013, в соответствии с которым наймодатель передает в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 54,0 кв.м. по адресу: <адрес> нанимателю – Третьякову А.Б. и членам его семьи: Третьяковой Е.В. – супруге, Третьяковой К.А. – дочери (л.д. 11).
Согласно выписки из домовой книги (л.д.68) в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированных лиц нет.
Истцы Третьяков А.Б., Третьякова Е.В., Третьякова К.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> что подтверждается копиями паспортов (л.д.27-30).
Истцы других жилых помещений в пользовании или собственности не имеют, свое право приватизации до сих пор не использовали, в том числе на территории Новосибирской области (л.д.14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,31,35,36,64,65,66).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – <адрес> общей площадью 54,0 кв.м., жилой площадью 29,8 кв.м., вспомогательной площадью 24,2 кв. м., лоджия 2,8 кв. м., имеет следующие технические характеристики: лоджия – 2,8 кв. м., прихожая (№1) – 4,7 кв. м., коридор (№2) – 2,6 кв. м., ванная (№3) – 2,9 кв. м., туалет (№4) – 1,6 кв. м., кухня (№5) – 12,4 кв. м., жилая комната (№6) – 12,7 кв. м., жилая комната (№7) – 17,1 кв.м. (л.д. 8-9).
Согласно кадастровому паспорту помещения от ДД.ММ.ГГГГ – <адрес>, общей площадью 54,0 кв.м. расположена по адресу: РФ, <адрес> (л.д. 10).
В октябре 2012 года Третьяков А.Б. обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением с просьбой передать в его собственность в порядке приватизации <адрес>, в городе Новосибирске. Истцом получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № о том, что учреждение не возражает против передачи жилого помещения в собственность, но в силу отсутствия в Министерстве обороны Российской Федерации процедуры передачи жилья в собственность, указывает на возможность признания права собственности в судебном порядке.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу вышеуказанной статьи Закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Других жилых помещений в пользовании или собственности истцы не имеют, свое право приватизации до сих пор не использовали, в том числе на территории Новосибирской области.
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» гласит, что согласно ч.2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7).
Истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, переданного по договору социального найма, что нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, требования истцов о признании за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>, общей площадью – 54,0 кв.м., жилой площадью – 29,8 кв.м., вспомогательной площадью - 24,2 кв. м. подлежат удовлетворению, поскольку спорная квартира находится в государственной собственности, истцу Третьякову А.Б. предоставлено данное жилое помещение на условиях социального найма, а истцы Третьякова Е.В. и Третьякова К.А. являются членами семьи нанимателя, которые ранее своего права на приватизацию не использовали и в настоящее время не могут реализовать свое право на приватизацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Третьякова А. Б., Третьяковой Е. В. и Третьяковой К. А. удовлетворить.
Признать в порядке приватизации за Третьяковым А. Б., Третьяковой Е. В. и Третьяковой К. А. право общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым на жилое помещение - двухкомнатную <адрес>, общей площадью – 54,0 кв.м., жилой площадью – 29,8 кв.м., вспомогательной площадью - 24,2 кв. м., расположенную по адресу <адрес>.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение: <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, за Третьяковым А. Б., Третьяковой Е. В. и Третьяковой К. А..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение принято 30.05.2013 года.
Председательствующий судья А.О. Бобрикова