гр.д.№2(1)-464/2014
Решение
Именем Российской Федерации
21 февраля 2014 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи К.В. Зверевой,
при секретаре А.И.Умрихине,
с участием истца Малышевой Т.А., представителя ответчика Кинжалова Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой Т.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в гор. Бугуруслане о признании права на назначение пенсии на льготных основаниях, как медицинскому работнику,
установил:
Малышева Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в гор. Бугуруслане (далее Управление Пенсионного фонда), указывая на то, что ответчиком ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на том основании, что на день её обращения с заявлением на ДД.ММ.ГГГГ у неё не выработан специальный стаж <данные изъяты> лет. Спецстаж, как считает Управление Пенсионного фонда, составляет <данные изъяты>.
Считает, что спецстаж – <данные изъяты> лет ею выработан, а ответчик неправомерно не включил в её спецстаж следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней– периоды прохождения курсов повышения квалификации.
Считает отказ незаконным и необоснованным, так как она осуществляет медицинскую деятельность непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Просила признать незаконным решение № Управления Пенсионного фонда в г.Бугуруслане от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда включить в её стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней, назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем Малышева Т.А. исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год три месяца, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Малышева Т.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала, ссылаясь на то, что оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Бугуруслане Кинжалов Е.П., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, требования Малышевой Т.А. не признал, ссылаясь на то, что истцу невозможно назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Оспариваемые периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку истец не занималась медицинской деятельностью.
Выслушав объяснения истца, объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательствами по делу в соответствии со ст. 55 ГПК РФ являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из представленных суду документов усматривается, что Малышева Т.А. осуществляет медицинскую деятельность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени, что подтверждается записями в трудовой книжке.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Малышева Т.А. обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Однако решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Бугуруслане № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа.
В специальный стаж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней – периоды прохождения курсов повышения квалификации.
Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (далее по тексту - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста пенсия назначается досрочно.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определённой профессиональной деятельностью.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 Постановления от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 предусматривают, что по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г.
Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предоставлял право на пенсию врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно информационному письму Минтруда РФ от 27.09.2000г. №3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29.-9.2000г. №06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. №377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. №395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 г. №73.
Данные нормативные акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999 года.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П обращено внимание на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства российской федерации, действовавшего на момент приобретения права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 предусмотрены «заведующие фельдшерско - акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра).
С 12 ноября 2002 года на территории РФ действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вышеназванными Списками предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра) и учреждения: больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В силу п. 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 (с изменениями от 08 августа 2003 года) основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки Малышевой Т.А. усматривается, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>.
Согласно акту проверки Управления Пенсионного фонда в Бугурусланском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в приказе на увольнение истец значится как <данные изъяты>, согласно справке Управления Пенсионного фонда в Бугурусланском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в ведомостях начисления заработной платы работников Русскобоклинского сельсовета <данные изъяты>». Помимо того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Вместе с тем, из справки государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бугурусланская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, которая в течение этого периода времени неоднократно переименовывалась. Акушерка на фельдшерско- акушерском пункте оказывает доврачебную медицинскую помощь беременным женщинам и гинекологическим больным, устанавливает предварительный диагноз и срок беременности. Принимает нормальные роды. Проводит экстренную акушерскую и гинекологическую помощь, неотложную доврачебную помощь новорожденным. Наблюдает за состоянием здоровья детей первого года жизни. Ассистирует при акушерских и гинекологических операциях.
Факт выполнения истцом обязанностей, указанных в справке объективно подтверждается обозренными в ходе судебного заседания медицинскими картами малолетних, проживающих в <адрес>, а именно: ФИО9.
Таким образом, Малышева Т.А., в оспариваемые периоды работала <данные изъяты>, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности и учреждении, которые дают ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а поскольку эта деятельность проходила в сельской местности, то данный период работы истца подлежит включению в льготный стаж из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
В судебном заседании также установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в декретном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
На тот момент действовало Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 №235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», согласно п. «б» ст.1 которого, работающим женщинам было предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, п.10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 г. №517, разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 г. №156/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет», время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
Исходя из вышеприведенных нормативных актов, время нахождения Малышевой Т.А. в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежит включению в ее трудовой стаж в льготном исчислении, т.е. в таком же порядке, как и время работы как 1 год за 1 год и 3 месяца, поскольку в данный период работа истца протекала в сельской местности.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется средний заработок и место работы. Включение периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж предусматривается положениями действующего законодательства (ст. ст. 174, 187 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Оценивая положения указанных выше норм права, период прохождения Малышевой Т.А. курсов повышения квалификации также подлежит включению в специальный стаж
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на судебную защиту его прав, свобод и охраняемых законом интересов а, следовательно, предусмотренные пенсионным законодательством условия для реализации права на пенсию не могут являться ограничением конституционного права на судебную защиту нарушенных пенсионных прав.
Данная правовая позиция нашла свое отражение ив разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 9 его Постановления №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которым в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, с учетом включенных ответчиком в специальный стаж истца <данные изъяты> и судом <данные изъяты>), продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на день обращения составил <данные изъяты>, что достаточно для назначения пенсии досрочно.
Доводы представителей ответчика о невозможности включить оспариваемые периоды Малышевой Т.А. в специальный стаж основаны на неверном толковании норм права.
Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
При таких обстоятельствах, суд считает требования Малышевой Т.А. о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии досрочно, назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда состоялось в пользу Малышевой Т.А.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из имеющейся в материалах дела квитанции от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Малышева Т.А. понесла расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты> руб. Поэтому указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Малышевой Т.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Бугуруслане № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Малышевой Т.А..
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Бугуруслане включить Малышевой Т.А. в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> дней, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> – включить в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как 1 год и 3 месяца – <данные изъяты>, назначить и выплачивать пенсию, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Бугуруслане в пользу Малышевой Т.А. в возмещение расходов по государственной пошлине <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: К.В.Зверева
Решение изготовлено в окончательной форме 26 февраля 2014 года.
Судья: К.В.Зверева