Дело № 2-337/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2019 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием представителя истца адвоката Александрова О.М., представителя ответчика Анастасьева М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буравковой Ольги Владимировны к Администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Буравкова О.В. обратилась в суд с иском к АМО «Сумпосадское сельское поселение» по тем основаниям, что ее отец Т.В.И. при жизни имел в собственности жилой дом, инвентарный №, расположенный на территории Сумпосадского сельского поселения по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1280 кв.м., с кадастровым номером №. Т.В.И. проживал в этом доме до своей смерти – 08.04.1999 г. После смерти отца она в единственном числе приняла все наследство, находившееся по месту жительства отца. Своими силами она выполняла ремонт дома: заменила венцы, окна, полы, перекрыла крышу, переложила печь. С момента смерти отца она владеет и пользуется домом – периодически проживает в нем, заботится о его сохранности, уплачивает коммунальные платежи. Таким образом, она фактически прияла наследство, оставшееся после смерти Т.В.И. Иные наследники первой очереди - ее сестры Зольникова Т.В. и Маклакова Ю.В. на наследство не претендуют.
Истец просила суд:
признать ее принявшей наследство, открывшееся 08.04.1999 после смерти ее отца Т.В.И. и включить жилой дом <адрес> в состав наследства;
признать за ней право собственности на жилой дом <адрес>.
В судебное заседание истец Буравкова О.В. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Ранее в судебном заседании она пояснила, что спорный жилой дом принадлежал семье отца Т.В.И. и он проживал там почти всю свою жизнь. Она с рождения проживала в этом доме с родителями. Этот дом всегда учитывался за отцом в похозяйственных книгах поселения. Позднее их семье была представлена квартира на <адрес>, но дом оставался за их семьей. После смерти отца его наследство приняла жена Т.А.Е.. Каких-либо документов на дом не имелось, поэтому Т.А.Е. не оформила дом в свою собственность. После смерти Т.А.Е. она приняла ее наследство. После этого она пользовалась домом, ухаживала за ним и ремонтировала его.
Представитель истца адвокат Александров О.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АМО «Сумпосадского сельское поселение» Анастасьев М.И. в судебном заседании не возражал против иска. Он пояснил, что хорошо знал Т.В.И. как жителя <адрес> и ему известно, что Т.В.И. имел там свой дом и жил в нем со своей семьей. Позднее их семье была предоставлена квартира в <адрес>. Но дом оставался за Т.В.И. и учитывался в похозяйственных книгах поселения как его собственность, но правоустанавливающие документы на дом не оформлены. Номер № дому был присвоен уже в двухтысячных годах, ранее нумерации домов в деревне не было. Дом находится на приусадебном участке, общей площадью 1280 кв.м., права на который также не оформлены. После смерти Т.В.И. за домом ухаживала и пользовалась им его жена Т.А.Е., а после ее смерти - дочь Буравкова О.В. Он сам неоднократно говорил Бураковой О.В., что ей необходимо оформить свои права на этот дом.
Третьи лица Зольникова Т.В. и Маклакова Ю.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Третье лицо нотариус Беломорского нотариального округа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Т.В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес> и В.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, вступили в брак 15.09.1952, последней была присвоена фамилия Титова, что подтверждается свидетельством о браке ЦЮ № от 15.09.1952 г.
Т.В.И. и Т.А.Е. являются родителями Титовой (Маклаковой) Юлии Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Титовой (Бушмановой, Буравковой) Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Титовой (Зольниковой) Татьяны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается сведениями из ОЗАГС Беломорского района и свидетельствами о браке.
Т.В.И. умер 08.04.1999 в <адрес>. Наследство после смерти Т.В.И. приняла его жена Т.А.Е.. Дочери Т.В.И. – Маклакова Ю.В., Зольникова Т.В. и Буракова О.В. в наследство не вступали. Т.А.Е. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады в банке. Дом в <адрес> в составе наследства не указан. Изложенные обстоятельства подтверждаются записью акта о смерти от 08.04.1999 № и материалами наследственного дела нотариуса нотариального округа г.Беломорска от 27.03.2000 №.
Т.А.Е. умерла 01.04.2001 в <адрес>. Наследство после смерти Т.А.Е. приняла ее дочь Буравкова О.В. на основании завещания от 24.11.1999 г. Дочери Т.А.Е. – Маклакова Ю.В. и Зольникова Т.В. в наследство не вступали. Буравковой О.В. было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Дом в <адрес> в составе наследства не указан. Изложенные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти от 02.04.2001 1-ГИ № и материалами наследственного дела нотариуса нотариального округа г.Беломорска от 13.02.2002 №.
Жилой дом <адрес>, инвентарный №, 1930 года постройки, бревенчатый, одноэтажный, общей площадью 55,3 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на дом, составленным ГУП по состоянию на 19.09.2013.
Сведения о правах на жилой дом <адрес>, а также о кадастровом номере этого дома в ЕГРН отсутствуют.
Жилой дом <адрес> находится на землях населенных пунктов на земельном участке кадастровый номер №, площадью 1280 кв.м, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». Сведения о регистрации прав на земельный участок в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Согласно справки АМО «Сумпосадское сельское поселение» в похозяйственной книге № 1 <адрес> за 1991-2001 по <адрес> имеются сведения о хозяйстве, в которое входили Т.В.И. и его жена Т.А.Е. За хозяйством на праве личной собственности значился жилой бревенчатый дом в <адрес>. Имеются сведения о том, что Т.В.И. умер 08.04.1999. В похозяйственной книге <адрес> за 2002-2017 г.г. лицевой счет № 80 глава хозяйства Т.В.И., имелся жилой дом. Т.В.И. выбыл из хозяйства 08.04.1999, дом не оформлен.
Как следует из страховых полисов, товарных и кассовых чеков, фотографий, Буравкова О.В. страховала риск гибели жилого дома <адрес> в период с 2002 по 2010 г.г., закупала строительные материалы: ондулин, цемент, плиты ОСП для ремонта дома и заменила в нем часть оконных блоков, покрыла крышу ондулином.
Свидетель К.В.Н. показал в судебном заседании, что он родился и с детства жил в <адрес>. Он с детства хорошо знает семью Титовых. У них в деревне имеется свой дом, которым после смерти Т.В.И. пользовалась его дочь Буравкова О.В. Дом старый, когда он построен не известно, но точно до его рождения. Буравкова О.В. сделала ремонт дома: заменила нижние венцы, перекрыла крышу, заменила оконные блоки, переложила печи.
В судебном заседании установлено, что в <адрес> в хозяйстве местных жителей Т.В.И. и Т.А.Е. с 50-х годов прошлого века имелся собственный жилой дом, который в настоящее время значится под №. Позднее Титовым была предоставлена квартира в доме <адрес>, куда они переехали на жительство. Однако, дом в <адрес> оставался в пользовании Титовых. Т.В.И. умер 08.04.1999. Наследство после его смерти приняла его жена Т.А.Е. Последняя умерла 01.04.2001. Наследство после ее смерти приняла истец Буравкова О.В. Поскольку правоустанавливающие документы на дом в <адрес> отсутствовали, свидетельство о праве на наследство на этот дом нотариус не выдавал.
В судебном заседании не выявлено каких-либо обстоятельств, что кроме как у Т.В.И. и Т.А.Е. на спорный жилой дом имелись какие-либо права у иных лиц. На протяжении длительного периода времени – более 60 лет, домом пользовались и ухаживали за ним, т.е. осуществляли полномочия собственников, только Титовы. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что дом являлся собственностью Т.В.И., а затем Т.А.Е. В настоящее время споров о правах на жилой дом <адрес> не имеется. Истец Буравкова О.В. с 2001 г., после принятия наследства после смерти Т.А.Е., в полной мере осуществляет полномочия собственника спорного дома – периодически проживает в доме, произвела значительный ремонт дома.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд, на основании абз.2 ст.12 ГК РФ, считает возможным удовлетворить требования истца и признать за ней право собственности на жилой дом №, расположенный в <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить частично.
Признать за Буравковой Ольгой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГрождения, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный номер №, общей площадью 55,3 квадратных метров.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Сидоров А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2019.