РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Катасонова А.В.,
при секретаре Егорове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по исковому заявлению Мастерова Валерия Ананьевича к мэрии г.о. Тольятти, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Мастеров В.А. обратился в суд с указанным иском к мэрии г.о. Тольятти, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области. Судом к участию в дело были привлечены в качестве ответчиков Правительство Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. В обоснование иска указано, что истец состоит на учете в числе нуждающихся на жилье с ДД.ММ.ГГГГ года в жилищном отделе мэрии г.о. Тольятти, в соответствии с Федеральным законом №125 –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» истец неоднократно обращался в мэрию г.о. Тольятти с вопросом о предоставлении государственного жилищного сертификата, но до настоящего времени истцу не предоставлен жилищный сертификат. Просит предоставить ему жилищный сертификат в 2015 году.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти Веселкова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований. Суду пояснила, что Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года №№ Мастеров В.А. с составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на общих основаниях и как выехавший из района Крайнего Севера. Как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера, Мастеров В.А. включен в список граждан, изъявивших получить государственные жилищные сертификаты в 2014 году, под №№. Реализация данного права осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», которым утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы»). Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст.4 Закона Самарской области от 24.10.2006 №115-ГД). Таким образом, органы местного самоуправления только формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и предоставляют их в орган исполнительной власти субъекта РФ. Согласно п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», Постановление Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225 «Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области», государственные жилищные сертификаты выдаются министерством строительства Самарской области в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан-участников подпрограммы. В соответствии с вышеизложенным, выдача государственных жилищных сертификатов не относится к полномочиям мэрии городского округа Тольятти. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с подпунктом «3» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС), в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно пункту 24 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении ему ГЖС в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 26 Правил министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно в срок до 1 сентября формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить ГЖС на соответствующий год, и направляет государственному заказчику подпрограммы (в Федеральное казенное учреждение «Объединенная, дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ»). Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно: в первую очередь - гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь - пенсионерам; в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь - предоставляются работающим гражданам. Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 28 Правил). С учетом указанного распределения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (пункт 29 Правил). В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Самарской области на указанные цели предусмотрено выделение 1854,9 тыс. рублей, что позволяло выдать только 1 ГЖС. В 2014 году полномочия по формированию сводных списков граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, изъявивших желание получить ГЖС на соответствующий год, от министерства строительства Самарской области переданы министерству. В сводном списке граждан по категории, указанной в подпункте «з» пункта 5 Правил, изъявивших желание получить ГЖС на 2015 год по Самарской области, сформированном с учетом списка, представленного мэрией. г.о. Тольятти, истец значится под № №. Всего в списке изъявивших желание получить ГЖС в 2015 году значится № гражданина по категории, указанной в подпункте «з» пункта. 5 Правил Приложением 30 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЭ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Самарской области на 2015 год распределено 2 475,8 тыс. руб. бюджетных ассигнований на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, указанными в подпункте «з» пункта 5 Правил. ГЖС выдаются министерством согласно утвержденного сводного списка. Внеочередная выдача ГЖС Правилами не предусмотрена. Таким образом, ГЖС будет выдан истцу в порядке очередности, по мере поступления бланков ГЖС в Самарскую область. Обеспечение истца ГЖС во внеочередном порядке поставит в худшее положение других граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, включенных в список ранее. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставил письменный отзыв, аналогичный отзыву Правительства Самарской области. Просил в удовлетворении иска отказать.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения участвующих лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, а также предусматривает право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4).
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определена очередность предоставления жилищных субсидий, при этом пенсионерам предоставляются жилищные субсидии во вторую очередь.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Согласно пункту 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 года, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства установленный перечень документов.
Пунктом 17 Положения, установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по категориям граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работающие граждане; граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности) (пункт 20 Положения).
Порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы определен разделом II "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов.
Пунктом 24 Правил установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Из пункта 26 Правил, следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Судом установлено, что Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года №№ Мастеров В.А. с составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма на общих основаниях и как выехавших из района Крайнего Севера. Как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера, Мастеров В.А. включен в список граждан, изъявивших получить государственные жилищные сертификаты в ДД.ММ.ГГГГ году под №№, что подтверждается материалами дела.
С ДД.ММ.ГГГГ истец, как выехавший из районов Крайнего Севера, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы; с составом семьи 1 человек включен в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2014 году от городского округа Тольятти, за № № (категория «пенсионеры»).
Согласно пункту 24 Правил, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из представленного отзыва представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, следует, что список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно: в первую очередь - граждане, признанные инвалидами I и II групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь - пенсионеры; в третью очередь - граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь - работающие граждане.
В сводном списке граждан по категории, указанной в подпункте «з» пункта 5 Правил, изъявивших желание получить ГЖС на 2015 год по Самарской области, сформированном с учетом списка, представленного мэрией г.о.Тольятти, истец значится под № 20.
Всего в списке изъявивших желание получить ГЖС в 2015 году значится № гражданина по категории, указанной в подпункте «з» пункта 5 Правил. Приложением 30 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЭ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Самарской области на 2015 год распределено <данные изъяты> тыс. руб. бюджетных ассигнований на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, указанными в подпункте «з» пункта 5 Правил. Внеочередное предоставление сертификатов Правилами не предусмотрено.
В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы-«Жилшце» на 2011-2015 годы, согласно общеобластным спискам, за 2006 - 2012 годы выделено № жилищных сертификата (2008г.- один сертификат на состав семьи <данные изъяты> человек; ДД.ММ.ГГГГ. — один сертификат на состав семьи <данные изъяты> человек; ДД.ММ.ГГГГ. - один сертификат на состав семьи <данные изъяты> человека) - гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, состоящим на учете в городском округе Тольятти. В ДД.ММ.ГГГГ. жилищные сертификаты данной категории очередников городского округа Тольятти не выделялись.
Сроки выделения жилищного сертификата зависят от выделения федеральных средств для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы и распределения Государственным заказчиком подпрограммы (Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации) государственных жилищных сертификатов РФ.
Таким образом, государственный жилищный сертификат будет выдан истцу в порядке очередности, по мере поступления бланков государственных жилищных сертификатов в Самарскую область.
Обеспечение истца государственным жилищным сертификатом во внеочередном порядке поставит в худшее положение других граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, включенных в список ранее. Тем самым будет установлено необоснованное различие в реализации права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) отдельными лицами из данной категории в зависимости от факта подачи ими искового заявления об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения. Это приведет к дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Право истца на получение государственного жилищного сертификата никто не оспаривает, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 1 человек, на общих основаниях и как выехавший из района Крайнего Севера. Очередность предоставления жилищных субсидий зависит от даты подачи заявления о постановке на учет и государственный жилищный сертификат будет предоставлен в порядке очередности в соответствии с предусмотренными нормативными актами. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мастерова Валерия Ананьевича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2015
Судья