Дело ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** г. Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре Юшковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Берниченко Ирины Валерьевны к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Берниченко И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок с КН *** категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства индивидуальных жилых домов и магазина, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ***
В обоснование иска указано, что решением Псковского районного суда Псковской области от 16 декабря 2016 года вышеуказанный земельный участок истребован у истца в пользу Российской Федерации, аннулирована запись о государственной регистрации права собственности истца на спорный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Решение истцом обжаловалось в апелляционном и кассационным порядке, оставлено без изменений. 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Согласно раъяснениям Минэкономразвития России, изложенном в письме от 15.09.2017 №26268-ВА/Д23 принятие ФЗ №280 направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее – ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приогритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных ФЗ №280 правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). Норма о приоритете ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016. В силу ФЗ №280 гражданин, права которого на объект недвижимого имущество прекращены на основании судебного акта, вправе требовать в судебном порядке признания его права на этот объект путем предъявления иска.
Истец Берниченко И.В. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности.
Представитель истца Р.Н.П. в судебном заседании исковые требования и изложенные в иске доводы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Федерального агентства лесного хозяйства А.В.В. в судебное заседание не явился, представил в суд возражения на исковое заявление, в которых указал, что спорный земельный участок с КН *** относится к землям лесного хозяйства и входил в состав земельного участка с КН ***, о чем было известно первоначальному обладателю участка. Земельный участок из состава земель лесного фонда является ранее учтенным объектом недвижимости, находящимся в собственности Российской Федерации. Следовательно, сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорных земельных участках с категорией земель – «земли населенных пунктов» нарушает права и охраняемые интересы Российской Федерации на земли лесного фонда. Считает, что принимая во внимание выводы суда, приведенные в решении Псковского районного суда от 16.12.2016, исковые требования Берниченко И.В. являются неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Н.А.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав позицию, высказанную ранее при рассмотрении Псковским районным судом Псковской области гражданского дела № 2-658/2016 по иску Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Берниченко И.В., решением суда по которому земельный участок у нее истребован, аннулирована запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Представитель третьего лица — Межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях Ч.Е.А. в судебное заседание также не явилась, представила отзыв, в котором указала, что в соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Б.Е.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, при этом сообщила, что в ЕГРН право Берниченко И.В. на земельный участок не прекращено, поскольку заявлений от Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях или природоохранного межрайонного прокурора о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок на основании вынесенного ранее решения суда не поступало.
Представитель третьего лица – Администрации Псковского района А.В.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором не возражала против удовлетворения исковых требований Берниченко И.В. и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Полагала, что в силу ФЗ№280 истец вправе обратиться в суд с указанным требованием.
Представитель третьего лица – глава Администрации СП «Тямшанская волость» Н.Н.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление, в котором решение вопроса по рассматриваемому иску оставила на усмотрение суда и просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела № 2-658/2016 Псковского районного суда Псковской области, приходит к следующему.
Согласно статье 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
Лесной кодекс РФ предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса РФ); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса РФ).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 16 декабря 2016 года частично удовлетворены исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора: у Берниченко И.В. истребован земельный участок с КН *** площадью 1200 кв.м., с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства индивидуальных жилых домов и магазина, расположенный по адресу: *** аннулирована запись о государственной регистрации права собственности Берниченко И.В. на данный земельный участок; отказано в удовлетворении требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора о признании отсутствующим у нее права собственности на данный земельный участок (л.д. 30-36).
Земельный участок с КН *** приобретен Берниченко И.В. по договору купли-продажи с Ф.А.А. от 16 апреля 2015 года. Права покупателя на земельный участок были зарегистрированы в установленном законом порядке. Продавцу земельный участок принадлежал в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17 февраля 2015 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 19 сентября 2013 года.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с КН ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуальных жилых домов и магазина, площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: *** с кадастрового учета не снят, изменений в его характеристики не вносилось.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, лесохозяйственным регламентом КУ «Псковское лесничество» выдел 12 квартала 583 Карамышевского участкового лесничества КУ «Псковское лесничество» входит в состав земель лесного фонда.
При вынесении решения суд исходил из приоритета сведений о категории земельного участка, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, 29 июля 2017 года был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 14 указанного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В силу установленных законом правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 названного Федерального закона судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно генеральному плану сельского поселения «Тямшанская волость», утвержденному решением Собрания депутатов сельского поселения «Тямшанская волость» от 27 июня 2013 года № 88, земельный участок с КН *** находится в границах лесного фонда. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Тямшанская волость», утвержденными решением Собрания депутатов сельского поселения «Тямшанская волость» от 27 июня 2013 года № 89, земельный участок с КН *** категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, расположен в границах территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования» Р-1.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 ГК РФ, а способы защиты - в статье 12 ГК РФ, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу статей 11, 12 ГК РФ в их совокупности, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
Согласно п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за истцом 27 апреля 2015 года, о чем была сделана соответствующая запись в реестре зарегистрированных прав ***. До настоящего времени категория земель спорного земельного участка значится как земли населенных пунктов. Доказательств факта пользования земельным участком иными субъектами не имеется.
При указанных выше обстоятельствах в силу приведенных норм законодательства суд находит исковые требования Берниченко И.В. о признании за ней права собственности на спорный земельный участок подлежащими удовлетворению. Срок обращения в суд с настоящим иском не нарушен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Берниченко Ирины Валерьевны к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Берниченко Ириной Валерьевной право собственности на земельный участок с КН ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуальных жилых домов и магазина, площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: ***
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ***.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.