Дело № 2а-100/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 19 февраля 2018 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре МАКЕЕВОЙ Е.В.,
п участием
административного истца ШУГАЙ Е.В.,
её представителя ЗЛОБИНА С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ШУГАЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ к начальнику 2-го одела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании Решения начальника 2-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и возложении обязанности восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
у с т а н о в и л:
Шугай Е.В. обратилась в суд с административным иском к начальнику 2-го одела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании Решения начальника 2-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и возложении обязанности восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
В административном иске Шугай Е.В. указывает, что является вдовой военнослужащего учебной авиационной базы (2 разряда, г. Борисоглебск) Краснодарского ВВАУЛ ФИО1 , умершего ДД.ММ.ГГГГ. в период прохождении службы при исполнении обязанностей военной службы. От брака имеют несовершеннолетнюю дочь – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее муж проходил военную службу с 31 июля 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на военной службе составила 29 лет в календарном исчислении.
По утверждению административного истца, по прибытию в г. Борисоглебск по месту военной службы мужа в 2006 году, они от Министерства обороны РФ были обеспечены служебной двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, где зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Как указывает Шугай Е.В., за весь период военной службы жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны они не обеспечивались. Также они не имеют в собственности жилья.
По утверждению административного истца, ее муж 18.08.2016г. обратился во 2 отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ) с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по договору социального найма по месту военной службы с приложением всех документов, предусмотренных приложением № 1 к приказу МО РФ от 30.09.2010г. № 1280. О результате рассмотрения заявления они извещены не были.
Как указывает Шугай Е.В., 02.11.2017г. она от своего имени обратилась во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях всех членов ее семьи. Решением № 01-22/192/17 от 21.11.2017г. ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ее и дочь приняли со 02 ноября 2017 года.
Как отмечено административным истцом, в конце ноября 2017 года ее вызвали во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, где ей было вручено новое решение № 01-34/33/17 от 27.11.2017г. о снятии ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Из данного документа Шугай Е.В. узнала, что обращение ее мужа от 18.08.2016г. о признании его семьи нуждающимися рассмотрено только 10.11.2016года и было отказано в постановке на учет в связи с его смертью и утратой статуса военнослужащего. Данным решением было отменено решение № 01-22/192/17 от 21.11.2017г. и она с дочерью, как члены семьи военнослужащего, умершего в период военной службы, сняты с учета нуждающихся.
Не согласившись с решением административного ответчика № 01-34/33/17 от 27.11.2017г., Шугай Е.В. просит признать его незаконным и обязать восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведения о членах семьи капитана Шугай С.В. для их обеспечения во внеочередном порядке.
В судебном заседании административный истец Шугай Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, и её представитель Злобин С.М. исковые требования поддержали в полном объеме, по указанным в административном иске основаниям.
В судебное заседание административный ответчик - начальник 2-го отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства РФ Дергунов А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и возражение на административное исковое заявление, в котором он просит в исковых требованиях отказать по основаниям, приведенным в оспариваемом решении № 01- 34/33/17 от 27.11.2017г..
Представитель административного ответчика ФГКУ «Западное РУЖО» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные несудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности
При исследовании представленного учетного дела вдовы капитана ФИО1 .-Шугай Е.В. установлено: Шугай Е.В. является вдовой военнослужащего капитана ФИО1 (личный номер №), умершего ДД.ММ.ГГГГ. в период прохождения службы.
Шугай Е.В. с несовершеннолетней дочерью <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются членами семьи военнослужащего ФИО1
ФИО1 проходил военную службу с 31 июля 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на военной службе составила 29 лет в календарном исчислении.
На основании договора найма служебного жилого помещения № 134 от 20.10.2006г. ФИО1 . и членам его семьи было предоставлено уполномоченным органом Министерства обороны РФ – Борисоглебской КЭЧ района служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где они зарегистрированы и проживают по настоящее время.
За весь период военной службы жилым помещением для постоянного проживания от военного ведомства ФИО1 не обеспечивался. Также ни он, ни члены его семьи в собственность жилые помещения не имеют.
18.08.2016г. ФИО1. обратился во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по договору социального найма по месту военной службы с приложением всех документов, предусмотренных приложением № 1 к приказу МО РФ от 30.09.2010г. № 1280.
Данное заявление было рассмотрено только почти через три месяца.
10.11.2016г. ему было отказано в постановке на учет в связи с его смертью.
02.11.2017г. Шугай Е.В. обратилась во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях всех членов ее семьи.
Решением начальника 2-го отдела ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. № 01-22/192/17 от 21.11.2017г. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, члены семьи капитана ФИО1. - жена Шугай Е.В. и дочь <данные изъяты>. приняты на учет со 02 ноября 2017 года.
Решением № 01-34/33/17 от 27.11.2017 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Шугай Е.В. было отказано в постановке на учет в связи с утратой ФИО1. статуса военнослужащего в связи со смертью. Данным решением было отменено решение № 01-22/192/17 от 21.11.2017г.
Как следует из указанного решения, основанием для его вынесения послужил тот факт, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» и п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280, право признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, закреплено только за военнослужащими - гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации. 18.08.2016г. ФИО1. обращался во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о признании нуждающимся, 10.11.2016г. ему было отказано в постановке на учет в связи с его смертью.
Из представленных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что за Шугай Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 20.06.2012 года, выданного нотариусом нотариального округа Борисоглебского городского округа Воронежской области <данные изъяты> 20.06.2012г., реестровый номер 3-2688, 04.07.2012г. зарегистрировано право на жилое помещение по адресу: <адрес>, которое 20.08.2012г. было прекращено. То есть на момент обращения Шугай Е.В. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях всех членов ее семьи у неё не было в собственности жилого помещения более пяти лет. Вместе с дочерью она проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>,предосталенном их семье по договору найма служебного жилого помещения № 134 от 20.10.2006г.
Согласно ст. 3 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 2 ст. 24 того же Федерального закона члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Положения п. 3.1 ст. 24 вышеуказанного закона подлежали применению во взаимосвязи с материальными нормами, определенными настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-Ф3, и «Положением о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237.
В силу п. 1-5 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготные исчисления, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащие находятся под защитой государства, которое гарантирует им обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительстве жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 2 п. 1 ст. 23 настоящего Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
На момент смерти капитана ФИО1. выслуга лет на военной службе составила 29 лет и 01 месяцев в календарном исчислении, в льготном исчислении - не имеется. При этом, смерть военнослужащего наступила в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы.
Гарантии для членов семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, при наличии заболевания, полученного в период военной службы, предусмотрены п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
Статья 51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237 предусматривают основания увольнения с военной службы.
При этом перечень оснований увольнения не содержит смерть (гибель) военнослужащего.
В силу п. 7 ст. 51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и п. 26 ст. 34 Положения, умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели.
Пунктом 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Следовательно, действующее военное законодательство гибель (смерть) военнослужащего разграничивает с увольнением с военной службы. Указанные в п. 3.1. ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» льготные основания увольнения при общей продолжительности военной службы 10 лет и вне зависимости от оснований увольнения при общей продолжительности военной службы 20 лет, правового значения к гарантиям членов семьи умершего военнослужащего, в период прохождения военной службы, не имеют.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002г. № 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих» в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ постановлено: Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных, законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Право Шугай Е.В. быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении основывается также на системном применении статьи 49 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ, поскольку социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законам федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам семей.
В соответствии с п. 2 ст. 24 настоящего Закона за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовые актами Российской Федерации. Пунктом 3.1 статьи 24 настоящего Закона закреплено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями членами семьи военнослужащего.
Подпунктом «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» предусмотрено, что семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении - признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 29.05.2014г. № 8 «О практике применения судами законодательства о военной обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы и наступает при определенных условиях.
Из содержания положений п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет. . "
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требование административного истца о признании незаконным решение начальника Решение начальника 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 01-34/33/17 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 27 ноября 2017 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
р е ш и л:
Административные исковые требования Шугай Е.В. удовлетворить.
Признать Решение начальника 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 01-34/33/17 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 27 ноября 2017 года незаконным.
Обязать 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведения о членах семьи ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы, - вдову ШУГАЙ ЕЛЕНУ ВЛАДИМИРОВНУ и дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для их жилищного обеспечения во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий
Дело № 2а-100/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 19 февраля 2018 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре МАКЕЕВОЙ Е.В.,
п участием
административного истца ШУГАЙ Е.В.,
её представителя ЗЛОБИНА С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ШУГАЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ к начальнику 2-го одела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании Решения начальника 2-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и возложении обязанности восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
у с т а н о в и л:
Шугай Е.В. обратилась в суд с административным иском к начальнику 2-го одела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании Решения начальника 2-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и возложении обязанности восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
В административном иске Шугай Е.В. указывает, что является вдовой военнослужащего учебной авиационной базы (2 разряда, г. Борисоглебск) Краснодарского ВВАУЛ ФИО1 , умершего ДД.ММ.ГГГГ. в период прохождении службы при исполнении обязанностей военной службы. От брака имеют несовершеннолетнюю дочь – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее муж проходил военную службу с 31 июля 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на военной службе составила 29 лет в календарном исчислении.
По утверждению административного истца, по прибытию в г. Борисоглебск по месту военной службы мужа в 2006 году, они от Министерства обороны РФ были обеспечены служебной двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, где зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Как указывает Шугай Е.В., за весь период военной службы жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны они не обеспечивались. Также они не имеют в собственности жилья.
По утверждению административного истца, ее муж 18.08.2016г. обратился во 2 отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ) с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по договору социального найма по месту военной службы с приложением всех документов, предусмотренных приложением № 1 к приказу МО РФ от 30.09.2010г. № 1280. О результате рассмотрения заявления они извещены не были.
Как указывает Шугай Е.В., 02.11.2017г. она от своего имени обратилась во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях всех членов ее семьи. Решением № 01-22/192/17 от 21.11.2017г. ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ее и дочь приняли со 02 ноября 2017 года.
Как отмечено административным истцом, в конце ноября 2017 года ее вызвали во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, где ей было вручено новое решение № 01-34/33/17 от 27.11.2017г. о снятии ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Из данного документа Шугай Е.В. узнала, что обращение ее мужа от 18.08.2016г. о признании его семьи нуждающимися рассмотрено только 10.11.2016года и было отказано в постановке на учет в связи с его смертью и утратой статуса военнослужащего. Данным решением было отменено решение № 01-22/192/17 от 21.11.2017г. и она с дочерью, как члены семьи военнослужащего, умершего в период военной службы, сняты с учета нуждающихся.
Не согласившись с решением административного ответчика № 01-34/33/17 от 27.11.2017г., Шугай Е.В. просит признать его незаконным и обязать восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведения о членах семьи капитана Шугай С.В. для их обеспечения во внеочередном порядке.
В судебном заседании административный истец Шугай Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, и её представитель Злобин С.М. исковые требования поддержали в полном объеме, по указанным в административном иске основаниям.
В судебное заседание административный ответчик - начальник 2-го отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства РФ Дергунов А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и возражение на административное исковое заявление, в котором он просит в исковых требованиях отказать по основаниям, приведенным в оспариваемом решении № 01- 34/33/17 от 27.11.2017г..
Представитель административного ответчика ФГКУ «Западное РУЖО» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные несудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности
При исследовании представленного учетного дела вдовы капитана ФИО1 .-Шугай Е.В. установлено: Шугай Е.В. является вдовой военнослужащего капитана ФИО1 (личный номер №), умершего ДД.ММ.ГГГГ. в период прохождения службы.
Шугай Е.В. с несовершеннолетней дочерью <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются членами семьи военнослужащего ФИО1
ФИО1 проходил военную службу с 31 июля 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на военной службе составила 29 лет в календарном исчислении.
На основании договора найма служебного жилого помещения № 134 от 20.10.2006г. ФИО1 . и членам его семьи было предоставлено уполномоченным органом Министерства обороны РФ – Борисоглебской КЭЧ района служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где они зарегистрированы и проживают по настоящее время.
За весь период военной службы жилым помещением для постоянного проживания от военного ведомства ФИО1 не обеспечивался. Также ни он, ни члены его семьи в собственность жилые помещения не имеют.
18.08.2016г. ФИО1. обратился во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по договору социального найма по месту военной службы с приложением всех документов, предусмотренных приложением № 1 к приказу МО РФ от 30.09.2010г. № 1280.
Данное заявление было рассмотрено только почти через три месяца.
10.11.2016г. ему было отказано в постановке на учет в связи с его смертью.
02.11.2017г. Шугай Е.В. обратилась во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях всех членов ее семьи.
Решением начальника 2-го отдела ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. № 01-22/192/17 от 21.11.2017г. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, члены семьи капитана ФИО1. - жена Шугай Е.В. и дочь <данные изъяты>. приняты на учет со 02 ноября 2017 года.
Решением № 01-34/33/17 от 27.11.2017 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Шугай Е.В. было отказано в постановке на учет в связи с утратой ФИО1. статуса военнослужащего в связи со смертью. Данным решением было отменено решение № 01-22/192/17 от 21.11.2017г.
Как следует из указанного решения, основанием для его вынесения послужил тот факт, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» и п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280, право признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, закреплено только за военнослужащими - гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации. 18.08.2016г. ФИО1. обращался во 2 отдел ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ с заявлением о признании нуждающимся, 10.11.2016г. ему было отказано в постановке на учет в связи с его смертью.
Из представленных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что за Шугай Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 20.06.2012 года, выданного нотариусом нотариального округа Борисоглебского городского округа Воронежской области <данные изъяты> 20.06.2012г., реестровый номер 3-2688, 04.07.2012г. зарегистрировано право на жилое помещение по адресу: <адрес>, которое 20.08.2012г. было прекращено. То есть на момент обращения Шугай Е.В. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях всех членов ее семьи у неё не было в собственности жилого помещения более пяти лет. Вместе с дочерью она проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>,предосталенном их семье по договору найма служебного жилого помещения № 134 от 20.10.2006г.
Согласно ст. 3 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 2 ст. 24 того же Федерального закона члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Положения п. 3.1 ст. 24 вышеуказанного закона подлежали применению во взаимосвязи с материальными нормами, определенными настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-Ф3, и «Положением о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237.
В силу п. 1-5 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготные исчисления, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащие находятся под защитой государства, которое гарантирует им обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительстве жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 2 п. 1 ст. 23 настоящего Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
На момент смерти капитана ФИО1. выслуга лет на военной службе составила 29 лет и 01 месяцев в календарном исчислении, в льготном исчислении - не имеется. При этом, смерть военнослужащего наступила в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы.
Гарантии для членов семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, при наличии заболевания, полученного в период военной службы, предусмотрены п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
Статья 51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237 предусматривают основания увольнения с военной службы.
При этом перечень оснований увольнения не содержит смерть (гибель) военнослужащего.
В силу п. 7 ст. 51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и п. 26 ст. 34 Положения, умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели.
Пунктом 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Следовательно, действующее военное законодательство гибель (смерть) военнослужащего разграничивает с увольнением с военной службы. Указанные в п. 3.1. ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» льготные основания увольнения при общей продолжительности военной службы 10 лет и вне зависимости от оснований увольнения при общей продолжительности военной службы 20 лет, правового значения к гарантиям членов семьи умершего военнослужащего, в период прохождения военной службы, не имеют.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002г. № 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих» в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ постановлено: Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных, законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Право Шугай Е.В. быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении основывается также на системном применении статьи 49 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ, поскольку социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законам федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам семей.
В соответствии с п. 2 ст. 24 настоящего Закона за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовые актами Российской Федерации. Пунктом 3.1 статьи 24 настоящего Закона закреплено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями членами семьи военнослужащего.
Подпунктом «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» предусмотрено, что семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении - признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 29.05.2014г. № 8 «О практике применения судами законодательства о военной обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы и наступает при определенных условиях.
Из содержания положений п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет. . "
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требование административного истца о признании незаконным решение начальника Решение начальника 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 01-34/33/17 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 27 ноября 2017 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
р е ш и л:
Административные исковые требования Шугай Е.В. удовлетворить.
Признать Решение начальника 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 01-34/33/17 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 27 ноября 2017 года незаконным.
Обязать 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведения о членах семьи ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы, - вдову ШУГАЙ ЕЛЕНУ ВЛАДИМИРОВНУ и дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для их жилищного обеспечения во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий