Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-20/2020 (2-2610/2019;) ~ М-2566/2019 от 06.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2020 года                                                                                   г. Тула

    Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Светличной О.Н.,

с участием представителя истца Архиповой Н.А. по доверенности Череповой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело по иску Архиповой Наталии Анатольевны к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об исключении сведений об объекте недвижимости, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

Архипова Н.А. обратилась в суд с иском, с учётом его уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об исключении сведений об объекте недвижимости, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от 25.01.2006 принадлежат жилой дом общей площадью 22,3 кв.м и земельный участок с кадастровым номером , площадью 174 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

После приобретения вышеуказанного имущества, истец за счет собственных средств и своими силами осуществила на вышеуказанном земельном участке реконструкцию данного жилого дома. В результате произведенной реконструкции площадь дома стала составлять 100,1 кв.м. Решением Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, указанный жилой дом сохранен в реконструированном состоянии. В результате реконструкции принадлежащего ей (истцу) жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , часть жилого дома оказалась на земельном участке с кадастровым номером , площадью 112 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, право собственности на который не зарегистрировано.

Истцом были проведены кадастровые работы, в результате которых площадь земельного участка с кадастровым номером уточнена и стала составлять 164+/-4 кв.м.

В целях реализации своих прав на оформление земельного участка под существующими строениями, она (Архипова Н.А.) обратилась в министерство имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета, однако в удовлетворении заявления было отказано.

В настоящее время Архипова Н.А. не может реализовать право на оформление земельного участка под своими объектами недвижимости. На указанной территории невозможно формирование нового земельного участка, пока сведения о земельном участке с кадастровым номером значатся в ЕГРН.

Истец указала, что она лишена возможности сформировать земельный участок площадью 458 кв.м, в том числе, под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом, пока сведения о земельном участке с кадастровым номером не будут в полном объеме исключены из ЕГРН.

На основании изложенного, истец Архипова Н.А., с учетом уточнения требований, просит суд исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером ; утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 458 кв.м с кадастровым номером в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в соответствии со схемой, подготовленной ООО «Земельно – кадастровый центр».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по <адрес>, а также ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.

Истец Архипова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Представитель истца Архиповой Н.А. по доверенности Черепова О.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, настаивала на их удовлетворении.

    Представитель ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Тульской области, а также ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истца Архиповой Н.А. по доверенности Череповой О.Н., изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца.

В соответствии с п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Статьей 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26); собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учета было подано без заявления о регистрации права собственности (п. п. 14, 15 ст. 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец Архипова Н.А. приобрела у ФИО4 в собственность жилой дом общей площадью 22,3 кв.м и земельный участок с кадастровым номером площадью 174 кв.м по адресу: <адрес>.

После приобретения вышеуказанного имущества, Архипова Н.А. за счет собственных средств и своими силами осуществила реконструкцию приобретенного жилого дома. В результате произведенной реконструкции площадь дома стала составлять 100,1 кв.м.

Решением Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по делу по иску Архиповой Н.А. к администрации <адрес> о сохранении в реконструированном состоянии жилого дома, признании права собственности на жилой дом в реконструированном состоянии, указанный жилой дом сохранен в реконструированном состоянии.

В результате реконструкции принадлежащего истцу жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , часть данного жилого дома оказалась на земельном участке с кадастровым номером площадью 112+/-4 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, то есть дом расположен на двух земельных участках.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером не зарегистрировано, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН.

Истцом были проведены кадастровые работы, в результате которых площадь земельного участка с кадастровым номером уточнена и стала составлять 164 +/-4 кв.м.

Архипова Н.А. имея намерение оформить земельный участок площадью 458 кв.м, образуемый путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 164 +/-4 кв.м и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 294 кв.м (в том числе земельный участок с кадастровым номером , площадью 112+/-4 кв.м), обратилась с настоящим иском в суд.

В обоснование исковых требований Архипова Н.А. указала, что она фактически желает сформировать самостоятельный земельный участок площадью 458 кв.м.

В ходе рассмотрения данного спора представитель истца по доверенности Черепова О.Н. пояснила, что Архипова Н.А. не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельных участков.

Как усматривается из сообщения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.08.2019 Архипова Н.А. обращалась с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета, однако в удовлетворении заявления было отказано.

В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ следует, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Земельным кодексом РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Статьей 39.29 ЗК Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислены в ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ. Данный перечень является исчерпывающим.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения норм материального права и фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что основания для исключения сведений о спорном земельном участке с кадастровым номером из ГКН отсутствуют.

Требование Архиповой Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории основано на ошибочном толковании норм материального права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Архиповой Н.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Архиповой Наталии Анатольевны к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об исключении сведений об объекте недвижимости, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд <адрес> в течение месяца после принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -

2-20/2020 (2-2610/2019;) ~ М-2566/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Архипова Наталия Анатольевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Другие
Черепова Оксана Николаевна
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Мельничук Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
06.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2019Передача материалов судье
08.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Подготовка дела (собеседование)
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее