Дело № 2-10727/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Судьи Калиниченко Т.В.,
при секретаре Крайней Е.А.,
с участием истца Харчевой И.В., представителя ответчика Губер Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску Харчевой И.В. к ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Харчева Ирина Викторовна обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что *** обратилась в УПФР в *** по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. *** ею был получен протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, согласно которого специальный стаж составил 29 лет 03 месяца 19 дней. С *** по *** ее трудовой стаж засчитывается в льготном исчислении (за 1 год и 3 месяца) в связи с работой в сельской местности. В этот период ее отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет был исчислен в календарном исчислении, что считает необоснованным. Также не были зачтены курсы повышения квалификации с *** про ***, с *** по ***, с *** по ***, что считает незаконным, так как прохождение учебы необходимо ввиду занятия профессиональной деятельности для повышения уровня квалификации, за это время за ней сохраняется место работы и заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов. На основании изложенного просила признать Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** незаконным в части невключения в специальный стаж спорных периодов в календарном и льготном исчислении, Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г.Благовещенске Амурской области *** от *** г.об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и 3 месяца) период отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1,5лет - *** г. по ***, обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды прохождения курсов усовершенствования с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, назначить досрочную трудовую пенсию с ***, взыскать с ответчика госпошлину *** рублей.
В дальнейшем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила свои требования в части и просила обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и 3 месяца) период отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет - с *** по ***, обязать ответчика включить в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с *** по ***, в остальной части требования остались прежние.
В судебном заседании истец на требованиях настаивала, суду пояснила, что в период с *** по *** находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, работала в *** ***. В период с *** по *** находилась в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком до 1,5 лет, данный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как в это время она работала в ***, который засчитан в льготном исчислении. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, поэтому они не были включены в специальный стаж истца. По правилам периоды нетрудоспособности включаются в специальный стаж в календарном исчислении. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, следует из материалов отказного дела ***, что *** Харчева И.В. обратилась в ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от *** *** «О трудовых пенсиях в Российской федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** *** специальный стаж Харчевой И.В. на дату подачи заявления составляет 26 лет 11 месяцев 02 дня. Рассмотрен и зачтен в специальный стаж в календарном исчислении период с *** по *** - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. При определении права рассмотрены и не включены в подсчет специального стажа периоды: с *** по *** - отпуск по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет; с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** - курсы повышения квалификации.
Доводы истца о необоснованности включения в специальный стаж в календарном исчислении отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до 1,5лет с *** по ***, и невключения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет, проверялись в судебном заседании.
В силу п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от *** ***, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам является периодом получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, соответственно подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в календарном исчислении.
Нормами Федерального закона *** предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до *** могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ***, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от *** *** "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснения Минтруда России от *** ***).
До вступления в силу Закона Российской Федерации от *** *** "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, учитывая, что отпуск по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности, а отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет относится к дополнительным отпускам, данные периоды в силу п. 5 Правил от *** *** подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Доводы истца о том, что в период отпуска по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет она работала в сельской области ***, в связи с чем, данные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении не основаны на законе, в силу п.5 Правил от *** *** льготный порядок исчисления периодов работы установлен для случаев непосредственного осуществления лечебной деятельности в сельской местности, включение же периодов работы в специальный стаж, когда фактически работа не осуществлялась регулируются п. 5 Правил от *** ***, устанавливающим календарный порядок исчисления такого периода.
В связи с изложенным в удовлетворении требований Харчевой И.В. о понуждении включить в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** по *** следует отказать.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от *** *** "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с *** повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона Российской Федерации от *** *** "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Суд также учитывает положения п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, когда такой отпуск предоставлялся, что если указанный период имел место до *** (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от *** *** "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая период нахождения Харчевой И.В. в отпуске по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3-х лет с *** по ***, то есть в пределах срока до вступления в силу Закона РФ от ***, данный период подлежит включению в ее специальный стаж.
Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж курсов повышения квалификации, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, нахождение Харчевой И.В. на курсах повышения квалификации имело место с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, прохождение курсов повышения квалификации подтверждается сертификатом от ***, свидетельством к диплому ***, свидетельством о повышении квалификации *** от *** г., сертификатом А *** от ***, свидетельством *** от *** г.
Федеральным законом от *** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким право по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ***
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Суд также учитывает, что направление работника на повышение квалификации производится по инициативе работодателя в случае обязательного условия выполнения работы по занимаемой должности, при этом направление на курсы повышения квалификации не является временем отдыха для работника, что подтверждается и сохранением в этот период заработной платы. Иное бы повлекло ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица следует, что за Харчевой И.В. в период ее нахождения на курсах повышения квалификации уплачивались страховые взносы.
Из изложенного следует, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** в части невключения в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости Харчевой И.В. периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет с *** по ***, курсов повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в связи с чем, на ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области следует возложить обязанность по включению в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости Харчевой И.В. в календарном исчислении периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет с *** по ***, курсов повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, и с учетом достаточности специального стажа назначить Харчевой И.В. досрочно трудовую пенсию с момента обращения за ней с ***
Учитывая наличие у истца на дату подачи заявления о досрочном назначении трудовой пенсии по старости необходимого специального стажа, Решение ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области *** от *** об отказе Харчевой И.В. в назначении досрочно трудовой пенсии является незаконным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца уплаченная при подаче иска госпошлина *** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области в части невключения в специальный стаж работы для назначения досрочно трудовой пенсии по старости Харчевой Ирине Викторовне в календарном исчислении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет с *** по ***, курсов повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.
Признать незаконным Решение ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области *** от *** об отказе Харчевой И.В. в назначении досрочно трудовой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости Харчевой Ирине Викторовне в календарном исчислении периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет с *** по ***, курсов повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, назначить досрочно трудовую пенсию по старости с ***.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области в пользу Харчевой Ирины Викторовны расходы на госпошлину в размере *** (***) рублей.
Харчевой Ирине Викторовне в удовлетворении требований к ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области о понуждении включить в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца период нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет - с *** по *** - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий