Производство № 2-3780/2021
УИД 67RS0003-01-2021-006138-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 19 ноября 2021 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Соболевской О.В.,
при секретаре Блиновой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Светланы Александровны к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмина С.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту – ГУ-ОПФ РФ по Смоленской области) о включении периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 08.08.2019 обратилась в ГУ-УПФР в г. Смоленске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако, решением ответчика № 168301/19 от 28.10.2019 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. При этом ответчиком необоснованно не включены в ее специальный стаж следующие периоды: с 01.02.1993 по 27.05.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994 работы воспитателем Дубровенской средней школы-интернат; с 10.10.2005 по 21.10.2005, с 21.11.2005 по 02.12.2005, с 16.01.2006 по 20.01.2006, с 27.02.2007 по 28.02.2007, с 05.11.2008 по 15.11.2008, с 12.01.2009 по 22.01.2009, с 23.03.2009 по 04.04.2009, с 24.02.2010 по 26.02.2010, с 11.10.2010 по 16.10.2010, с 15.11.2010 по 17.11.2010, с 15.09.2014 по 22.09.2014, с 05.11.2014 по 17.11.2014, 19.10.2018 – нахождения на курсах повышения квалификации. Решение ГУ-УПФР в г. Смоленске считает незаконным и необоснованным.
Просит суд зачесть спорные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель истца Янкина И.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ-ОПФ РФ по Смоленской области Скворцова А.В. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия требуемого стажа работы 25 лет на дату обращения 08.08.2019 Периоды с 10.10.2005 по 21.10.2005, с 21.11.2005 по 02.12.2005, с 16.01.2006 по 20.01.2006, с 27.02.2007 по 28.02.2007, с 05.11.2008 по 15.11.2008, с 12.01.2009 по 22.01.2009, с 23.03.2009 по 04.04.2009, с 24.02.2010 по 26.02.2010, с 11.10.2010 по 16.10.2010, с 15.11.2010 по 17.11.2010, с 15.09.2014 по 22.09.2014, с 05.11.2014 по 17.11.2014, 19.10.2018 – нахождения на курсах повышения квалификации спорными не являются, ввиду того, что решением пенсионного органа № 168301/19 от 26.04.2021 внесены изменения в решение № 168301/19 от 28.10.2019, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации включены в специальный стаж Кузьминой С.А.. Периоды работы Кузьминой С.А.. с 01.02.1993 по 27.05.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994 не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в спорные периоды истица была трудоустроена на должность старшей вожатой, что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке. Кроме того, согласно акту документальной проверки № 92 от 26.08.2019 Приказом № 73 от 03.02.1993 Шубенкова (Кузьмина) С.А. переведена с 01.02.1993 на должность организатора по внеклассной работе с детьми в объеме 1 ставки, сняв с нее ставки воспитателя. Представленные Кузьминой С.А. сведения о выполнении в спорные периоды работы в должности воспитателя не подтверждают факта выполнения обозначенной работы за весь указанный в исковом заявлении период. В удовлетворении требований просила отказать.
Выслушав позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связал право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление № 665).
В соответствии с п.п. «м» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списокдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положенийабзаца третьего пункта 3указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Списокпрофессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положенийпункта 2указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон № 400-ФЗ сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми в специально оговоренных учреждениях, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.
В судебном заседании установлено, что 08.08.2019 Кузьмина С.А. обратилась ГУ-УПФ РФ в г. Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 28.10.2019 № 168301/19 ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия специального стажа.
Решением пенсионного органа от 26.04.2021 внесены изменения в решение № 168301/19 от 28.10.2019, и периоды с 10.10.2005 по 21.10.2005, с 21.11.2005 по 02.12.2005, с 16.01.2006 по 20.01.2006, с 27.02.2007 по 28.02.2007, с 05.11.2008 по 15.11.2008, с 12.01.2009 по 22.01.2009, с 23.03.2009 по 04.04.2009, с 24.02.2010 по 26.02.2010, с 11.10.2010 по 16.10.2010, с 15.11.2010 по 17.11.2010, с 15.09.2014 по 22.09.2014, с 05.11.2014 по 17.11.2014, 19.10.2018 нахождения на курсах повышения квалификации включены в специальный стаж Кузьминой С.А.
На дату обращения 08.08.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по расчету пенсионного органа составляет 19 лет 05 месяцев 1 день.
При этом, периоды с 01.02.1993 по 27.05.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994 работы воспитателем Дубровенской средней школы-интернат не зачтены в специальный стаж заявителя (л.д.7-9).
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то обстоятельство, что в спорные периоды времени также исполняла должностные обязанности воспитателя.
Оценивая доводы участников процесса, суд принимает во внимание следующее.
Из приказа Дубровенской средней Школы-Интернат г. Смоленска № 73 л/с от 03.02.1993 усматривается, что с 01.02.1993 г. Шубенкова (Кузьмина) С.А. переведена на должность организатора по внеклассной работе с детьми в объеме 1 ставки с оплатой труда в размере присвоенного ей разряда ЕТС, одновременно с указанной даты Шубенковой (Кузьминой) С.А. разрешено совмещение 0,25 ставки воспитателя для ведения в течение 7,5 часов в неделю хореографических занятий со сборной группой учащихся школы-интерната (л.д. 20-21).
Впоследствии приказом Дубровенской средней Школы-Интернат г. Смоленска № 79 л/с от 13.02.1993 с 15.02.1993 Шубенкова (Кузьмина) С.А. переведена на 1 ставку вожатой, одновременно освобождена от обязанностей организатора внеклассной работы с детьми (л.д. 22).
При этом, согласно тарифному списку за февраль года Шубенкова (Кузьмина) С.А. занимала должность воспитателя на 0,25 ставки, совмещая её с должностью вожатой на 1 ставку (л.д. 23-24).
Из тарификационного списка на 01.04.1993 следует, что Шубенковой С.А. предусматривалась доплата 0,36 ставки воспитателя
Приказом Дубровенской средней Школы-Интернат г. Смоленска № 62 л/с от 18.02.1994 Кузьмина С.А. принята на должность старшей вожатой по контракту сроком на 1 год с 16.02.1994 по 15.02.1995 по 8 разряду ЕТС с испытательным сроком 3 месяца (л.д. 28).
Приказом Дубровенской средней Школы-Интернат г. Смоленска № 92 л/с от 24.05.1994 Кузьминой С.А., старшей вожатой, разрешена оплата 86,25 час. замещение в мае по вакансии воспитателя, оплата за замещение отражена в карточке справке на Кузьмину С.А. (л.д. 30).
Из изложенного следует, что в период с 01.02.1993 по 27.05.1993 Кузьмина С.А. на основании приказа № 73 л/с от 03.02.1993 осуществляла совмещение 0,25 ставки воспитателя с должностью организатора по внеклассной работе с детьми в объеме 1 ставки, а затем с должностью вожатой на 1 ставку; с 01.05.1994 по 31.05.1994 имело место замещение Кузьминой С.А. по вакансии воспитателя.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 к числу должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отнесена профессия «воспитатель» и общеобразовательные школы-интернаты - «школы-интернаты всех наименований».
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Таким образом, работа в должности воспитателя в школах-интернатах всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Исследовав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Порядка исчисления стажа, приходит к выводу о наличии правовых оснований для включении истцу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов ее работы 01.02.1993 по 27.05.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994, поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работала истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, истец в указанный период времени осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренной соответствующим Списком.
С учетом изложенного, вывод пенсионного органа о невозможности включения в специальный стаж истца периодов ее трудовой деятельности с 01.02.1993 по 27.05.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994 в должности воспитателя является неправомерным.
Между тем, периоды с 10.10.2005 по 21.10.2005, с 21.11.2005 по 02.12.2005, с 16.01.2006 по 20.01.2006, с 27.02.2007 по 28.02.2007, с 05.11.2008 по 15.11.2008, с 12.01.2009 по 22.01.2009, с 23.03.2009 по 04.04.2009, с 24.02.2010 по 26.02.2010, с 11.10.2010 по 16.10.2010, с 15.11.2010 по 17.11.2010, с 15.09.2014 по 22.09.2014, с 05.11.2014 по 17.11.2014, 19.10.2018 – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, как следует из пояснений представителя ответчика, данных ею в судебном заседании, спорными не являются, поскольку зачтены в специальный стаж заявителя на основании решения пенсионного органа от 26.04.2021 о внесении изменений в решением от 28.10.2019 № 168301/19.
На основании изложенного, суд полагает требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьминой Светланы Александровны удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области включить Кузьминой Светлане Александровне в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды:
- с 01.02.1993 по 27.05.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994 работы воспитателем Дубровенской средней школы-интернат.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Соболевская