Дело № 12-33/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Березники 17 января 2022 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Е.А.Петрова, при подготовке к рассмотрению жалобы защитника публичного акционерного общества «Уралкалий» Шиман С.А. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ..... С.В. от "дата" № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ..... С.В. от "дата" № ПАО «Уралкалий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Шиман С.А., действуя в интересах ПАО «Уралкалий» на основании доверенности от "дата" , подала на данное постановление жалобу в Березниковский городской суд в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.01.2016 № 91-О.
Из материалов дела следует, что "дата" жалоба на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ..... С.В. от "дата" № подписана и подана в Березниковский городской суд ..... Шиман С.А.
В подтверждение полномочий указанного лица приложена доверенность от "дата" . Указанной доверенностью Шиман С.А. предоставлены полномочия по представлению интересов ПАО «Уралкалий» при составлении протоколов об административном правонарушении, рассмотрении дел об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными законом, в том числе с правом знакомится со всеми материалами дела, давать пояснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, подписывать протоколы об административном правонарушении и получать копии протоколов об административном правонарушении.
Указание о наделении Шиман С.А. полномочиями по обжалованию актов, принятых по таким делам (постановление по делу об административном правонарушении) в названной доверенности отсутствует.
Соответствующие полномочия Шиман С.А. не подтверждены, что исключает возможность рассмотрения жалобы по существу, в связи с чем производство по жалобе Шиман С.А. подлежит прекращено.
По смыслу положений главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе оставить без рассмотрения жалобу на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, а также прекратить производство по такой жалобе в том случае, если имеются обстоятельства, препятствующие ее рассмотрению.
Руководствуясь ст. 30.4 КоАП РФ,
о п р е д е л и л:
прекратить производство по жалобе защитника Шиман С.А. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ..... С.В. от "дата" № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Уралкалий».
Жалобу возвратить заявителю.
Судья Е.А. Петрова